Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ОПЫТ АНКЕТНОГО ОПРОСА ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ «ПОВОЛЖСКОГО РОДНОВЕРИЯ»

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-4-16

Полный текст:

Аннотация

Введение: статья посвящена рассмотрению мировоззренческих особенностей членов поволжских языческих общин, «родноверов-индивидуалов», входящих в союз «Волжский рубеж». 23-24 июня 2018 года сотрудники научно-исследовательской лаборатории «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы» Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина проводили анкетный опрос среди рядовых членов, представителей культовой среды современного русского язычества, принявших участие в праздновании дня летнего солнцестояния (пойма реки Кудьма, село Михальчиково Кстовского района Нижегородской области). На празднике присутствовали 65 человек, репрезентативная выборка представлена 45 респондентами. Опросный лист состоял из четырех смысловых блоков и включил 18 вопросов как открытого, так и закрытого характера. В статье рассматриваются все блоки анкеты.

Материалы и методы: проанализированы мировоззренческие особенности объединения общин «Волжский рубеж». На основе вербально-коммуникативного метода (сплошное анкетирование) представлены оценки особенностей социальных и культурных самоидентификаций, отношения язычников к организационной структуре «родноверческого» движения, государственной власти. С учетом специфики сравнительно-исторического метода рассмотрены хронологические рамки золотого века, определено «историческое лицо России».

Результаты исследования: анализ полученных данных позволил: во-первых, выявить особенности социального портрета участника нижегородской Купалы (пол, возраст, образование, род занятий и т.д.); во-вторых, сформировать представление о взглядах «родноверов» на вопросы, связанные с организационной структурой движения, взаимодействия язычников с органами государственной власти, средствами массовой информации; в-третьих, определить тип культурной самоидентификации рассматриваемого языческого сообщества XXI века; в-четвёртых, установить хронологические рамки «младоязыческого» золотого века и связанную с ним градацию отечественных исторических личностей.

Обсуждение и заключения: современное «Поволжское родноверие», согласно данным анкетного опроса, в массе мировоззренческих проекций дублирует, находится в одном идеологическом поле с отдельными организациями, союзами общин центральной России. Единство основных религиозных, социально-политических страт позволяет констатировать определенное унифицированное русское неоязыческое поле, не зависимое от хронологии возникновения и географической локализации групп.

Об авторах

Р. В. Шиженский
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия
Шиженский Роман Витальевич – заведующий кафедрой истории России и ВИД, кандидат исторических наук, доцент.


Е. С. Суровегина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия
Суровегина Екатерина Сергеевна – преподаватель кафедры истории России и ВИД.


Список литературы

1. Антонян Ю.Ю. «Воссоздание» религии: неоязычество в Армении // Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2010. №1. С. 103-128.

2. Гайдуков А.В. Молодёжная субкультура славянского неоязычества в Петербурге // Молодёжные движения и субкультуры Санкт-Петербурга (социологический и антропологический анализ) / отв. ред. В. В. Костюшев. СПб.: Норма, 1999. С. 24-50.

3. Гиндер И.А. Обзор проблемы славянского неоязычества в современной России // Молодежь и наука – третье тысячелетие: сборник материалов Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (16 декабря 2004 г.) / сост. В.В. Сувейзда. Красноярск, 2004. С. 98-101.

4. Гридин А.В. Мифы о Золотом Веке и непрерывной Традиции как социокультурное основание неоязычества. URL: http://samlib.ru/g/gridin_aleksej_wladimirowich/pagan.shtml (дата обращения: 18.10.2018).

5. Дворкин А.Л. Неоязычество и движение New age. Попытка систематизации // Православный миссионер. 2018. №5. С. 32-33.

6. Интернет-интервью Вада Кручины Р.В. Шиженскому 19.10.2018. Из личного архива автора.

7. Кавыкин О.И. «Родноверы». Самоидентификация неоязычников в современной России. М.: Институт Африки РАН, 2007. 232 с.

