ВИРТУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ВУЗА
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-4-7
Аннотация
Введение: актуальность данной темы обусловлена тем, что виртуальная образовательная среда способствует развитию самостоятельного и критического мышления у студентов вузов, которые готовы приспособиться к постоянно изменяющемуся окружающему миру, к профессиональному развитию, постоянному росту качества знаний, умений, навыков и профессионально-личностных качеств, способны видеть и творчески подходить к решению возникающих практических задач.
Целью исследования является теоретическое обоснование педагогических условий эффективности самостоятельной работы студентов с использованием виртуальной образовательной среды.
Объектом исследования выбрана самостоятельная работа студентов вуза.
Предметом исследования является организация самостоятельной работы студентов с использованием виртуальной образовательной среды.
Научная новизна, исследования заключается в следующем:
– обоснована целесообразность и необходимость педагогического обеспечения самостоятельной работы с применением виртуальной образовательной среды;
– обозначены педагогические условия организации самостоятельной работы студентов с применением программных средств;
– сформулировано понятие и предложена структура (состав) учебно-методического модуля.
Также в статье приведено теоретическое обоснование дидактических особенностей электронного программного комплекса и условий для его внедрения в учебный процесс, которые обеспечивают продуктивную самостоятельную работу студентов.
Материалы и методы: при написании статьи использовались следующие методы – анализ отечественной и зарубежной литературы, сравнительный анализ, педагогический эксперимент, метод экспертных оценок.
Результаты исследования: практическая значимость работы заключается в разработке электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК) для различных уровней образования на платформе Moodle по дисциплинам «Информационная безопасность», «Операционные системы» (Мининский университет), позволяющих стимулировать стремление к обучению студентов, эффективно организовывать самостоятельную деятельность и активизировать познавательную деятельность студентов.
Обсуждения и заключения: грамотная организация самостоятельной работы в виртуальной образовательной среде и использование современных инструментальных средств для этого существенно улучшает качество профессиональной подготовки специалистов.Об авторах
А. В. ПоначугинРоссия
Поначугин А.В. – доцент, кандидат экономических наук.
Ю. Н. Лапыгин
Россия
Лапыгин Ю.Н. – профессор, доктор экономических наук.
Список литературы
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 380 с.
2. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. М.: Транс-сервис, 1997. 225 с.
3. Бурцева Л.П. Методика профессионального обучения: учебное пособие. М.: Флинта, 2016. 160 c.
4. Вдовенко Л.А. Информационная система предприятия. М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. 240 c.
5. Вдовин В.М., Суркова Л.Е. Предметно-ориентированные экономические информационные системы: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2016. 388 c.
6. Вымятнин В.М., Демкин В.П., Можаева Г.В., Руденко Т.В. Мультимедиакурсы: методология и технология разработки. URL: http://ido.tsu.ru/ss/?unit=223 (дата обращения: 23.09.2018).
7. Гарунов М.Г., Пидкасистый П.И. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1978. 315 с.
8. Гвоздева В.А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы. М.: Форум, Инфра-М, 2017. 544 c.
9. Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения // Воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся. Часть 1. Казань, 1969. 36 с.
10. Голубчиков С.Н. Образование или Интернет-образование // Энергия: экономика, техника, экология. 2015. №11. С. 45-50.
11. Гома Хассан. UML. Проектирование систем реального времени, параллельных и распределенных приложений. М.: ДМК Пресс, 2016. 700 c.
12. Гультяев А.К. Macromedia Authorware 6.0. Разработка мультимедийных учебных ресурсов. СПб.: Корона-Принт, 2007. 400 c.
13. Далматов Б.И. Методика обучения информатике: учебное пособие. СПб.: Лань, 2016. 384 c.
14. Дятлов С.А. Нейросетевое образование в цифровую эпоху: теория и практика // Инновации. 2017. №8. С. 91-95.
15. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Учпедгиз, 1961. 239 с.
16. Зубов В.Е. Проблемы и перспективы развития электронного обучения в России // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, №4. С. 636-643.
17. Зимняя И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2006. №6. С. 20-26.
18. Ивлев В.А., Попова Т.В. ABIS. Информационные системы на основе действий. М.: 1С-Паблишинг, 2017. 248 c.
19. Информационные системы – миф и действительность. М.: Знание, 2016. 887 c.
20. Исаева П.М. Роль информационно-образовательной среды в повышении эффективности образовательного процесса // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2016. №2(36). С. 75-79.
21. Криницкий Н.А., Миронов Г.А., Фролов Г.Д. Автоматизированные информационные системы. М.: Наука, 2016. 380 c.
