Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ОТКРЫТОГО СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В МИНИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-4-8

Полный текст:

Аннотация

Введение: в настоящее время значительное влияние на процессы регионального развития в сферах образовательно-научной и социально-культурной деятельности оказывает деятельность региональных образовательных организаций, в том числе региональных университетов. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина как один из ведущих вузов региона активно реализует Программу трансформации в университетский центр социального развития Нижегородской области.

Материалы и методы: исследование осуществлялось на основе научно-педагогических методов анализа, сравнительного обобщения и систематизации теоретических и эмпирических источников, определяющих необходимую объективность и эвристичность выводов.

Результаты исследования: в статье представлен опыт создания и функционирования открытого образовательного пространства в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина. Описанное в статье открытое образовательное пространство базируется на идеях социального проектирования и конвенции поколений с координационным центром в структуре педагогического вуза.

В статье описана концепция создания открытой социально-образовательной среды, а также подходы, на которых базируется реализация концепции: системный, компетентностный, деятельностный и личностно ориентированный подход.

В рамках проектирования открытого социально-образовательного пространства была разработана модель, центральным звеном которой выступает социально-образовательный центр «Территория возможностей» Мининского университета. Ведущей идеей, положенной в основу работы центра, является идея социального проектирования и идея конвенции поколений.

Авторами описан опыт реализации проекта «Социально-образовательная среда «Территория возможностей»», который стартовал в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина в 2018 г.

Управленческой структурой реализации проекта стал центр «Территория возможностей», объединивший  заинтересованные стороны, включая созданное одноименное студенческое объединение, научно-педагогических работников Мининского университета, органы муниципального управления, комплексные центры социального обслуживания населения районов Нижнего Новгорода, Областную организацию ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, Центр детского творчества Автозаводского района Нижнего Новгорода, Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации и др.

Обсуждение и заключения: целью публикации статьи является обобщение полученного авторами опыта в создании и управлении работой открытых образовательных пространств для лиц различных возрастных категорий, реализующих свою деятельность в том числе и с привлечением волонтеров. Новизну и интерес могут представлять как сам подход авторов к решению поставленной задачи, так и некоторые практические результаты, полученные при реализации социальной и образовательной деятельности с лицами различных возрастных групп на базе педагогического вуза.

Об авторах

М. Л. Груздева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия
Груздева Марина Леонидовна – доктор педагогических наук, профессор.


А. А. Толстенева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия
Толстенева Александра Александровна – доктор педагогических наук, профессор.


Список литературы

1. Амбарцумян Р.М. Классификация современных региональных социально-образовательных проектов: опыт эмпирического исследования. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2017.7.6

2. Амбарцумян Р.М. Социально-образовательный проект как социальное действие // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2017. №2(46). С.108-112.

3. Амбарцумян Р.М. Социально-образовательный проект как фактор снижения неопределенности: социологический подход. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialno-obrazovatelnyy-proekt-kak-faktor-snizheniya-neopredelennosti-sotsiologicheskiy-podhod (дата обращения: 11.08.2018).

4. Бочанов М.А., Чернухина Е.Е. Волонтерское движение – российский опыт и мировая практика. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/volonterskoe-dvizhenie-rossiyskiy-opyt-i-mirovaya-praktika (дата обращения: 10.08.2018).

5. Герон Т. Экономика совместного пользования // Forbes Kazakhstan: электронный журнал. 2018. №19. URL: https://forbes.kz/finances/markets/ekonomika_sovmestnogo_polzovaniya (дата обращения: 20.08.2018).

6. Диалектика преемственности поколений. Взаимодействие поколений. URL: https://cyberpedia.su/6x2e86.html (дата обращения: 20.08.2018).

7. Кранзеева Е.А. Новые модели университетов: вклад в региональное развитие // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Том 21, №5. С.64-73.

8. Лешуков О.В., Фрумин И.Д. Флагманские вузы: от советского опыта к поиску новой модели // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Том 21, №4. С. 22-28.

9. Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. Самара: Самарский университет, 2003. 278 с.

10. Попов А.А. Социально-философские основания современных практик открытого образования: автореф. дис. … д-ра филос. наук. Томск, 2009.

11. Приоритетные направления деятельности 2016-2017 годов по реализации стратегии развития Мининского университета. URL: https://mininuniver.ru/about/priority-projects-2016-20170 (дата обращения: 20.08.2018).

12. Садыкова Х.Н. Системный анализ межпоколенческих взаимодействий // Современные проблемы науки и образования: электронный журнал. 2015. №1. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20225 (дата обращения: 20.08.2018).

