Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

УЧЕНИЕ ПАРМЕНИДА О НЕБЫТИИ КАК ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ОСНОВАНИЕ ГЕНОЛОГИИ ПЛОТИНА

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-4-13

Полный текст:

Аннотация

Введение: актуальность проблемы небытия для философии – данность. Исток проблемы небытия в западноевропейской традиции – онтология Парменида. Именно Парменид формулирует первую в истории западноевропейской традиции концепцию небытия, которая стала основой для онто-гносеологических исканий философов последующих эпох. Данная статья обращена к малоизученной проблеме рецепции учения Парменида о небытии в генологии Плотина.

Материалы и методы: определяющим является проблемный подход, применение которого обладает определенной спецификой, в случае, когда речь идет об исследовании проблемы небытия в рамках истории философии. В статье подчеркивается необходимость разграничения понятий «категория небытия» и «проблема небытия» и используется такая категория, как «учение о небытии». Учение Парменида о небытии понимается как наличие и проблемы небытия, и ее решения.

Результаты исследования: ключевым пунктом учения элеата о небытии является диалектика бытия и небытия, в которой раскрывается следующая закономерность. Все характеристики, которыми наделяется бытие, онтологически возможны, поскольку отрицается небытие. Этот принцип наличествует и в генологии Плотина. Подлинная природа Единого трансцендентна. Трансцендентность Единого обусловливает Его апофатику в имманентном.

Обсуждение и заключения: исток генологии Плотина – философия Платона. Это справедливо и в том случае, когда речь идет именно об апофатике Единого. Но философия Платона – не единственный источник учения Плотина о Едином. Автор показывает, что одним из оснований можно считать учение Парменида о небытии. Апофатика небытия и апофатика Единого обусловливают само бытие в онтологии Парменида и трансцендентность Единого в генологии Плотина соответственно. Именно этот принцип и позволяет говорить о рецепции учения Парменида о небытии в генологии Плотина.

Об авторе

А. В. Богомолов
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия
Богомолов Алексей Владимирович – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и общественных наук.


Список литературы

1. Ахутин А.В. Античные начала философии. СПб.: Наука, 2007. 783 с.

2. Богомолов А.В. Диалектическое решение проблемы небытия в истории древнегреческой философии (досократический и классический этап): дис. … канд. филос. наук: 09.00.03. Н. Новгород, 2014.

3. Брейе Э. «Парменид» Платона и негативная теология Плотина // Философия Плотина. СПб.: «Владимир Даль», 2012. 392 с.

4. Дзема А.И. Формирование понятия субстанции в античной философии. Новороссийск: Изд-во: Московский гуманитарно-экономический институт, Новороссийский филиал, 2016. 99 с.

5. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Издательство Московского университета, 1986. 248 с.

6. Кузьменко Г.Н. О перспективах использования термина «генология» в историко-философском исследовании // Вопросы философии. 2016. №2. С. 213-216.

7. Каюмов А.Т., Красильников В.А. Сущностные характеристики различий в рассмотрении понятия «небытие» на примере учений древнеиндийской и древнегреческой философии // В мире научных открытий. 2015. №11(71). С. 377-387.

8. Лебедев А.В. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических космогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989. 576 с.

9. Липатова О.А. О значении категории «небытие» в социокультурной ситуации // Вестник казанского государственного университета культуры и искусств. 2017. №1. С. 9-12.

10. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: Фолио, 2000. 624 с.

11. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2000. 960 с.

12. Ничто / под ред. Д. Уэбба; пер. с англ. А. Капанадзе. М.: Лаборатория знаний, 2016. 237 с.

13. Рист Дж. М. Плотин: путь к реальности / пер. с англ. Е.В. Афонасина, И.В. Берестова. СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2005. 320 с.

14. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высшая школа, 1991. 512 с.

15. Шпека К.А. К проблеме содержания понятия небытия // Философия и наука. 2016. Том 15. С. 337-344.

16. Altman F.H.W. Parmenides' fragment B3 revisited // Hypnos. 2015. Issue 35. Pp. 197-230.

17. Armstrong A.H. Plotinus Vol. VII, Ennead VI.6-9. Cambridge, Mass.: Harvard University Press; London: Heinemann, 1988. 345 p.

18. Calvo J.M.Z. El primer principio, ‘potencia de todas las cosas’, en Plotino // Éndoxa: Series Filosóficas. 2016. Issue 38. Рp. 131-144.

