Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ОТБОРА И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ОДАРЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Полный текст:

Аннотация

Введение: В статье в контексте быстро развивающегося современного российского педагогического образования представлен анализ концептуальных основ педагогической одаренности. Авторами показаны современные условия, актуализирующие задачи работы с педагогически одаренными старшеклассниками и студентами педагогических направлений подготовки. Вводится оригинальное авторское понятие педагогической одаренности, в отличие от других подходов делается акцент на понимании одаренности как генетически обусловленном компоненте способностей.

Материалы и методы: Основными методами проведенного исследования является анализ, синтез и формализация, моделирование, педагогическое проектирование, описание подходов и принципов выявления отбора и сопровождения педагогически одаренных молодых людей.

Результаты исследования: Структура педагогической одаренности рассматривается как сложное взаимодействие неоднородных по своему внутреннему содержанию универсальных и специальных компонентов. Излагаются концептуальные основы выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи. Методологической основой выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи является единство индивидуально-личностного, событийно-деятельностного, системного подходов. Практические возможности реализации представленных в статье основных подходов обоснованы совокупностью взаимодополняющих принципов работы с педагогически одаренными обучающимися школ и университетов.

Обсуждение и заключения: Анализ концептуальных основ выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи составляет перспективу исследования, проектирования и реализации форм и методов работы с педагогически одаренной молодежью. Статья адресована преподавателям вузов и школ, организаторам мероприятий для выявления, отбора и сопровождения педагогически одаренной молодежи, создателям психолого-педагогических и педагогических классов в средних общеобразовательных школах.

Об авторах

Е. Ю. Илалтдинова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия

Илалтдинова Елена Юрьевна – доктор педагогических наук, доцент.

Нижний Новгород.



С. В. Фролова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия

Фролова Светлана Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент.

Нижний Новгород.



Список литературы

1. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников. М.: НИИ школьных технологий, 2010. 336 с.

2. Базарнова Н.Д., Фролова С.В., Фролов В.А., Горячева Н.А., Правдина О.В. Наставничество как инструмент профессиональной адаптации молодого педагога // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №57-9. С.231-236.

3. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов н/Д: РГПУ, 2000. 352с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1999. 536 с.

5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М., 1995. Вып. 3. С. 58-64.

6. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Фролова С.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога // Вестник Мининского университета. 2017. №3.

7. Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. Концепция образовательного события в практико-ориентированной парадигме высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. №1(18).

8. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций: утверждена Правительством Российской Федерации 28 мая 2014 года №3241п-П8. URL: http://2014-2015.xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/documents/show/48 (дата обращения: 02.07.2018).

9. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года №Пр-827. URL: http://edu53.ru/np-includes/upload/2012/09/10/2837.pdf (дата обращения: 02.07.2018).

10. Королев Ф.Ф. Основные направления методологических исследований в области педагогики: (материал для обсуждения). М., 1969. 45 с.

11. Лузина Л.М. Формирование творческой индивидуальности учителя в условиях педагогического вуза. Ташкент: Фан, 1986. 96 с.

12. Мелик-Пашаев А.А. Психология развития в начале нового века // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, №4. C. 15-21.

13. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 256 с.

14. Психологические исследования творческой деятельности / ответственный редактор О.К. Тихомиров. М.: Наука, 1975.

15. Робинсон К. Образование против таланта / пер. с англ. Н. Макаровой. М., 2013. 313 с.

16. Руденко Г.И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Пермь, 1996. 22с.

17. Садовский В.Н., Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. М.: Знание, 1969. 48 с.

18. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. 152 с.

19. Слободчиков В.И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Ученые записки. Серия Психология. Педагогика. 2010. Т. 3. №2(10). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/so-bytiynaya-obrazovatelnaya-obschnost-istochnik-razvitiya-i-subekt-obrazovaniya (дата обращения: 02.07.2018).

20. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (от 1 декабря 2016 года №642). URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102416645 (дата обращения: 02.07.2018).

21. Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 02.07.2018).

22. Федоров А.А. Новое педагогическое образование // Аккредитация в образовании. 2016. №8(92). С. 18-20.

23. Федоров А.А. Портрет педагога. Основа моделирования образовательных программ: монография / А.А. Федоров [и др.]; под ред. А.А. Федорова, Г.А. Папутковой. Н.Новгород: Мининский университет, 2017. 202 с.

24. Федоров А.А., Илалтдинова Е.Ю., Фролова С.В. «Конвенция поколений» в новом мире образования // Высшее образование в России. 2018. №7. С. 28-38.

25. Фролова С.В. Профессиональное воспитание в образовательном пространстве педагогического вуза: основы проектирования: учебное пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. 157 с.

26. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997.

27. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2004. 384с.

28. Хрусталева Т.М. Педагогическая одаренность школьников: теоретические основания и эмпирическое исследование // Вектор науки ТГУ. 2012. №1(8). С. 312-315.

29. Bar-On R. Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. Technical Manual. Toronto: Multi-Health systems, 2004. 113 p.

30. Barron F. Creative person and creative process. New York: Holt, Rinehart & Winston., 1969.

31. Eysenck H. Intelligence. A New Look. New York: Transaction, 2002.

32. Gross M.U.M. Issues in the Cognitive Development of Exceptionally and Profoundly Gifted Individuals // Heller K.A., Monks F.J., Sternberg R.J., Subotnik R.F. (eds) International Handbook of Giftedness and Talent. Oxford, UK: Pergamon Press., 2000.

33. Renzulli J.S. Schools for talent development: A practical plan for total school improvement. Mansfield Center, CT: Creative Learning Press., 1994.

34. Renzulli J.S. Expanding the conception of giftedness to include co-cognitive traits and to promote social capital // Phi Delta Kappan. 2002. Vol. 84, no. 1. Pp. 33-40, 57-58. DOI: 10.1177/003172170208400109

35. Moon S.M. Personal talent: What is it and how can we study it? Paper presented at the Fifth Biennial Henry B. and Joycelyn Wallace National Research Symposium on Talent Development, Iowa City, IA., 2000, May.

36. Sternberg R.J., Grigorenko E.L. The theory of successful intelligence as a basis for gifted education // Gifted Child Quarterly. 2002. Vol. 46. Pp. 265-277.

37. Torrance E.P. Guiding creative talent. Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. P. 62.

38. Torrance E.P. Torrance Tests of Creative Thinking. Scholastic Testing Service, Inc., 1974.

39. Hollingworth Harry L. Applied psychology. 2010

40. Jensen A. The g factor. The Science of Mental Ability. Westport: Praeger, 1998.

41. Lubart T. In Search of Creative Intelligence // Sternberg R., Lautry J., Lubart T. (eds). Models of Intelligence: International Perspectives. Washington: American Psychological Association, 2003. Pp. 279-292.


Просмотров: 43


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)