Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

РОЛЬ «МОДЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО» В КООРДИНАЦИИ И ОБЪЕДИНЕНИИ ВНИМАНИЯ В ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ЧАСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-11

Полный текст:

Аннотация

Введение: в статье совместное внимание рассматривается как важнейший механизм координации совместных действий. Анализируется онтогенез способности привлекать совместное внимание другого человека для решения групповых задач. Рассмотрена роль совместного внимания в обеспечении скоординированной модели поведения в зависимости от общего намерения, которое есть у участников совместных действий. Показано, что актуальным является отображение роли развития базовых представлений о ментальном мире других людей у дошкольников в координации и сотрудничестве. Поднимается вопрос о становлении способности у дошкольников создавать обобщённый интерпсихический контекст совместного знания и объединять фокус совместного внимания.

Материалы и методы: на выборке дошкольников от 4 до 5 лет был проведён сравнительный анализ детей с разным уровнем сформированности способности идентифицировать намерения и базовой модели психического. Сопоставлены проявления группового взаимодействия в экспериментальной ситуации совместного поиска и решения проблемных задач.

Результаты исследования: проведённое исследование позволило рассмотреть феномен скоординированного внимания в ситуации совместного поиска у дошкольников. Выявлено, что объединения фокусов внимания позволяют детям быть более успешными в поиске именно при наличии группового потенциала. Именно способность ребенка координировать, переключать свое внимание и делиться опытом с другими детьми позволяет ему быть более эффективным в ситуациях социального обучения и обмена. Этот общий момент фокусировки внимания не только позволяет детям общаться, но и способствует развитию социальных и когнитивных навыков.

Обсуждение и заключения: данные подтверждают, что трудности социального взаимодействия могут быть следствием затруднения репрезентации внутренних представлений о намерениях и желаниях других людей, то есть низкого уровня сформированности модели психического. Способность детей сотрудничать и общаться с другими выстраивается на предположении и прогнозировании поведения партнёра по коммуникации.

Об авторе

Я. К. Смирнова
Алтайский государственный университет
Россия

Доцент кафедры общей и прикладной психологии факультета психологии и педагогики, кандидат психологических наук.

Барнаул, ResearcherID: N-9402-2016



Список литературы

1. Ахутина Т.В., Засыпкина К.В., Романова А.А. Предпосылки и ранние этапы развития речи: новые данные // Вопросы психолингвистики. 2013. Т. 17, №1. С. 20-43.

2. Кандида Роса Сэкейра Пикадо. Внимание в структуре совместной деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Киев, 1989. 128 с.

3. Королева Н.А., Сергиенко Е.А. Генезис соотношения модели психического и символических функций в дошкольном возрасте // Психологические исследования. 2017. Т. 10, №52. С.9.

4. Сергиенко Е.А. Модель психического как интегративное понятие в современной психологии // Психологические исследования. 2017. Т. 10, №54. С.7.

5. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического как основа становления понимания себя и другого в онтогенезе человека. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 415 с.

6. Страхов В.И. Внимание в процессе деятельности: автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1975. 50 с.

7. Страхов В.И. Психология внимания: учебное пособие. Вып.3. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1992. 128 с.

8. Тарасова Л.E. Формирование коллективного внимания младших школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук. Саратов, 1999. 18 с.

9. Тарасова Л.E., Страхов В.И., Романова Т.А. Коллективное внимание. Саратов: Изд-во педагогического института, 1997. 104 с.

10. Adamson L.B. Communication development during infancy. Madison WI: Brown and Benchmark Publishers, 1996. 256 р.

11. Akhtar N., Carpenter M., Tomasello M. The role of discourse novelty in early word learning // Child Development. 1996. Vol. 67, no. 2. Рр. 635-645. DOI: 10.2307/1131837.

12. Baldwin D.A. Understanding the link between joint attention and language // Joint attention: Its origins and role in development / eds. C. Moore, P.J. Dunham. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1995. Рр. 131-158.

13. Baron-Cohen S. Mind Blindness. Cambridge, MA: MIT Press, 1995. 198 р.

14. Boesch C., Boesch H. Hunting behavior of wild chimpanzees in the Taï-National Park // American Journal of Physical Anthropology. 1989. Vol. 78, no. 4. Рр. 547-573. Available at: https://www.eva.mpg.de/fileadmin/content_files/staff/boesch/pdf/am_jour_phys_anth_hunt_behav.pdf (accessed: 05.06.2018).

15. Bruner J. Child's talk: Learning to Use Language. New York, 1985. 144 р.

16. Butterworth G., Franco F. Motor development: communication and cognition // Kalverboer L., Hopkins B., Gueze R.H. (eds) // Motor Development in Early and Later Childhood: Longitudinal Approaches. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. Pp. 153-165. Available at: https://doi.org/10.1017/CBO9780511663284.012 (accessed: 05.06.2018).

