Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-7

Полный текст:

Аннотация

Введение: современные тенденции развития дошкольного образования, связанные с определением соответствия реальных результатов деятельности дошкольной образовательной организации требованиям ФГОС ДО, инициируют разработку эффективной системы качества дошкольного образования как ключевого направления его модернизации. Материалы и методы: методология статьи основывается на теоретическом изучении проблемы качества дошкольного образования. Исследование проводится на основе методов анализа и обобщения, позволивших выделить ключевые положения исследуемой проблемы и предложить комплекс управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации, обеспечивающий построение системы менеджмента качества. Результаты исследования: раскрывая психолого-педагогические характеристики понятия «качество дошкольного образования» авторы подчеркивают, что данная категория исследуется с точки зрения фактического соответствия условий, организации, способов оценивания свойств и результатов образования, воспитательно-образовательного процесса необходимым требованиям стандарта. Разработка модельных критериев оценки качества дошкольного образования остается дискуссионной проблемой, требующей своего дальнейшего развития в условиях вариативности. Динамичность характеристик качества дошкольного образования обуславливает построение и развитие системы менеджмента качества в условиях дошкольной образовательной организации. Разработка и внедрение подобной системы предъявляет высокие требования к управленческой компетентности руководителя, которая рассматривается авторами как комплекс ценностно-мотивационных, аналитико-проектировочных, организационно-исполнительских, коммуникационнодеятельностных, рефлексивно-оценочных компетенций. Выделены составляющие и индикаторы достижения предлагаемых компетенций. Значимыми условиями проектирования процесса развития управленческих компетенций руководителя дошкольной образовательной организации рассматриваются инновационная составляющая управленческой деятельности и разработка индивидуально-ориентированной программы повышения уровня управленческих компетенций. Обсуждение и заключения: рассмотренные теоретические положения, характеризующие проблемы и перспективы повышения качества дошкольного образования, дополняют методику дошкольного образования как начальной ступени системы непрерывного образования личности. Перспектива дальнейших исследований предполагает проектирование системы менеджмента качества дошкольной образовательной организации на основе реального уровня сформированности управленческих компетенций руководителя и индивидуальных траекторий их совершенствования.

Об авторах

И. Б. Бичева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород
Россия
кандидат педагогических наук, доцент


О. М. Филатова
Пензенский государственный университет, Пенза
Россия
кандидат педагогических наук, доцент


Список литературы

1. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: ТЦ Сфера, 2005. 64 с.

2. Бичева И.Б., Бичева М.В. Формирование конкурентоспособности специалиста сервисного предприятия – важнейшее направление организованного обучения // Современные проблемы науки и образования. 2015. №2. С. 465.

3. Бичева И.Б., Мелентович А.В., Десятова С.В. Методическая работа как условие профессионального развития педагога дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №58-4. С. 33-36.

4. Бичева И.Б., Хижная А.В., Десятова С.В. Акмеологические основания профессионального развития педагогов дошкольного образования // Перспективы науки и образования. 2018. №2(32). С. 48-53.

5. Бичева И.Б., Хижная А.В. Управление профессиональным развитием педагогов дошкольной образовательной организации на основе витагенного опыта // Государственный советник. 2018. №3(23). С. 36-40.

6. Бичева И.Б., Хижная А.В., Сундеева М.О. Особенности формирования самостоятельности как качества педагога-новатора // Государственный советник. 2018. №1(21). С. 32-35.

7. Богуславская Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Проблемы современного образования. 2012. №4. С. 52-63.

8. Богуславская Т.Н. Оценка качества дошкольного образования в условиях его стандартизации // Проблемы современного образования. 2017. №4. С. 142-149.

9. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006.

10. Горина Л. В. Профессиональный рост педагогов как фактор повышения качества дошкольного образования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, №4. С. 372-375.

11. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В. Управление развитием образовательной организации на основе результатов самооценки // Нижегородское образование. 2017. №2. С. 30-35.

12. Дубешко Н.Г. Перспективы формирования и развития системы менеджмента качества дошкольного образования с позиции системного и функционального подходов // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: материалы VIII Международной очно-заочной научно-практической конференции. Шадринск, 2018. С. 265-270.

13. Едакова И.Б. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС // Начальная школа плюс до и после. 2013. №12. С. 17-22.

14. Казначеева С.Н., Бичева И.Б., Юдакова О.В. Повышение эффективности кадрового менеджмента: тенденции и особенности управления // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. №2. С. 44-50.

15. Климентьева З.А. О развитии управленческих компетенций будущих педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций // Образование и саморазвитие. 2013. №4(38). С. 134-139.

