Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИКО-ПРИКЛАДНЫХ ПОДХОДОВ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-4-9

Аннотация

Введение: в статье рассматриваются актуальные проблемы педагогической одаренности и педагогического интеллекта. Представлен обзор основных зарубежных психологических концепций одаренности (концепция «интеллектуального порога», триадная концепция одаренности, пятифакторная психосоциальная модель одаренности и т.д.), анализируются разные подходы к пониманию структуры данного феномена. Обсуждаются теоретические концепции одаренности отечественных исследователей в контексте психологии интеллекта и психологии творчества: рабочая концепция одаренности, теория интеллектуальной одаренности, динамическая теория одаренности и др.). Анализируется отечественная концепция педагогической одаренности школьников с точки зрения понимания авторами психологического содержания и динамики развития педагогической одаренности в возрастном аспекте.

Материалы и методы: для характеристики педагогической одаренности и педагогического интеллекта как объектов диагностики и развития были использованы методы факторного анализа, описания и моделирования на основе анализа психолого-педагогической литературы. Психолого-педагогическое проектирование составило основу разработки теоретико-прикладных подходов диагностики педагогической одаренности, выявления  и характеристики ее уровней и компонентов педагогического интеллекта.

Результаты исследования: предлагается авторское понимание педагогической одаренности как психологической предпосылки развития педагогических способностей и педагогического интеллекта, определяется ее структура и содержательное наполнение ее компонентов. Описывается вариативный диапазон проявлений по универсальным структурным компонентам (креативность, активность, уровень развития познавательных процессов) и специальным структурным компонентам (педагогические, коммуникативные и организаторские склонности, артистизм, речевые способности, эмпатия, интерес к педагогической деятельности) педагогической одаренности. Дается краткий обзор ключевых  современных психологических теорий интеллекта, в том числе множественного, эмоционального, креативного, практического интеллекта. Анализируются некоторые отечественные исследования, в частности структурно-динамическая теория социального интеллекта. Вводится конструкт педагогического интеллекта, отвечающий современным принципам научного знания: межпарадигмальности, поиску новых обобщений, основанных на изучении истории проблемы и требованиях новых подходов. Формулируется авторское понимание педагогического интеллекта как интегративной индивидуально-психологической личностной характеристики. Представлена пятифакторная структура педагогического интеллекта, включающая когнитивный интеллект, творческий интеллект, практический интеллект, эмоциональный и социальный интеллект.

Обсуждение и заключения: определение теоретико-прикладных подходов описания феноменов педагогической одаренности и педагогического интеллекта составляет основу для разработки концептуальных основ выявления и сопровождения педагогически одаренной молодежи. Перспективу исследования составляет разработка инструментов диагностики и мониторинга эффективности работы по сопровождению педагогически одаренной молодежи на всех этапах жизненного цикла педагогической профессии. Статья адресована широкому кругу специалистов, вовлеченных в работу по поддержке одаренных детей и педагогически одаренной молодежи – школьников, абитуриентов, студентов и выпускников педагогических вузов.

Об авторах

Е. Ю. Илалтдинова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия
Илалтдинова Елена Юрьевна – доктор педагогических наук, доцент.


В. В. Кисова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет).
Россия
Кисова Вероника Вячеславовна – кандидат психологических наук, доцент.


Список литературы

1. Арнаутов В.В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов педколледжа в условиях учебно-научно-педагогического комплекса: дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 1995. 207с.

2. Башкирова И.Ю., Куликова Т.А. Проблемы формирования профессионально-познавательного интереса к педагогической деятельности при проведении апробации новых модулей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 34. С. 151-155. URL: http://e-koncept.ru/2015/95713.htm (дата обращения: 23.07.2018).

3. Берикханова Л.Ю. Педагогическая импровизация как индивидуально-своеобразный компонент педагогической деятельности // Творческая направленность педагога. Тюмень, 1991. С. 32-38.

4. Богоявленская Д.Б. Одаренность и творчество // Одаренный ребенок. 2016. №5. С. 6-16.

5. Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М.: Лик-пресс, 1998. 160с.

