Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Формирование компетенции межкультурного делового спора в сфере профессиональной деловой коммуникации: содержательные и технологические аспекты

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-2

Полный текст:

Аннотация

Введение: развитие компетенции делового спора направлено на достижение образовательных результатов, связанных с приобретением личностного опыта в осваиваемых видах деятельности. Личный опыт составляет обязательный компонент любого вида компетентности работника. Процесс формирования такого вида компетенции связан с решением ряда проблем: с уточнением содержания иноязычного образования, с выработкой специальных технологий, выбором приемов обучения, режимов работы на занятиях по формированию, развитию и совершенствованию такой компетенции.

Материалы и методы: в рамках проведенного исследования использовались общенаучные методы познания, а также специальные методы исследования.

Результаты исследования: описана межкультурная деловая среда в содержании образовательной программы дополнительного иноязычного образования «Деловой английский язык» (“Business Result Upper-Intermediate”, “Business Benchmark Upper-Intermediate”). Определены предпосылки формирования компетенции межкультурного делового спора предпринимателей в иноязычном образовании по деловому английскому языку. Подробно описаны технологические блоки по формированию компетенции межкультурного делового спора предпринимателей в дидактическом модуле «Деловая иноязычная медиация» в курсе делового английского языка для бизнесменов и предпринимателей.

Обсуждение и заключения: на основе проведенного теоретико-практического исследования, собственной практики по преподаванию иностранного языка в разных дидактико-методических условиях разработано содержание специального дидактического модуля «Деловая иноязычная медиация». Он активно используется в системе дополнительного иноязычного образования, в системе повышения квалификации, обеспечивает положительные результаты, готовит бизнесменов-практиков к конкретной экономической деятельности с учетом особенностей страны-партнера, особенностей культуры и менталитета партнеров по бизнесу.

Об авторах

О. М. Ким
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Ким Ольга Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры иноязычного профессионального образования.

Нижний Новгород.



А. Н. Шамов
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Шамов Александр Николаевич – доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры теории и практики иностранных языков.

Нижний Новгород.



Список литературы

1. Бичева И.Б., Филатова О.М. Перспективы профессиональной подготовки: аксиологический подход // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6, №2. С. 3.

2. Бондаревская Е.В. Опыт методологической рефлексии деятельности научной школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016. №3(107). С. 4-14.

3. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. М.: ВЛАДОС, 2003. 160 с.

4. Губина Н.М. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения деловому английскому языку в элективном спецкурсе (продвинутый уровень, специальность «Мировая экономика»: дис. … канд. педагог. наук: 13.00.02. М., 2004. 226 с.

5. Дудник А.О. Межкультурный компонент профессионально-ориентированного иноязычного образования экономистов: дис. … канд. педагог. наук: 13.00.08. Калининград, 2011. 199 с.

6. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учебное пособие для вузов. М.: МПСИ, 2005. 211 с.

7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов. 3-е изд., пересмотр. М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. 448 с.

8. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.

9. Казначеева С., Бондаренко В. Специфика мотивов изучения иностранного языка студентами неязыковых направлений Мининского университета // Вестник Мининского университета. 2016. №3.

10. Ким О.М. Формирование компетенции межкультурного делового спора предпринимателей в процессе обучения деловому английскому языку: автореф. дис. ... канд. педагог. наук. Калининград, 2017.

11. Кларин М.В. Корпоративный тренинг, наставничество, коучинг: учебное пособие. 1-е изд. М., 2017. Сер. 69 Бакалавр и магистр. Модуль.

12. Корнелиус Х., Фейр Ш. Выиграть может каждый: Как разрешать конфликты. М., 1992. 116 с.

13. Маркова С.М., Полетаева Н.М., Цыплакова С.А. Моделирование образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения // Вестник Мининского университета. 2016. №1(3).

14. Минеева О., Еремеева О. Психолого-педагогические условия повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка // Вестник Мининского университета. 2016. №3.

15. Мишаткина Т., Порус В. Этика бизнеса: ориентация на успех, справедливость и демократию // Высшее образование в России. 2005. №9. С. 111-123.

16. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Теория и практика целостного педагогического процесса: три десятилетия исканий. (К 85-летию со дня рождения В.С. Ильина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2007. №1, С. 9-18.

17. Слободчиков В.И. На пути к новому образу образования // Народное образование. 2017. №1-2(1460). С. 9-14.

18. Соколова М.Ю., Плиссов Е.В. Межязыковые влияния в изучении третьего языка как иностранного в условиях высшего образования // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №1.

19. Рожков М.И., Макеева Т.В. Социальная педагогика: учебник. 2-е изд., пер. и доп. М., 2017. Сер. 11. Университеты России.

20. Михельсон С. В. Влияние культурных и национальных факторов на деловую культуру и коммуникацию // Молодой ученый. 2016. №15. С. 570-573. URL https://moluch.ru/archive/119/32894/ (дата обращения: 23.01.2019).

21. Хуторский А.В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие. М.: Эйдос, 2013.

22. Шамов А.Н., Ким О.М. Корпоративная программа обучения «Английский язык для педагогической деятельности» в современном образовательном пространстве: цели, содержание, результаты // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3.

