Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Анализ современного состояния исследований и разработок в области построения информационно-образовательных сред высших учебных заведений

https://doi.org/10.26795/95/2307-1281-2019-7-2-1

Полный текст:

Аннотация

Введение: авторы статьи поставили целью провести анализ решения проблемы информатизации образования в зарубежных образовательных учреждениях и сопоставить материально-технические, учебно-методические и организационные возможности российских и зарубежных вузов в вопросе развития информационной образовательной среды как фактора успешности профессионального образования.

Материалы и методы: исследование осуществлялось на основе научно-педагогических методов анализа, сравнительного обобщения и систематизации теоретических и эмпирических источников, определяющих необходимую объективность и эвристичность выводов.

Результаты исследования: авторами сделан вывод, что развитие информационной образовательной среды и в России, и за рубежом является важным фактором успешности образования: как среднего, так и профессионального. Увеличение числа студентов, обучающихся по индивидуальным учебным планам, уменьшение аудиторных часов в пользу часов на самостоятельную работу студентов, возрастание в учебных планах процента дисциплин по выбору, интеграция дистанционных форм обучения и т.п. требует развития новых инструментов для решения этих проблем, и одним из эффективных инструментов является информационная образовательная среда учебного заведения.

Анализируя информационные среды российских и зарубежных вузов авторы приходят к выводу, что объединение обособленных средств информатизации, применяемых в различных областях деятельности учебного заведения, в единую информационную образовательную среду позволяет решать две основные проблемы, которые в настоящее время волнуют педагогическое сообщество: эффективность обучения и эффективная организация учебного процесса.

Обсуждение и заключения: авторы считают, что перевод содержания и технологий образовательного процесса на современные электронные носители может осуществляться только при условии сохранения достижений педагогической науки и ее методологии как фундаментальной основы проектирования современных педагогических технологий с использованием информационных технологий. Концептуальная основа состоит в том, что разработка контента информационной образовательной среды предусматривает не сканирование учебного материала, а программирование взаимодействия субъектов образовательного процессе с учетом закономерностей учебно-познавательной деятельности.

Об авторах

М. Л. Груздева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Груздева Марина Леонидовна – доктор педагогических наук, профессор.

Нижний Новгород.



Н. И. Тукенова
Жетысуский государственный университет имени И. Жансугурова
Казахстан

Тукенова Наталья Имбергеновна – кандидат педагогических наук, доцент, директор центра дистанционного обучения.

Талдыкорган.



Список литературы

1. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения // Научный диалог. 2017. №1. С. 227-243. URL: http://nauka-dialog.ru/arxiv/2017/nauchnyij-dialog-2017-1/13-00-00-pedagogicheskie-nauki/aktivnyie-i-interaktivnyie-metodyi-pedagogicheskogo-vzaimodejstviya-v-sisteme-distanczionnogo-obucheniya.html (дата обращения: 22.03.2019).

2. Груздева М.Л., Смирнова Ж.В., Тукенова Н.И. Применение сервисов сети интернет при обучении технологии // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №1(22). С. 8.

3. Груздева М.Л., Бахтиярова Л.Н. Педагогические приемы и методы работы преподавателей вуза в условиях информационной образовательной среды // Теория и практика общественного развития. 2014. №1. С. 166-169.

4. Загоруйко И.Н. Интернет-дискурс в современном коммуникационном пространстве // Вестник КГУ. 2012. №3. С. 56-60. URL: https://ksu.edu.ru/index.php/nauchnaya-deyatelnost/nauchnye-zhurnaly/vestnik-kgu.html (дата обращения: 13.03.2019).

5. Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Педагогическая деятельность в электронной среде: перспективы нового качества // Педагогика. 2016. №10. С. 3-13. URL: http://pedagogika-rao.ru/journals/2016/12 (дата обращения: 02.08.2018).

6. Кучеряну М.Г. Информационные технологии в вузах Великобритании // Ярославский педагогический вестник. 2009. №2(59). С. 105-109.

7. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б., Яковлева О.В. ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ российского и европейского опыта // Интеграция образования. 2018. Т. 22, №1. С. 25-45. DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.025-045.

