Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА МВД РОССИИ К МЕЖЛИЧНОСТНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В УСЛОВИЯХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-3

Полный текст:

Аннотация

Введение: в данной статье рассматривается проблема формирования готовности будущих сотрудников полиции к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды в образовательном процессе ведомственного вуза МВД России. Проанализированы теоретико-методологические подходы к указанной проблеме. Теоретическую основу исследования составили работы В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, Б.Ф. Ломова о системном подходе и системном анализе как направлении методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение процесса формирования готовности курсантов к межличностному взаимодействию как системы. Фундаментальные положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) и их применение в концепциях учебно-профессиональной деятельности в высшей школе. Концепция деятельностно-компетентностного подхода в процессе разработки и реализации образовательных программ высшего образования, ориентированных на современные ФГОС (Т.П. Афанасьева, Е.В. Караваева, А.Ш. Канукоева и др.). Проведенный анализ литературы по вопросам влияния образовательной среды позволил определить сущность образовательной среды ведомственного вуза МВД России на современном этапе развития образования как многонациональную, об этом свидетельствует география и количество обучающихся в образовательных организациях МВД России как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан. Ведомственный вуз МВД России принимает за основу общепринятые индивидуальные, национальные, общероссийские и мировые психологические и педагогические тенденции развития личностного функционала. В связи с этим в нашем исследовании мы рассматриваем межличностное взаимодействие в многонациональной среде как многофакторное психологическое и педагогическое явление, которое состоит из различных форм и методов в условиях конкретной территориальной единицы, учитывающих диалогичность, равноправность и одновременно многообразие межличностного взаимодействия. Введение этнопедагогических знаний в содержание образования является для будущих правоохранителей особым элементом процесса подготовки к межличностному общению, который формируется на базе анализа общего и особенного в жизнедеятельности другой нации, объективного оценивания явлений общественной жизни. В след за В.И. Матисом в исследовании актуализируется необходимость включения поликультурных аспектов в содержание образовательного процесса, что позволит обеспечить сохранение культурной самобытности личности в многонациональном обществе, воспитать культуру межличностного общения. Особенностью исследования является понимание межличностного общения в многонациональной среде как общечеловеческой ценности, обеспечивающей социальное сотрудничество и партнерство субъектов межличностного взаимодействия; актуальное содержание и непрерывное обновление образовательной среды на основе комплексной интеграции гуманитарных и профессиональных составляющих образовательных программ и активизация жизнедеятельности курсантов; деятельность педагогов, направленная на поддержку и сопровождение нахождения курсантов в образовательной многонациональной среде, обеспечение ее обновления и актуальности информационного, функционального содержания, осуществление мониторинга эффективности образовательного процесса. Обращено внимание на особенности образовательной среды ведомственного вуза МВД России. Акцентируется внимание на основных составляющих готовности к межличностному взаимодействию в межнациональной среде. Описано содержание компонентов готовности курсантов к межличностному взаимодействию. Материалы и методы: представлена описательная модель формирования готовности к межличностному общению в условиях многонациональной среды, базовыми компонентами которой являются: целевой, где раскрываются цель и ведущие задачи образовательного процесса, деятельностный – включает требования и принципы предстоящей профессиональной деятельности будущего специалиста МВД России, возможностей ведомственного вуза по формированию готовности, диагностико-результативный – результаты мониторинговой работы. Раскрываются педагогические условия реализации предложенной модели. Ведущими педагогическими условиями, направленными на организацию образовательной среды, включая деятельность профессорскопреподавательского состава, определены следующие: включение этнопедагогических знаний в содержание дисциплин базовых и вариативных блоков учебного плана; внедрение активных и интерактивных форм проведения занятий, обеспечивающих развитие познавательного интереса к изучению проблем межличностного общения в многонациональной среде; организация научно-исследовательской работы с учетом этнопедагогических знаний, включая организацию работы научных кружков; внедрение ситуационных задач в процесс проведения всех видов практик; организация помощи в подготовке деятельности курсантов в составе Совета курсантов; организация воспитательной работы на базе Центра профессионально-нравственного воспитания курсантов академии МВД Российской Федерации; организация взаимодействия по вопросам готовности к межличностному общению непосредственно с представителями органов внутренних дел; обеспечение контроля с помощью педагогического мониторинга. В соответствии с выделенными компонентами готовности курсантов к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды разработан диагностический инструментарий. Основу диагностического инструментария составляют методики: «Изучение мотивации обучения в вузе (Т.И. Ильина), «Типы этнической идентичности» (Г.У. Солдатова), «Направленность личности в общении» (С.Л. Братченко), «Методика определения уровня рефлексивности» (по В.В. Пономаревой).  Результаты исследования: полученные данные сравнительного анализа результатов мониторинговой работы за 2016/2017 учебный год и 2017/2018 учебный год на базе ФГКОУ ВО «Нижегородская академия МВД Российской Федерации» показывают, что внедренная модель и разработанные педагогические условия соответствуют указанным цели и задачам исследования и позволяют эффективно готовить курсантов к межличностному взаимодействию в условиях многонациональной среды. Обсуждение и заключения: реализация современной стратегии образования и задач по обеспечению прав и свобод граждан, защите правопорядка, борьба с преступностью невозможна без эффективного межличностного общения в условиях многонациональной среды. Этнопедагогические знания разрешают задачи кросс-культурного общения, формирования готовности к межличностному общению, а также ориентируют на выявление общности духовных истоков различных наций, но подчеркивают, что многонациональный диалог формирует направленность на общегуманистические ценности и национальное самосознание в целях осуществления основных направлений деятельности полиции, а также на обеспечение национальной безопасности государства.

