Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

МОНИТОРИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЬЮТЕРОВ И СИСТЕМНЫХ ТРЕБОВАНИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-12

Полный текст:

Аннотация

Введение: в процессе подготовки специалистов в самых различных сферах деятельности одним из стратегических направлений является обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья. Главная задача состоит в том, чтобы сделать высшую школу более «сензитивной» по отношению к обучающимся с ограниченными возможностями, предоставить им большую свободу выбора, основанную, прежде всего, на стремлении студентов получить интересную для себя профессию. Одно из главных направлений деятельности на этом пути – устранение всевозможных барьеров в образовании – основывается на использовании информационно-коммуникационных технологий.  Многоцелевое использование средств электронно-вычислительной техники в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья позволяет внедрить основные классические дидактические принципы осуществления процесса обучения и воспитания (научности, систематичности и последовательности, сознательности и прочности обучения, принципов активности обучающихся и наглядности), а также повышает действенность принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. В условиях профессиональной деятельности в образовательных организациях обозначается тенденция к запросу высокопроизводительных вычислительных средств – персональных компьютеров, рабочих станций, объединенных телекоммуникационными компьютерными сетями. Перед образовательной организацией возникает проблема выбора первоочередности инвестирования, ставится вопрос о том, какой объект информационных технологий более приоритетен для формирования электронной образовательной среды. При этом, с одной стороны, имеет смысл предположение об инвестировании в технологическое оборудование, чей физический износ (во многих случаях – предельный) и моральное устаревание способствуют ухудшению качества организации образовательной деятельности, ее технологических возможностей и удорожанию. С другой стороны, научно-технический прогресс предлагает новые решения и функциональности в виде современных информационных технологий. Однако для того чтобы эффективность использования информационных технологий была максимальной, необходимы контроль и оценка вычислительных мощностей персональных компьютеров. В связи с этим цель научного исследования – проведение мониторингового анализа эффективности профессиональных компьютеров и системных требований для своевременного выявления устаревших персональных компьютеров и прогнозирования потенциального срока службы персональных компьютеров в образовательной организации для определения готовности вуза к созданию и поддержке инклюзивной образовательной среды.

Материалы и методы: для проведения мониторингового анализа эффективности профессиональных компьютеров и системных требований для организации электронно-образовательной среды вуза в условиях образовательной инклюзии было введено разделение учебного процесса на три направления: «Инженерная графика», «Программирование» и «Информатика». В рамках каждого направления был определен свой опорный программный продукт – продукт, являющийся наиболее часто используемым в рамках этого направления обучения и/или наиболее затратным по потребляемым ресурсам. Для направления «Инженерная графика» опорным продуктом был выбран «AutoCAD», для направления «Программирование» – «Microsoft Visual Studio», для направления «Информатика» – «Microsoft Office».

Результаты исследования: прогнозирование в нашем исследовании представлено как построение линии тренда (график функции прогнозирования). С помощью данной функции рассчитаны примерные рейтинги программных продуктов последующих версий, что позволило отследить физическое и моральное устаревание кабинетов.

Обсуждение и заключения: многолетний опыт использования информационных технологий в процессе обучения доказывает готовность образовательной организации к эффективному созданию инклюзивной образовательной среды с целью формирования у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья успешной социализации и профессионального развития.

Об авторах

П. А. Егорова
Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии
Россия

Егорова Полина Александровна – доцент кафедры психологии и реабилитационных технологий.

Москва



Т. Г. Мухина
Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии
Россия

Мухина Татьяна Геннадьевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и реабилитационных технологий.

Москва



С. Н. Сорокоумова
Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии
Россия

Сорокоумова Светлана Николаевна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и реабилитационных технологий.

Москва


Д. Д. Мухина
Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
Россия

Мухина Дарья Дмитриевна – студент 5 курса.

Нижний Новгород


Список литературы

1. Байрамов В.Д., Герасимов А.В., Тюрин А.В. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в современной России: теоретико-методические аспекты. М., 2012. С. 47-65.

2. Егорова П.А., Мухина Д.Д., Сорокоумова С.Н., Мухина Т.Г., Сорокина Т.М. Активизация речевого общения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшей школы // Язык и культура. 2018. №42. С. 181-198.

3. Егорова П.А., Сорокоумова С.Н. Профессиональная деятельность психолога в инклюзивном образовании: методологические позиции исследования // Нижегородское образование. 2014. №3. С. 149-156.

4. Ивенских И.В., Сорокоумова С.Н., Суворова О.В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивной практики // Вестник Мининского университета. 2018. №1.

5. Каштанова С.Н. О некоторых проблемах и тенденциях развития образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Вестник Мининского университета. 2017. №3(20). С. 11.

6. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные формы проведения занятий // Великие реки – 2013: Труды конгресса 15-ого Международного научно-промышленного форума. Н. Новгород, 2014. С. 42-44.

7. Мухина Т.Г., Мухина Д.Д. Нормативно-правовые аспекты подготовки педагогов высшей школы к работе с обучающимися с ОВЗ // Подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта: сборник материалов международной научно-практической конференции (Чебоксары, 22 декабря 2017 г.) / под ред. Л.А. Абрамовой. Чебоксары, 2017. С. 32-35.

8. Мухина Т.Г., Копосов Е.В., Бородачев В.В. История и перспективы развития дополнительного профессионального образования в России // Приволжский научный журнал. 2013. №3(27). С. 123-128.

9. Мухина Т.Г., Лукичев И.Г., Сутугин А.Ю. Проектирование развития коммуникативной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №6. С.41-45.

10. Мухина Т.Г. Старова Т.Э. Ретроспективный анализ организации гражданского воспитания молодежи в вузах России // Высшее образование сегодня. 2017. №4. С. 46-51.