13. Федоров А.А. От поддержки и сопровождения жизненного цикла профессии «учитель» к конвенции поколений // Аккредитация в образовании: электронный журнал. 2017. №8(92). URL: http://www.akvobr.ru/novoe_pedagogicheskoe_obrazovanie.html (дата обращения: 20.08.2018).

14. Диалектика преемственности поколений. Взаимодействие поколений. URL: https://cyberpedia.su/6x2e86.html (дата обращения: 20.08.2018).

15. Страховой портал. URL: https://insur-portal.ru/pension/kolichestvo-pensionerov-v-rossii (дата обращения: 20.08.2018).

16. Центр изучения пенсионной реформы. URL: http://rospens.ru/research/analytics/pensionery-v-mire-informatsionnykh-tekhnologiy.htm (дата обращения: 20.08.2018).

17. Портал Банки.ру. URL: http://www.banki.ru/wikibank/finansovaya_gramotnost/ (дата обращения: 05.09.2018).

18. Финансовая грамотность для пенсионеров и школьников. URL: https://iklife.ru/finansy/finansovaya-gramotnost-chto-eto-takoe-i-zachem-ona-nuzhna.html (дата обращения: 05.09.2018).

19. Нижний Новгород. Официальный городской портал. URL: http://нижнийновгород.рф/gorod/prioritetnie-proekti/prioritetniy-proekt-formirovanie-komfortnoy-gorodskoy-sredi/zhitelyam/realizatsiya-programmi-quotformirovanie-komfortnoy-gorodskoy/ (дата обращения: 05.09.2018).

20. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9, no. 22. P. 95568.

21. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Students' network project activities in the context of the information educational medium of higher education institution // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 11. Pp. 4578-4586.

22. Manzuoli Cristina Hennig, Cifuentes Yasbley Segovia. Computing Education Competence in Higher Education: Challenges for Teachers // American Journal of Educational Research. 2013. Vol. 1, no. 9. Pp. 406-412. DOI: 10.12691/education-1-9-9

23. Eva de Leraa, Magí Almirallb, Carles Fernândezb, Mercé Gisberta. Universitat Oberta de Catalunya, Barcelona, Spain. Designing Innovative Open Spaces for Learning: The Case of the Open University of Catalunya // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. Vol. 55. Pp. 1000-1008. DOI: 10.1016/j.sbspro.2012.09.590

24. Armstrong Lloyd. Barriers to Innovation and Change in Higher Education. Available at: https://www.tiaainstitute.org/public/pdf/barriers-to-innovation-and-change-in-higher-education.pdf (accessed: 07.08.2017).

25. Barber M., Donnely K., Rizvi S. An avalanche is coming. Higher education and the revolution ahead. Institute for Public Policy Research.Washington. Columbia region, 2013. Available at: http://med.stanford.edu/smili/support/FINAL%20Avalanche%20Paper%20110313%20(2).pdf (accessed: 07.08.2017).

26. Belinova N.V., Bichevа I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Кhizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future teacher // Revista ESPACIOS. Año 2017. Vol. 38, no. 25. Р. 9.

27. ChanLin Lih-Juan. Technology integration applied to project-based learning in science // Innovations in Education and Teaching International. 2008. Vol. 45. Pp. 55-65.

28. Depsames L., Markova S., Tsyplakova S., Yakovleva S., Shherbakova E. Principles of building of objective-spatial environment in an educational organization // International Electronic Journal of Mathematics Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3457-3462.

29. Egorov E.E., Lebedeva T.E., Bulganina S.V., Vasilyeva L.I. Some aspects of the implementation of the principle of transparency in Russian universities: research, experience, perspectives // International Education Studies. 2015. Vol. 8, no. 5. Pp. 191-204.

30. Hanushek E.A. The economic value of higher teacher quality. Available at: http://www.urban.org/UploadedPDF/1001507-Higher-Teacher-Quality.pdf (accessed: 07.08.2017).

31. Bulganina S.B., Golubeva O.B., Lebedeva T.E., Prokhorova M.P. Managing students’ independent work at university // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). 2017. Vol. 7, no. 10.

32. Stepien W.J., Gallagher S.A., Workman D. Problem-based learning for traditional and interdisciplinary classrooms // Journal for the Education of the Gifted. 1993. Vol. 16. Рp. 338-357.

33. Thomas J.W. A review of research on project-based learning. Report prepared for The Autodesk Foundation. Retrieved May 18, 2009. Available at: http://www.bie.org/index.php/site/%20RE/pbl_research/29 (accessed: 12.01.2018).


Просмотров: 120


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)