Об авторах

Т. Г. Мухина
Федеральный научно-клинический центр реаниматологии и реабилитологии, Москва
Россия
доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии и реабилитационных технологий


Н. И. Мусина
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
Россия
аспирант кафедры общей и социальной педагогики


Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 15.12.2018).

2. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. URL: // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165 (дата обращения: 15.12.2018).

3. Указ Президента Российской Федерации «О стратегии национальной безопасности» №683 от 31.12.2015 г. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669 (дата обращения: 15.12.2018).

4. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики"» №1532 от 29.12.2016 г. (редакция от 07.04.2018 г.). URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210753 (дата обращения: 15.12.2018).

5. Бешенков С.А. Моделирование и формализация: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002. 336 с.

6. Дементьева М.В. Педагогические условия формирования готовности к деловому иноязычному общению у студентов неязыковых факультетов вузов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2001. 22 с.

7. Вызулин Е.А., Мусина Н.И., Мухина Т.Г. Педагогические условия патриотического воспитания обучающихся в ведомственных общеобразовательных организациях МВД России // Формирование патриотизма у молодежи средствами социально-культурной деятельности: векторы исследовательских и практических перспектив: материалы Международной электронной научно-практической конференции. Казань, 2016. С. 225-229.

8. Вызулин Е.А., Мухина Т.Г., Малинин В.А. Патриотизм как основа формирования профессионально-этической культуры будущих сотрудников органов внутренних дел // Русская православная церковь и русская цивилизация: ХХVI Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 97-101.

9. Дьяченко М.И., Кондыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. 187 с.

10. Егорова П.А, Мухина Д.Д., Сорокоумова С.Н., Мухина Т.Г., Сорокина Т.М. Активизация речевого общения студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях высшей школы // Язык и культура. 2018. №42. С. 181-198.

11. Егорова П.А., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Мухина Д.Д. Мониторинговый анализ эффективности профессиональных компьютеров и системных требований для организации электронно-образовательной среды вуза в условиях образовательной инклюзии // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3(24). С. 12.

12. Евтихов О.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Красноярск, 2015.

13. Иватова Л.М. Влияние многонациональной среды на межличностные национальные отношения: (по материалам Казахской ССР): автореф. дис. … канд. философ. наук: 09.00.02. Алма-Ата, 1991. 24 с.

14. Малинин В.А., Елисеева Н.Ю., Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Степанова И.Г., Ермакова Д.И. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях школьного образования // Русская православная церковь и русская цивилизация: ХХVI Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород: Мининский университет, 2017. С. 146-154.

15. Малинин В.А., Мухина Т.Г, Елисеева Н.Ю. Миссия современной школы - духовно-нравственное воспитание молодежи // Вестник Мининского университета. 2017. №4(21). С. 6.

16. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Повшедная Ф.В., Сорокоумова С.Н. Оценка эффективности духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающегося в условиях современного образования. Н. Новгород: ООО "ЗУМ-НН, 2016. 92 с.

17. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Петров В.И. Интегрированные элективные курсы как средство духовно-нравственного развития молодежи // Русское православие и интеллигенция. Н. Новгород, 2018. С. 80-89.

18. Малинин В.А., Мухина Т.Г., Тюнтяева Е.М. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на основе православных ценностей (из опыта работы МАОУ «Школа №187» г. Нижнего Новгорода) // Образ России в русской религиозной мысли: XXV рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород, 2016. С. 234-243.

19. Матис В.И. Педагогика межнационального общения: учебник. Барнаул: Изд-во БГПУ, 2003. 506 с.

20. Мусина Н.И. Межличностное общение курсантов в условиях многонациональной – залог успешности правоохранительной деятельности // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018. №16-2. С. 68-69.

21. Мухина Т.Г. Начальная общепедагогическая подготовка как средство формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности (на материале профильных педагогических классов): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2003. 24 с.

22. Мухина Т.Г. Начальная общепедагогическая подготовка как средство формирования у старшеклассников профессионального интереса к педагогической деятельности (на материале профильных педагогических классов): дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2003. 338 с.

23. Мухина Т.Г., Копосов Е.В., Бородачев В.В. История и перспективы развития дополнительного профессионального образования в России // Приволжский научный журнал. 2013. №3(27). С. 123-128.

24. Мухина Т.Г., Вызулин Е.А. Формирование профессионально-этической культуры правоохранителя в условиях дополнительного профессионального образования // Великие реки'2017: труды конгресса 19-го Международного научно-промышленного форума: в 3 томах. Т. 2. Н. Новгород: ННГАСУ, 2017. С. 262-264.

25. Мухина Т.Г. Система дополнительного профессионального образования в высшей школе: история и перспективы // Высшее образование в России: история и современность: коллективная монография / ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, 2017. С. 132-144.

26. Мухина Т.Г. Активные и интерактивные формы проведения занятий // Великие реки'2013: труды конгресса 15-ого Международного научно-промышленного форума: в 3 томах. Т. 2. Н. Новгород: ННГАСУ, 2014. С. 42-44.

27. Мухина Т.Г., Мухина Д.Д. Нормативно-правовые аспекты подготовки педагогов высшей школы к работе с обучающимися с ОВЗ // Подготовка и деятельность педагога-психолога на основе требований профессионального стандарта: сборник материалов международной научно-практической конференции / ред. кол.: Л. А. Абрамова. 2017. С. 32-35.

28. Мухина Т.Г., Лукичев И.Г., Сутугин А.Ю. Проектирование развития коммуникативной культуры студентов в процессе обучения в вузе // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 6. С.41-45.

29. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Роль научно-представительских мероприятий в формировании межличностного общения в условиях многонациональной среды у курсантов МВД России // Правоохранительная деятельность органов внутренних дел в контексте современных научных исследований: материалы международной научно-практической конференции / сост. Д.В. Попов. СПб., 2018. С. 418-423.

30. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Научно-исследовательская деятельность курсантов МВД России как творческая составляющая профессионального образования // Великие реки' 2017: труды конгресса 19-го Международного научно-промышленного форума: в 3 томах. Т. 2. Н. Новгород: ННГАСУ, 2017. С. 268-270.

31. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Модель подготовки курсантов МВД России к научно-исследовательской деятельности в образовательном процессе вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-5. С. 121-128.

32. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Специфика подготовки курсантов МВД Российской Федерации к научно-исследовательской деятельности // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика: сборник статей по материалам VII Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов и студентов / отв. ред. Э.Г.Скибицкий. Новосибирск, 2016. С. 238-241.

33. Мухина Т.Г., Мусина Н.И. Организация научно-исследовательской деятельности курсантов в вузах МВД Российской Федерации // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №9. С. 41-43.

34. Мухина Т.Г., Сорокоумова С.Н., Малинин В.А., Егорова П.А., Мухина Д.Д. Социально-нравственное развитие обучающихся в условиях инклюзивного обучения // Психолого-педагогический поиск. 2018. №4(48). С. 151-163.

35. Мухина Т.Г., Старова Т.Э. Ретроспективный анализ организации гражданского воспитания молодежи в вузах России // Высшее образование сегодня. 2017. №4. С. 46-51.

36. Мухина Т.Г., Сутугин А.Ю. Педагогизация поликультурной образовательной среды вуза как условие формирования коммуникативной культуры студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. №10. С. 82-83.