22. Мальченко Н.С., Елисеев А.Б., Бессарабова В.В. Организация самостоятельной работы студентов с использованием информационно-образовательной среды вуза // Информационно-технологическое обеспечение образовательного процесса государств-участников СНГ: сборник докладов Международной интернет-конференции. Минск, 2012. С. 198-203. URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/27788/1/Malchenko_ito_2012.pdf (дата обращения: 02.07.2018).
23. Молибог А.Г. Вопросы научной организации педагогического труда в высшей школе. Минск: Высшая школа, 1975. 197 с.
24. Никандров Н.Д., Коронатов Г.А., Pay В.Г., Халиуллин Р.Н. Инструмент для управления самостоятельной работой // Вестник. Высшая школа. 1976. №10. C. 15-20.
25. Новые информационные технологии в образовании: материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 1-4 марта 2011 г.): в 2 ч. Екатеринбург, 2011. Ч. 1. 318 с.
26. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Педагогическое общество России, 2005. 245с.
27. Петрова Л.А., Берестнева Е.В., Бригадин А.А. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации ФГОС ВО // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2-1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19211 (дата обращения: 02.07.2018).
28. Сычева Н.В., Хасанова Н.А., Алейникова А.О. Некоторые аспекты технологии создания фонда оценочных средств в вузе в рамках контекстного подхода в образовании // Ростовский научный журнал. 2017. №6. С. 97-102.
29. Чумаков А.Н. Интернет как новационная форма образования в условиях глобализации // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т.6, №3. С. 398-407.
30. Шишлина Н.В. Автор электронного курса: учебно-методическое пособие. Ижевск, 2015. 77 с.
31. Юцявичене П.А. Теоретические основы модульного обучения: дис. ... д-ра пед. наук. Вильнюс, 1990. 183 с.
32. Bolton D.L. Exemplary uses of technology in education // The New Educational Review. 2006. Vol. 10(3). Pp. 227-244.
33. Bronkhorst L., Meijer P., Koster B., Vermunt J. Fostering meaning-oriented learning anddeliberate practice in teacher education // Teaching and Teacher Education. 2016. Vol. 27. Pp. 1120-1130.
34. Budsankom P., Sawangboon T., Damrongpanit S., Chuensirimongkol J. Factors affecting higher order thinking skills of students: A meta-analytic structural equation modeling study // Educational Research and Reviews. 2016. Vol. 10(19. Pp. 2639-2652.
35. Dawley L. Social networking knowledge construction: Emerging virtual world pedagogy // On the Horizon. 2009. Vol. 17(2). Pp. 109-121.
36. Ennis R.H. The nature of critical thinking: Outlines of general critical thinking dispositions and abilities. Available at: https://education.illinois.edu/docs/default-source/faculty-documents/robert-ennis/thenatureofcriticalthinking_51711_000.pdf?sfvrsn=7bb51288_2 (accessed: 27.07.2018).
37. Gunawardena C.N., McIsaac M.S. Distance education. Available at: http://ocw.metu.edu.tr/file.php/118/Week10/Gunawardena-McIsaac-distance-ed.pdf (accessed: 27.07.2018).
38. Jonassen D.H. (ed.) Handbook of Researchon Educational Communications and Technology. 2nd ed. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum, 2004.
39. Jang J., Reeve J. Engaging Students in Learning Activities: It Is Not Autonomy Support or Structure but Autonomy Support and Structure // Journal of Educational Psychology. 2016. Vol. 102(3). Pp. 588-600.
40. Jones A., Scanlon E., Clough G. Mobile Learning: Two case studies of supporting inquiry learning in informal and semiformal settings // Computers & Education. 2011. Vol. 61. Pp. 21-32
41. Osman G., Duffy T., Chang J., Lee J. Learning through collaboration: student perspectives // Asia Pacific Education Review. 2016. Vol. 12(4). Pp. 547-558.
42. Remesal A. Primary and secondary teachers’ conceptions of assessment: A qualitative study // Teaching and Teacher Education. 2010. Vol. 27(2). Pp. 472-482.
43. Roblyer M.D., Knezek G.A. New millennium research for educational technology: A call for a national research agenda // Journal of Research on Technology in Education. 2003. Vol. 36(1). Pp. 60-71.
44. Saavedra A., Opfer V. Learning 21st-century skills requires 21st-century teaching // Phi Delta Kappan. 2012. Vol. 94(2). Pp. 8-13.
45. Sobon A. ICT Tools Support of Erasmus+: Lessons Learned of Polish Military Universities // Ishmuhametov I., Misnevs B. (eds) International Scientific and Educational Conference «Actual Problems of Education» (25-26 February, 2016). Riga, 2016. Available at: http://www.tsi.lv/sites/default/files/editor/science/Conferences/MIP2016/mip_2016_2v_1.pdf (accessed: 23.07.2018).
46. Schuh K. Knowledge Construction in the Learner-Centered. Classroom // Journal of Educational Psychology. 2003. Vol. 95(2). Pp. 426-442.