16. Логинова Л.Г. Методология управления качеством дополнительного образования детей. М.: АПК и ПРО, 2003.

17. Микляева Н.В. Мониторинг дошкольного образования: проблемы и пути решения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2016. Т. 4, №4. С. 3-10.

18. Моисеев А.М. Обеспечение качества стратегического управления современной общеобразовательной организацией // Ученые записки ИУО РАО. 2017. №3(63). С. 178-191.

19. Наливайко Н.В., Косенко Т.С., Яковлева И.В. Современная личность в информационном пространстве: возможности образования // Философия образования. 2017. №4(73). С. 143-152.

20. Полонский В.М. Динамика развития и соотношение основных понятий педагогики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. №4(19) С.6-15.

21. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 2004. 47 с.

22. Сафонова О.А. Технология и эффекты независимой оценки качества дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015. №4. С. 16.

23. Скоролупова О.А., Федина Н.В. Качество дошкольного образования: концептуальные подходы к определению и оценке // Дошкольное воспитание. 2012. №2. С.13-27.

24. Стеркина Р.Б., Князева О.Л., Юдина Е.Г. Новые правовые и экономические основы повышения качества дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2010. №1. С. 12.

25. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. М.: АРКТИ, 2011. 262 с.

26. Федина Н.В. Управление дошкольным образованием: оценка качества // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 4, №20. С. 11-21.

27. Фишман Л.И. Качество и конкурентоспособность образовательных услуг: опыт определения и дифференциации понятий (часть 1) // Наука и школа. 2017. №3. С. 10-24.

28. Babayeva A., Zakablukovskiy E., Smetanina T., Shmeleva N., Shilovskaia N. Perceiving quality of life in modern urban space: Regional aspect // MATEC Web of Conferences. 2017. Vol. 106. Article №01003. DOI: 10.1051/matecconf/201710601003

29. Belinova N.V., Bicheva I.B., Kolesova O.V., Khanova T.G., Khizhnaya A.V. Features of professional ethics formation of the future // Espacios. 2017. Vol. 38, no. 25. Р. 9.

30. Bogorodskaya O.V., Golubeva O.V., Gruzdeva M.L., Tolsteneva A.A., Smirnova Z.V. Experience of approbation and introduction of the model of management of students’ Independent work in the university // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Pp. 387-397. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_50

31. Gutsu E.G., Demeneva N.N., Kochetova E.V., Mayasova T.V., Belinova N.V. Studying motivational-axiological component of professional competence of a college teacher // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 18. Рр. 12650-12657.

32. Gruzdeva M.L., Prokhorova O.N., Chanchina A.V., Chelnokova E.A., Khanzhina E.V. Post-graduate information support for graduates of pedagogical universities // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Рp. 143-151. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_19

33. Kamerilova G.S., Kartavykh M.A., Ageeva E.L., Gordeeva I.A., Astashina N.I., Ruban E.M. Communicative teaching models: The formation of the professional pedagogical competence among health and safety school teachers // Espacios. 2018. Vol. 39, no. 29. P. 7.

34. Kaznacheeva, S.N., Chelnokova, E.A., Bicheva, I.B., Smirnova, Z.V., Lazutina, A.L. Worldwide management problems // Man in India. 2017. Vol. 97(15). Pp. 191-199.

35. Kochetova E.V., Gutsu E.G., Demeneva N.N. (et al.) Psychological mechanisms of future pedagogues' professional individualization formation during their studies in a higher educational institution // Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Vol. 9. Special Issue: SI. Supplement: 2. Pp. 1484-1493.

36. Lyashenko, M.S., Mineeva, O.A. Methodological approaches to pedagogical culture understanding in pedagogical research // Perspektivy Nauki i Obrazovania. 2018. Vol. 5(35). Рp. 10-17. DOI: 10.32744/pse.2018.5.1

37. Markova S.M., Sedykh E.P., Tsyplakova S.A., Polunin V.Y. Perspective trends of development of professional pedagogics as a science // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2018. Vol. 622. Рp. 129-135. DOI: 10.1007/978-3-319-75383-6_17

38. Fedorov A.A., Paputkova G.A., Samerkhanova E.K. (et al.) New Design of University Educational Ecosystem in the Context of Modernisation of Teacher Education in Russia // Psikhologicheskaya Nauka i Obrazovanie – Psychological Science and Education. 2018. Vol. 23, no. 1. Pp. 52-63.

39. Frolova O.A., Chanchina A.V., Frolova N.V., Shevchenko S.M., Chelnokova E.A., Bystrova N.V. The organization of the rating system for assessing the quality of university students training // European Research Studies Journal. 2017. Vol. 20. Рp. 549-556.


Просмотров: 169


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)