19. Chiaradonna R., Marraffa M. Ontology and the Self: Ancient and Contemporary Perspectives // Discipline Filosofiche. 2018. Vol. 1, issue 28. Pp. 33-64.

20. Cohoe C.M. Why the One Cannot Have Parts: Plotinus on Divine Simplicity, Ontological Independence, and Perfect Being Theology // Philosophical quarterly. 2017. Vol. 67(269). Pp. 751-771.

21. Curd P. The legacy of Parmenides. Eleatic monism and later presocratic thought. Las Vegas: Parmenides Publishing, 2004. 309 p.

22. Diels H. Die Fragmente Der Vorsokratiker. Berlin-Neukölln, Weidmannsche Verlagsbuchhandlung, Bd. I., 1960. 504 S.

23. Dillon J., Gershon L. Neoplatonic philosophy: introductory readings. Indianapolis: Hackett Publishing Co, 2004. 373 p.

24. Dodds E.R. The Parmenides of Plato and the Origin of the Neoplatonic 'One' // The Classical Quarterly. 1928. Vol. 22, no. 3. Pp. 129-142.

25. Dos Santos E. E. Leucipo, Demócrito e Kant: uma Reflexão sobre a Equivalência entre Ser e Não-Ser // TRANS-FORM-ACAO. 2015. Vol. 38, issue 2. Pp. 71-94.

26. Felix M.J.H. El Parménides de Platón y la comprensión del Uno en la filosofía de Plotino: ¿un olvido de Heidegger? // Logos. Anales del Seminario de Metafísica. 2016. Vol. 49. Pp. 71-90.

27. Fronterotta Fr. «Il verbo Noein nel fr. 3 DK di Parmenide» // Methodos. 2016. Vol. 16. Available at: https://journals.openedition.org/methodos/4355 (accessed: 25.05.2018).

28. Gashe R. Europe and the Stranger // Journal of the british society for phenomenology. 2016. Vol. 47(3). Pp. 292-305.

29. Gerson L.P. The 'Neoplatonic' Interpretation of Plato's Parmenides // International journal of the platonic tradition. 2016. Vol. 10, issue 1. Pp. 65-94.

30. Heidegger M. Einführung in die Metaphysik. Gesamtausgabe. ΙΙ. Abteilung: Vorlesungen 1923-1944. Band 40. Vittorio Кlostermann, Frankfurt ат Main, s.a. 234 s.

31. Lavaud L. The Primary Substance in Plotinus' Metaphysics: A Little-Known Concept // Phronesis. 2014. Vol. 59. Pp. 369-384

32. Lee S. The Dynamic Association of Being and Non-Being: Heidegger's Thoughts on Plato's Sophist Beyond Platonism // Human studies. 2016. Vol. 39, issue 3. Pp. 385-403.

33. Leibnitz G.W. The Principles of Nature and of Grace // The philosophical works of Leibnitz. New Haven: Tuttle, Morehouse & Taylor, 1890. 418 p.

34. Mourelatos A.P.D. The route of Parmenides: revised and expanded edition. Las Vegas: Parmenides Pub., 2008. lix, 408 p.

35. Pierantoni C. Being-in-relation and self-knowledge in St. Augustine and Plotinus // Teologia y vida. 2015. Vol. 56, issue 4. Pp. 431-460.

36. Rist J. M. Plotinus: the road to reality. Cambridge University Press., 1967. vii + 280 p.

37. Songe-Moller V. Socrates, the Stranger, and Parmenides in Plato's Sophist: Two Troubled Relationships // New Yearbook for Phenomenology and Phenomenological Philosophy. 2015. Vol. 13. Pp. 292-305.

38. Stamatellos G. Plotinus' concept of matter in Giordano Bruno's De la causa, principio et uno // British journal for the history of philosophy. 2018. Vol. 26, issue 1. Pp. 11-24.

39. Tatalovic N. Platon i Parmenid: bludnja i bespuće // Filozofska istrazivanja. 2016. Vol. 36(1). Pp. 35-50.

40. Tzamalikos P. Anaxagoras, Origen and Neoplatonism: the legacy of Anaxagoras to classical and late antiquity. Book Series: Arbeiten zur Kirchengeschichte. Vol. 128. Berlin, 2016. Pp. 421-487.


Просмотров: 146


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)