ПРОБЛЕМА СОПРОТИВЛЯЕМОСТИ ЛИЧНОСТИ ТРУДНЫМ ЖИЗНЕННЫМ СИТУАЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-1-11
Аннотация
Введение: в статье обсуждается психологическая проблема сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям, выявления факторов, способствующих развитию этого личностного образования. На сегодняшний день в психологической литературе до сих пор существует дефицит исследований сопротивляемости личности, недостаточно изучены факторы, внешние и внутренние, влияющие на развитие сопротивляемости личности. Важным моментом в понимании формирования механизмов сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям является изучение роли образовательной среды как важнейшего фактора, обеспечивающего полноценный процесс развития личности обучающегося. В этой связи становится необходимым обобщить накопленный материал, представленный в трудах российских и зарубежных исследователей, по проблеме влияния образовательной среды как фактора сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям. В статье обобщены и проанализированы результаты зарубежных исследователей по проблеме изучения влияния специально организованной безопасной образовательной среды на сопротивляемость личности трудным жизненным ситуациям. Материалы и методы: статья носит характер аналитического обзора, где осуществлена попытка систематизации научного психологического знания по проблеме психологии сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям. Основным методом изучения сопротивляемости личности негативным жизненным ситуациям в условиях образовательной среды является метод теоретического анализа научных психологических зарубежных и отечественных источников. Методологическим основанием для изучения сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям является субъектный подход. Результаты исследования: рассмотрение теоретических положений психологии сопротивляемости личности, анализ эмпирических исследований зарубежных авторов по проблеме влияния образовательной среды на сопротивляемость личности трудным жизненным ситуациям, в частности в контексте исследований психологии безопасности, субъектного подхода, выявление и обобщение интра- и интерресурсов, помогающих справиться с трудной ситуацией. Авторами предложено собственное определение сопротивляемости личности при выходе из трудных жизненных ситуаций. Приводится научная аргументация значимости формирования безопасной, субъектной и позитивной образовательной среды при развитии сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям. Обсуждение и заключения: обосновывается вывод о несомненной актуальности вопросов, связанных с исследованием сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям, необходимости анализа и обобщения имеющихся научных исследований по данной проблематике. На основании результатов немногочисленных психологических исследований отечественных и зарубежных авторов доказывается необходимость дальнейшего изучения психологической структуры сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям, а также факторов и условий ее формирования. При этом подчеркивается важность и значимость формирования безопасной, субъектной и позитивной образовательной среды при развитии сопротивляемости личности трудным жизненным ситуациям.
Об авторах
Н. И. ДунаеваРоссия
кандидат психологических наук, доцент
Н. Е. Серебровская
Россия
доктор психологических наук, доцент, профессор
П. А. Егорова
Россия
доцент кафедры психологии и реабилитационных технологий
Список литературы
1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Издательство «Союз», 2002. 271 с.
2. Дунаева Н.И. Сопротивляемость как личностная способность современного человека // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Научный журнал. 2011. №139.
3. Дунаева Н.И. К проблеме рассмотрения внутренних и внешних ресурсов сопротивляемости негативным жизненным ситуациям в онтогенезе // Инициативы XXI века. 2012. №3. С. 88-91.
4. Дунаева Н.И. Религиозность как социальный фактор при сопротивляемости личности негативным жизненным ситуациям // Мир науки, культуры, образования. 2012. №1(32). С. 73-75.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1968. С. 749.
6. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.
7. Психология субъектности педагога / под ред. Е.Н. Волковой. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001. С.48.
8. Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: научно-методические материалы / под ред. И.А. Баевой. СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. 288 с.
9. Серебровская Н.Е. Становление и развитие конфликтологической культуры будущего специалиста социономической профессии в вузовский период: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.07. Н. Новгород, 2012.
10. Солдатова Г.У. Психологические последствия террористического акта: опыт Беслана // Психологический журнал. 2008. Т. 29, №6.
11. Сорокина Т.М. Развитие социально-профессиональной компетенции будущего педагога начальной школы в интегративной среде вуза. М., 2017. 156 с.
12. Сорокоумова С.Н., Мухина Т.Г. и др. Социально-нравственное развитие обучающихся в условиях инклюзивного обучения // Психолого-педагогический поиск. 2018. №4(48). С. 152-163.
13. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Наука, 1989. 200 с.
14. Юдин Н.В. Психологическая защищенность студентов от неблагоприятных воздействий социальной среды: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.03. СПб., 2009.
15. Benard B. Fostering resiliency in kids: Protective factors in the family, school and community. ED335781. Portland, OR: Northwest Regional Educational Laboratory, 1991.
16. Garmezy N. Resiliency and vulnerability to adverse developmental outcomes associated with poverty // American Behavioral Scientist. 1991. Vol. 34. Pp. 416-430.
17. Garmezy N. & Rutter M. Acute stress reactions // Rutter M. and Hersov L. (eds.) Child and adolescent psychiatry: Modern approaches. Oxford: Blackwell, 1985.
18. Haberman M. Star teachers of children in poverty. West Lafayette, IN: Kappa Delta Pi, 1996.
19. Werner E. Protective factor sand individual resilience // Handbook of Early Childhood Intervention. California, 1990. Pp. 97-116.
20. Nikonova E.I., Sharonov I.A., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774. Available at: http://www.ijese.net/makale/593 (accessed: 09.01.2019).
21. Rong Ju, Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293.
22. Sorokoumova S.N., Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Potekhina E.V. The Projective Study of The Impact of The Vertical Position of a Person on The Nosological Specificity of Psychosomatic Risk // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Vol. 7, no. 6. Pp. 685-691.