17. De Jaegher H., Di Paolo E., Gallagher S. Can social interaction constitute social cognition? // Trends cognitive sciences. 2010. Vol. 14, no. 10. Pр. 441-447. DOI: 10.1016/j.tics.2010.06.009

18. Emery N.J. The eyes have it: the neuroethology, function and evaluation of social gaze // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2000. Vol. 24. Рр. 581-604. Available at: http://www.ece.uvic.ca/~bctill/papers/facerec/Emery2000.pdf (accessed: 05.06.2018).

19. Fiebich A., Gallagher S., Hutto D. Pluralism, interaction and the ontogeny of social cognition // Kiverstein J. (ed) Routledge Handbook of Philosophy of the Social Mind. London: Routledge, 2017. Pp.208-221.

20. Gallagher S.,Hutto D. Understanding others through primary interaction and narrative practice // Zlatev J., Racine T., Sinha C., Itkonen E. (eds) The Shared Mind: Perspectives on Intersubjectivity. Amsterdam: John Benjamins, 2008. Рp. 17-38.

21. Knoblich G., Sebanz N. Evolving intentions for social interaction: from entrainment to joint action // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2008. Vol. 363, no.1499. Рр. 2021-2031. doi: 10.1098/rstb.2008.0006

22. Ibanez L.V., Caroline J, Grantz, Daniel S. Messinger. The Development of Referential Communication and Autism Symptomatology in High-Risk Infants // Infancy. 2013. Vol. 18, no. 5. Pp. 687-707. DOI: 10.1111/j.1532-7078.2012.00142.x

23. MacPherson A.C., Moore C. Attentional control by gaze cues in infancy / eds. R. Flomm, K. Lee, D. Muir // Gaze-Following: Its Development and Significance Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2007. Pp. 53-76.

24. McClung J.S., Placi S., Bangerter A., Clement F., Bshary R. The language of cooperation: shared intentionality drives variation in helping as a function of group membership // The Royal Society. 2017. Vol. 284, issue 1863. DOI: https://doi.org/10.1098/rspb.2017.1682

25. Moll H., Richter N., Carpenter M., Tomasello M. Fourteen-Month-Olds Know What «We» Have Shared in a Special Way // Infancy. 2008. Vol. 13, no. 1. Рр. 90-101. DOI: 10.1080/15250000701779402.

26. Moll H., Tomasello M. Cooperation and human cognition: the Vygotskian intelligence hypothesis // Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2007. Vol. 362, no. 1480. Рр. 639-648. DOI: 10.1098/rstb.2006.2000.

27. Moore C., Dunham P., Hillsdale N.J. Joint Attention: Its Origins and Role in Development. Lawrence Erlbaum Associates, 1995. 294 p.

28. Mundy P., Sullivan L., Mastergeorge A.M. A parallel and distributed-processing model of joint attention, social cognition, and autism // Autism research. 2009. Vol. 2, no. 1. Pр. 2-21. DOI: 10.1002/aur.61

29. Nowakowski M.E., Tasker S.L., Schmidt L.A. Establishment of joint attention in dyads involving hearing mothers of deaf and hearing children and its relation to adaptive social behavior // American Annals of the Deaf. 2009. Vol. 154, no. 1. Pр. 15-29.

30. Ozonoff S. Components of executive function in autism and other disorders // Russell J. (ed.) Autism as an executive disorder. Oxford: Oxford University Press, 1997. Pр. 179-211.

31. Risko E.F., Laidlaw K.E.W., Freeth M., Foulsham T., Kingstone A. Social attention with real versus reel stimuli: toward an empirical approach to concerns about ecological validity // Front. Hum. Neurosci. 2012. Vol. 6. Р. 143. DOI: 10.3389/fnhum.2012.00143

32. Scaife M., Bruner J. The capacity for joint visual attention in the infant // Nature. 1975. Vol. 253. Pр. 265-266.

33. Striano T., Chen X., Cleveland A., Bradshaw S. Joint attention social cues influence infant learning // European Journal of Developmental Psychology. 2006. Vol. 3, issue 3. Pp. 289-299. DOI: 10.1080/17405620600879779

34. Tipper S.P., Grison S., Kessler K. Long-term inhibition of return of attention // Psychological Science. 2003. Vol. 14, issue 1. Рр. 19-25. DOI: 10.1111/1467-9280.01413

35. Tomasello M. A Natural History of Human Morality. Harvard: University Press, 2016. 208 p.

36. Tomasello M. Understanding and sharing of intentions: the origins of cultural cognition // Behavioral and Brain Sciences. 2005. Vol. 28, issue 5. Pр. 675-691. DOI: 10.1017/S0140525X05000129

37. Tomasello M., Moll H. Why don't apes understand false beliefs? // Banaji M.R., Gelman S.A. (eds) Navigating the social world: What infants, children, and other species can teach us. Oxford: Oxford University Press, 2013. Рр. 81-87.


Просмотров: 169


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)