37. Мухина Т.Г., Сутугин А.Ю. Формирование коммуникативной культуры будущего педагога на основе психодидактического подхода как приоритетное направление модернизации высшего образования // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции / под ред. Ю.В. Варданян. Саранск, 2016. С. 201-207.

38. Мухина Т.Г., Сутугин А.Ю. Формирование коммуникативной культуры как приоритетная задача профессиональной подготовки педагога – профессионала новой формации // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С. 234-237.

39. Мухина Т.Г., Щербакова М.В. Формирование креативности студентов-дизайнеров в условиях уровневого образования в высшей школе // Приволжский научный журнал. 2014. №1(29). С. 215-219.

40. Повшедная Ф.В., Малинин В.А., Мухина Т.Г., Гуриков А.В. Роль инновационного университета в системе «Школа-вуз» // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика». Н. Новгород: Мининский университет, 2015. С. 172-176.

41. Сутугин А.Ю., Мухина Т.Г. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогических направлений в высшей школе // Приволжский научный журнал. 2015. №2(34). С. 276-281.

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 255 с.

43. Терсакова А.А. Формирование готовности будущего учителя к взаимодействию с семьёй в условиях полиэтнической среды: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. Армавир, 2003. 185 c.

44. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 314 с.

45. Яйлаханов С.В. Организация учебной деятельности студентов (курсантов) в информационной образовательной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь. 2006. 25 с.

46. Muhina T., Aboimova I., Kulagina A., Trophimov V., Chigarov E. Development of emotional intelligence of students as a condition of successful adaptation to training // Mathematics Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3463-3467.

47. Gushchin A.V., Lapshova A.V., Koldina M.I., Golubeva O.V., Bulaeva M.N., Shobonova L.Yu. Use of Open Electronic Courses in Educational Activity // European Research Studies Journal. 2017. Vol. XX. Special Issue. Pp. 541-548. Available at: https://www.um.edu.mt/library/oar//handle/123456789/34988 (accessed: 22.06.2018).

48. Kirillova O.V., Kirillova T.V., Abramova L.A., Gavrilova I.V., Vaibert M.I. Psychological and Pedagogical Support of the Formation of Professional World Outlook of the University Students // European Journal of Contemporary Education. 2017. Vol. 6, no. 2. Pp. 280-288.

49. Markova S.M., Depsames L.P., Burova I., Tsyplakova S.A., Chigarov E.L. Role of Education in Development of Professional Values of Specialists // Journal of Entrepreneurship Education. 2017. Vol. 20, no. 3. Available at: https://www.abacademies.org/articles/role-of-education-in-development-of-professional-values-of-specialists-6915.html (accessed: 22.12.2017).

50. Markova S.M., Sedhyh E.P., Tsyplakova S.A. Upcoming trends of educational systems development in present-day conditions // Life Science Journal. 2014. Vol. 11, no. 11. Pp. 489-493. Available at: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1111s/111_26041life1111s14_489_493.pdf (accessed: 04.07.2018).

51. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Popkova E.G. (ed.) The Impact of Information on Modern Humans. Springer, 2018. Vol. 622. Pp. 129-135. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-75383-6_17.

52. Mukhina T.G., Malinin V.A. The program of business training of youth for entrepreneurial activity in the conditions of an integrative complex "School – Higher Education" // Social sciences & arts conference. 2018. Vol. 5. Pp. 625-630.

53. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The Role of Students’ Classroom Independent Work in Higher Educational Institutions // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9, no. 22. DOI: https://doi.org/10.17485/ijst/2016/v9i22/95568

54. Sorokoumova S.N., Ju Rong, Buldakova N.V., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293.

55. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education (IJESE). 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774.

56. Sorokoumova S.N., Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Potekhina E.V. The Projective Study of The Impact of The Vertical Position of a Person on The Nosological Specificity of Psychosomatic Risk // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Vol. 7(6). Pp. 685-691.

57. Sorokoumova S.N., Nikonova E.I., Sharonov I.A., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774.

58. Suvorov O.V. The model of a polysubject communicative-cognitive environment of an educational institution // University Bulletin (State University of Management). 2011. Vol. 14. Pp. 127-131.

59. Tkachenko E.V. Professional Education in Russia: Development Problems // Values and Meanings. 2014. Vol. 2(30). Pp. 7-13.


Просмотров: 119


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)