Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-13

Полный текст:

Аннотация

Введение: необходимость исследования актуального состояния мотивации профессиональной деятельности педагогов высшего образования определяется возрастающей социальной ролью преподавателей вуза в развитии современного общества. Однако в ряде исследований отмечается, что в настоящее время преподаватели вузов оказались в наиболее сложном положении, что вызвано снижением социального и общественного признания ценности профессии, кадровым дефицитом, текучестью и старением профессорско-преподавательского состава. В качестве особой проблемы выделяется кризис мотивации и профессиональной идентичности в сфере высшего образования на фоне значительного усложнения труда преподавателя современной высшей школы. В этих условиях на первоочередной план выходят задачи разработки и проведения принципиально новой, эффективной управленческой политики, направленной на привлечение, удержание и мотивацию высококвалифицированных научно-педагогических кадров. Отправным шагом на пути решения данной проблемы должно стать разностороннее, многогранное исследование мотивации труда современного преподавателя вуза.

Материалы и методы: в статье представлен комплекс методик, позволяющих разносторонне оценить актуальное состояние мотивации труда преподавателей вуза: опросник «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир), вопросник для выявления факторов, стимулирующих обучение, развитие и саморазвитие преподавателей и препятствующих им (Т.М. Шамова), анкета для изучения мотивации профессиональной деятельности преподавателя вуза (Е.Г. Гуцу).

Результаты исследования: представлены результаты пилотажного исследования мотивации труда преподавателей вуза. Выявлено представление преподавателей о факторах, стимулирующих профессиональное развитие и препятствующих ему, субъективное восприятие преподавателями происходящих в высшем образовании изменений.

Обсуждение и заключения: проведенное исследование позволяет предположить, что управление мотивацией труда преподавателей с помощью административных ресурсов не всегда приводит к развитию трудовой мотивации преподавателей вуза и поставить вопрос о необходимости поиска внутренних резервов для развития мотивации педагога высшей школы.

Просмотров: 1659


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)