8. Лакер У. Черная сотня. Происхождение русского фашизма. М.: Текст, 1994. 432 с.

9. Меранвильд В.Б. Славяно-горицкое движение как одна из форм возрождения русской народной культуры. Йошкар-Ола, 2004. 160 с.

10. Паганые новости. Май 17 // Paganka. URL: http://paganka.blog/2017/06/01/paganye-novosti-maj-17/ (дата обращения: 19.10.2018).

11. Петкова С.М., Пучков А.В. Неоязычество в современной европейской культуре. Ростов н/Д: Ростовский государственный университет путей сообщения, 2009. 170 с.

12. Сморжевська О.О. Постмодерністські візії релігійності: сучасне язичництво у міській культурі (Україна в загальноєвропейському контексті): монографія. К.: Видавець Олег Філюк, 2017. 198 с.

13. Шиженский Р.В. Современный языческий рейтинг исторических деятелей россии (по данным полевых исследований) // Colloquium heptaplomeres. 2015. №2. С. 19-29.

14. Шиженский Р.В. Философия доброй силы: жизнь и творчество Доброслава (А.А. Добровольского). Н. Новгород: Поволжье, 2014. 311 с.

15. Шиженский Р.В., Суровегина Е.С. Особенности проведения современного славянского языческого праздника (на примере организации дня Перуна) // Общество: философия, история, культура. Краснодар: Хорс, 2015. С. 140-142.

16. Шиженский Р.В., Тютина О.С. Самоидентификация славянских язычников: социальный портрет, государство и образ лидера (по данным полевых исследований) // Новейшая история России. 2016. №1. С. 199-212.

17. Шиженский Р.В., Тютина О.С., Сморжевская О.А. Особенности современного языческого мировоззрения (по данным полевых исследований) // Вестник Мининского университета. 2016. №1. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/134-133-1-PB%20(1).pdf (дата обращения: 19.10.2018).

18. Шнирельман В.А. Арийский миф в современном мире. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 536 с.

19. Ярцев А. Б. Современное неоязычество: к вопросу о происхождении понятия // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. №5(49). С. 151-155.

20. Яшин В.Б. Город в картине мира русского неоязычества: истоки и интерпретация символики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. №3-1(53). С. 214-217.

21. Яшин В.Б. Рецепция элементов шаманского комплекса коренных народов Сибири в современном русском неоязычестве // Общество: философия, история, культура. 2017. №2. С. 111-114.

22. Яшин В. Б. Современное русское неоязычество в региональном измерении: сибирская версия // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования. Н. Новгород, 2016. С. 235-243.

23. Aitomurto K. Paganism, Traditionalism, Nationalism. Narratives of Russian Rodnoverie. Academic dissertation. Helsinki, 2011. 312 p.

24. Alternative identity, alternative religion? Neo‐paganism and the Aryan myth in contemporary Russia // Nations and Nationalism. 2008. Vol. 14, issue 2. Pp. 283-301.

25. The Anti-Semitism of History: The Case of the Russian Neo-Pagans // European Review. 2012. Vol. 20, issue 2. Pp. 264-275.

26. Barner-Barry C. Contemporary Paganism: Minority Religions in a Majoritarian America. New York: Palgrave Macmillan, 2005.

27. Farrar J. Progressive Witchcraft: Spirituality, Mysteries, and Training in Modern Wicca. Franklin Lakes, NJ: New Age Books, 2004. 288 р.

28. Hutton R. The Triumph of the Moon: A History of Modern Pagan Witchcraft. New York City: Oxford University Press, 1999. 512 р.

29. Maria Lesiv. The Return of Ancestral Gods: Modern Ukrainian Paganism as an Alternative Vision for a Nation. McGill – Queenn’s University Press, 2013. 221 p.

30. Strmiska Michael (ed.) Modern Paganism in World Cultures: Comparative Perspectives. Santa Barbara: ABC-CLIO, 2005.


Просмотров: 111


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)