6. Воронина С.А. Формирование интереса к учительской деятельности у учащихся педагогических классов: дис. … канд. пед. наук. Тула, 1991. 219 с.

7. Загвязинский В.И. Личность педагога и перспективы развития отечественного образования // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Т.1, №1. С. 145-153.

8. Задорина О.С. Роль курса «Педагогическая режиссура» в становлении профессионализма будущего учителя // Педагогика искусства. 2014. №4. С. 490-493.

9. Илалтдинова Е.Ю., Фильченкова И.Ф., Федоров А.А. Типология электронных сервисов в открытом образовательном пространстве // Вестник Мининского университета. 2017. №2.

10. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М., Воронеж: Модек, 1997. 448с.

11. Максимов В.Г. О формировании профессионально-педагогического интереса // Советская педагогика. 1975. №12. С. 75-81.

12. Митина С.Н. О взаимосвязи понятий «речевая деятельность» и «речевая способность» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Филология. 2006. №1. С. 74-77.

13. Мясищев В.Н. О связи склонностей и способностей // Склонности и способности / под ред. В.Н. Мясищева Л.: ЛГУ, 1952. С. 15-62.

14. Никитин А.А. Художественная одаренность. М.: Классика XXI, 2010. 176 с.

15. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учебное пособие / под ред. А.М. Матюшкина. М.: Модек, 2004. 192 с.

16. Руденко Г.И. Педагогическая одаренность в структуре интегральной индивидуальности: автореф. дис. … канд. психол. наук. Пермь, 1996. 22 с.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2002. 720 с.

18. Савенков А.И. Социальный интеллект как проблема психологии одаренности и творчества // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2, №4. С. 94-101.

19. Савенков А.И. Основные подходы к диагностике креативности // Наука и школа. 2014. №4. С. 117-127.

20. Савенков А.И. Психология детской одаренности в трудах русских ученых конца XIX начала XX веков // Одаренный ребенок. 2016. №3. С. 6-12.

21. Стернберг Р. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002. 272с.

22. Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11-29.

23. Ушаков Д.В., Шепелева Е.А. Системы работы с одаренной молодежью в России и за рубежом // Сибирский психологический журнал. 2014. №54. С. 5-17.

24. Ушаков Д.В. Культура и поддержка знания, интеллекта, одаренности // Социальная психология знания / под ред. А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, Т.А. Нестика, А.Н. Поддьяков, А.В. Юревич. М., 2016. С. 89-112.

25. Хрусталева Т.М. Педагогическая одаренность школьников: теоретические основания и эмпирическое исследование // Вектор науки ТГУ. 2012. №1(8). С. 312-315.

26. Холодная М.А. Интеллектуальная одаренность как развивающаяся интеллектуальная компетентность // Психология одаренности и творчества: монография. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С. 149-163.

27. Щербаков С.В. Социальный интеллект и комплементарность взаимоотношений студентов и преподавателей // Вестник Башкирского университета. 2013. Т.18, №3. С. 896-901.

28. Bar-On R. Emotional Quotient Inventory (EQ-i): A Measure of Emotional Intelligence. Technical Manual. Toronto: Multi-Health systems, 2004. 113 p.

29. Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, 2005. 358 p.

30. Lubart T. In Search of Creative Intelligence // Sternberg R., Lautry J., Lubart T. (eds). Models of Intelligence: International Perspectives. Washington: American Psychological Association, 2003. Pp. 279-292.

31. Lubart T. Creative giftedness: How to find it and how to develop it. Available at: http://www.apcg2018.org/images/document/ptt/5-Todd-Lubart.pdf (accessed: 15.09.2018).

32. Salovey P., Pizzaro A. The Value of Emotional Intelligence // Sternberg R., Lautry J., Lubart T. (eds). Models of Intelligence: International Perspective. Washington: American Psycological Association, 2003. Pp. 329-343.

33. Sternberg R.J. Implicit theories of intelligence // Journal of Personality and Social Psychology. 1985. Vol. 49. Pp. 607-627.

34. Torrance E.P. Scientific Views of Creativity and Factors Affecting its Growth // Creativity and Learning. 1965. Vol. 94, №3. Pp. 663-679.


Рецензия

Просмотров: 1532


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)