11. Мухина Т.Г., Сутугин А.Ю. Педагогизация поликультурной образовательной среды вуза как условие формирования коммуникативной культуры студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №10. С. 82-83.

12. Повшедная Ф.В., Малинин В.А., Мухина Т.Г., Гуриков А.В. Роль инновационного университета в системе "Школа-вуз" // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Н. Новгород, 2015. С. 172-176.

13. Положение об обучении инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ННГАСУ. URL: http://www.nngasu.ru/sveden/document/polozh_ob_obuch_invalidov_01.09.2017.pdf (дата обращения: 03.10.2018).

14. Сведения об образовательной организации. Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса в ННГАСУ. URL: http://www.nngasu.ru/sveden/objects (дата обращения: 03.10.2018).

15. Сорокоумова С.Н., Егорова П.А. Психологическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации // Мир науки, культуры, образования. 2017. Т. 5 (66). С.258-268.

16. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2010. Т. 12. №3-1. С. 134-136.

17. Сорокоумова С.Н., Никулина О.В. Развитие профессиональной конкурентоспособности студентов строительных специальностей на современном рынке труда // Приволжский научный журнал. 2015. №2(34). С. 267-271.

18. Сорокоумова С.Н., Мухина Т.Г., Суворова О.В. Приоритетные принципы построения модели психологического сопровождения инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья // Теория и практика воспитания: педагогика и психология: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского. М., 2016. С. 190-194.

19. Сорокоумова С.Н. Инклюзивное образование: учебное пособие для студентов и аспирантов психологических факультетов по направлению «Психолого-педагогическое образование». М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. 203 с.

20. Сорокоумова С.Н. Организация инклюзивного обучения в условиях модернизации образования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2011. Т. 13. №2-3. С. 618-620.

21. Сорокоумова С.Н., Суворова О.В., Мухина Т.Г. Психологическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2016. №5. С. 106-114.

22. Сорокоумова С.Н. Организация психологической помощи в условиях инклюзивного образования // Приволжский научный журнал. 2011. №3(19). С. 214-218.

23. Суворова О.В., Сычева Е.С. Развитие когнитивно-личностных профессиональных качеств у студентов психолого-педагогических специальностей: монография. Н. Новгород, 2012. 239 с.

24. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. The Projective Study of The Impact of The Vertical Position of a Person on The Nosological Specificity of Psychosomatic Risk // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Vol. 7, no. 6. Pp. 685-691. Available at: https://www.rjpbcs.com/pdf/2016_7(6)/[86].pdf (accessed: 04.09.2018).

25. Global status report on noncommunicable diseases 2010. Available at: http://www.who.int/nmh/publications/ncd_report_full_en.pdf (accessed: 04.09.2018).

26. Ivanova N.V., Minaeva E.V., Lapin N.I., Suvorova O.V., Mamonova E.B. Specifics of the dynamics of educational activity motivation and antimotivation in students of a pedagogical university // Espacios. 2017. Vol. 38, no. 40. P. 20. Available at: http://www.revistaespacios.com/a17v38n40/17384020.html (accessed: 04.09.2018).

27. Längle A., Orgler C., Kundi M. Die Existenzskala. Manual. Göttingen: Hogrefe, 2000.

28. Längle A., Orgler Ch., Kundi M. The Existence Scale. A new approach to assess the ability to find personal meaning in life and to reach existential fulfilment // European Psychotherapy. 2003. Vol. 4, no. 1. Pp. 135-151.

29. Muhina T., Aboimova I., Kulagina A., Trophimov V., Chigarov E. Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to training // IEJME — Mathematics education. 2016. Vol.11, no. 10. Pp. 3463-3467.

30. Mukhina T.G., Malinin V.A. The program of business training of youth for entrepreneurial activity in the conditions of an integrative complex "School – Higher Education" // Social Sciences & Arts Conference: SGEM 2018. Vienna Scientific Sessions 19-22 March, 2018. 2018. Vol. 5. Pp. 625-630.

31. Nikonova E.I., Sharonov I.A., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774. Available at: http://www.ijese.net/makale/593 (accessed: 04.09.2018).

32. Rong Ju, Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.01003a

33. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs: General and Applied. 1966. Vol. 80, no. 1. (Whole No. 609). Available at: https://pdfs.semanticscholar.org/161c/b7ac92d7571042bb11ebdaaa1175be8079f8.pdf (accessed: 04.09.2018).

34. Salkhanova Zh. Competence in the context of modern educational system // Cross‐Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES). November 2016. Issue III. Pp. 7-20. Available at: http://docplayer.ru/77249743-Cross-cultural-studies-education-and-science-ccs-es.html (accessed: 04.09.2018).

35. Sedova-Hotaling E. Transformative learning: from theory 20 to practice // Cross‐Cultural Studies: Education and Science (CCS&ES) Issue III, November 2016. Р.20-26. November 2016. Issue III. Pp. 7-20. Available at: http://docplayer.ru/77249743-Cross-cultural-studies-education-and-science-ccs-es.html (accessed: 04.09.2018).

36. Sorokoumova S.N., Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Potekhina E.V. Diagnostics of psychosomatic risk in psychotherapeutic practice // International Journal of Environmental and Science Education (IJESE) (academic journal). 2016. Vol. 11, no. 18. Pp. 12566-12575.

37. Suvorov O.V. The model of a polysubject communicative-cognitive environment of an educational institution // University Bulletin (State University of Management). 2011. Vol. 14. Pp. 127-131.

38. Wallston K.A., Wallston B.S. Health locus of control scales // Lefcourt H. (Ed.). Research with the Locus of Control Construct New York: Academic Press, 1981. Pp. 189-243.


Просмотров: 122


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)