8. Нургалиева Г.К., Тажигулова А.И. Индикаторы оценки внедрения ИКТ в организациях образования: монография. Алматы, 2010. 66 с.

9. Чекалина Т.А. Создание электронных образовательных ресурсов в профессиональных образовательных организациях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. №3(15). С. 66-69. URL: http://www.prof-obr42.ru (дата обращения: 02.08.2018).

10. Хеннер Е.К., Stallmann M. Подготовка специалистов по ИТ: Россия и США // Открытые системы. 2013. №3. С. 58-62.

11. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 21.03.2019).

12. Šorgo A., Bartol T., Dolničar D., Podgornik B.B. Attributes of digital natives as predictors of information literacy in higher education // British Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 48, issue 3. Pp. 749-767. DOI: https://doi.org/10.1111/bjet.12451

13. Balakrishnan V., Gan C. L. Students’ learning styles and their effects on the use of social media technology for learning // Telematics and Informatics. 2016. Vol. 33, issue 3. Pp. 808-821. DOI: 10.1016/j.tele.2015.12.004

14. Bulganina S.B., Golubeva O.B., Lebedeva T.E., Prokhorova M.P. Managing students’ independent work at university // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM). 2017. Vol. 7, no. 10.

15. Bystritskaya E.V., Ilaltdinova E.Y., Arifulina R.U., Aksenov S.I., Lebedeva I.V. Students' self-learning system design in professional teachers' education system reform process // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury. 2016. No. 11. Pp. 6-8.

16. Manzuoli C.H., Cifuentes Y.S. Computing Education Competence in Higher Education: Challenges for Teachers // American Journal of Educational Research. 2013. Vol. 1, no. 9. Pp. 406-412. DOI: 10.12691/education-1-9-9.

17. García Orosa B. Online organizational communication: The communications department version 2.0 in tech companies // Media and Metamedia Management. Springer, 2017. Рр. 229-236. DOI: 10.1007/978-3-319-46068-0_29.

18. Fredriksson U. European teacher education policy: recommendations and indicators. Available at: http://www.pef.uni-lj.si/atee/978-961-6637-06-0/715-723.pdf (accessed: 21.03.2019).

19. Hans A., Akhter Sh. Emerging Trends in Teacher’s Education. Available at: http://macrotheme.com/yahoo_site_admin/assets/docs/3HansMR22SI.40131741.pdf (accessed: 21.03.2019).

20. Hatlevik O.E. Examining the relationship between teachers’ self-efficacy, their digital competence, strategies to evaluate information, and use of ICT at school // Scandinavian Journal of Educational Research. 2017. Vol. 61, issue 5. Pp. 555-567. DOI: https://doi.org/10.1080/00313831.2016.1172501

21. Masoumi D. Preschool teachers’ use of ICTs: Towards a typology of practice // Contemporary Issues in Early Childhood. 2015. Vol. 16, issue 1. Pp. 5-17. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1463949114566753

22. International Perspective Teacher Preparation. New Paradigm in Teacher Education, What Do Teachers Need to Know? Available at: http://education.stateuniversity.com/pages/2484/Teacher-Preparation-International-Perspective.html (accessed: 21.03.2019).

23. Noskova T., Pavlova T., Yakovleva O., Smyrnova-Trybulska E., Morze N. Modern education quality requirements and information technologies in academic teachers’ activities // International Journal of Continuing Engineering Education and Life-Long Learning (IJCEELL). 2016. Vol. 26, no. 4. Pp. 434-459. DOI: https://dx.doi.org/10.1504/IJCEELL.2016.080968

24. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigranrs. Available at: https://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf (accessed: 21.03.2019).

25. Smirnova Zh.V., Gruzdeva M.L., Chaykina Zh.V., Terekhina O.S., Tolsteneva A.A., Frolova N.H. The role of students' classroom independent work in higher educational institutions // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Vol. 9, no. 22. P. 95568.

26. Samerkhanova E.K., Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Bakhtiyarova L.N., Ponachugin A.V. Students' network project activities in the context of the information educational medium of higher education institution // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 11. Pp. 4578-4586.


Просмотров: 143


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)