23. Шамов А.Н., Кручинина Г.А., Королева Е.В. Учебный модуль как основа профессиональной подготовки учителя иностранных языков: теория и практика // Научная дискуссия: Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: Международная научно-практическая конференция. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. С.147-154.

24. Abbe A., Gulick L., Herman J. Cross-cultural competence in army leaders: A conceptual and empirical foundation. Available at: http://working-globally.com/working-globally2/documents/Cross-Cultural%20Competence%20in%20Army%20Leaders-%20A%20Conceptual%20and%20Empirical%20FoundationSR_2008-01.pdf (accessed: 03.01.19).

25. Alptekin C. Towards intercultural communicative competence in ELT // English Language Teaching Journal. 2002. №56(1). Pp. 57-64.

26. Bennett M.J. Towards ethnorelativism: A developemental model of intercultural sensitivity // Paige R.M. (ed.) Education for the intercultural experience. Yarmouth, 1993.

27. Bhatia V. Genre analysis, ESP and professional practice // English for Specific Purposes. 2008. №27(2). Pp. 161-174.

28. Bourlatskaya M., Shields S., Diaz R. A Corporate Visit Program within a Summer Immersion and Business Language Curriculum // Global Business Languages. 2003. Vol. 8. Pp. 3-21.

29. Brook-Hart G. Business Benchmark Upper-intermediate. Personal Study Book, Cambridge University Press, 2013.

30. Byram M., Fleming M. Language learning in intercultural perspective. Approaches through drama and ethnography. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 320 p.

31. Byram M., Nichols A., Stevens D. Developing intercultural competence in practice. Clevedon: Multilingual Matters Ltd, 2001. 121 p.

32. Canale M., Swain M. Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing. Dublin: New Dimensions, 1980. 348 p.

33. Douglas D. Assessing English for specific purposes. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 311 p.

34. Duckworth M. and Turner R. Business Result Upper-intermediate. Student's Book, Oxford University Press, 2008.

35. Grosse Ch.U. Global Managers’ Perceptions of Cultural Competence // Global Business Languages. 2001. Vol. 6. Pp. 25-39.

36. Hutmacher W. Key competencies in Europe // European Journal of education. 1997. Vol. 32, no. 1. Pp. 45-58.

37. Hymes D. On Communicative competence // Pride J.B., Holmes J. (eds.) Sociolinguistics. Selected Readings. Harmondsworth: Penguin, 1972. 381 p. Pp. 269-293.

38. Jacobovits L.A. Foreign language learning: a psycholinguistic analysis of the issues. Rowley, Mass.: Newbury House, 1970. 336 p.

39. Jones M. A Hypothetical Business Plan Highlighting Approaches to International and Trans Cultural Education // Global Business Languages. 2002. Vol. 7. Pp. 49-72.

40. Knapper K., Cropley A.J. Lifelong learning and higher education. 3rd ed. London: Kogan Page, 2000. 238 p.

41. Korotkikh Zh. Preparing Professionals to Perform Better in Intercultural Contexts // Global Business Languages. 2004. Vol. 9. Pp. 107-118.

42. Kramsch C. Language and Culture. Oxford: Oxford University Press, 1998. 144 p.

43. Lange I., Andersen L., Merrifi D. Internships and Entry Positions for International Business Graduates. Languages and Cultures for Business and the Professions. Ed. Geoffrey Voght and Ray Schaub. The World College. Ypsilanti, MI: Eastern Michigan U, 1992. Pp. 89-101.

44. Larsen-Freeman D. Techniques and Principles in Language Teaching. 3rd ed. Oxford: Oxford University Press, 2011. 272 p.

45. Maxwell D., Garret N. Meeting National Needs: The Challenge to Language Learning in Higher Education. Change: The Magazine of Higher Learning 34.3 (May/June 2002), 2002. Pp. 22-28.

46. McKay S. L. Teaching English as an International Language. Oxford: Oxford University Press, 2005. 150 p.

47. Raven J., Stephenson J. Competence in the Learning Society. N.Y.: Peter Lang, 2001. 350 p.

48. Saint Paul, Th. Developing Cultural Awareness with International Business Students: A Look at Empathy Breakdown // Global Business Languages. 2000. Vol. 5. Pp. 61-75.

49. Savignon S.J. Beyond Communicative Language Teaching: What’s Ahead? // Journal of Pragmatics. 2007. Vol. 39. Pp. 207–220.

50. Song L. Teaching English as Intercultural Education: Challenges of Intercultural Education // Building Bridges with Languages and Cultures. 14th NATE and 7th FEELTA International Conference on Language Teaching. Vladivostok, 2008. Pp. 294-303.

51. Suárez J. The Internship and Other Practical Training Experiences. Spanish and Portuguese for Business and the Professions. Ed. T. Bruce Fryer and Gail Guntermann. Lincolnwood, IL: National Textbook, 1998.

52. Van Ek J. A., Trim J.L.M. Waystage 1990: Council of Europe Conseil de L'Europe. Rev. sub. ed. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. 120 p.

53. Widdowson H.G. Competence and Capacity in Language Learning // Clarke M.A., Handscombe J. (eds.) On TESOL’ 82: Pacific Perspectives on Language Learning and Teaching. Washington DC: TESOL, 1983. Pp. 97-106.


Просмотров: 81


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)