Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-5

Аннотация

Введение: актуальность данной темы обусловлена тем, что на данный момент не существует единого структурированного подхода к созданию цифровых образовательных ресурсов, на государственном уровне не определены четкие требования к их структуре и содержанию. Соответственно имеется необходимость в систематизации цифровых образовательных ресурсов и разработке унифицированных требований к их созданию, структуре и содержанию с целью применения в образовательных учреждениях.

Целью исследования является выявление системного подхода к структуре и использованию цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Объектом исследования выбраны цифровые образовательные ресурсы.

Предметом исследования является цифровые образовательные ресурсы в образовательной деятельности современного вуза.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

            выявлены существующие подходы систематизации цифровых образовательных ресурсов;

            предложена систематизация цифровых образовательных ресурсов по образовательно-методическим функциям, по назначению;

            обозначена целесообразность и необходимость обеспечить воспитательно-образовательный процесс цифровыми образовательными ресурсами.

Материалы и методы: написание статьи сопровождалось использованием следующих методов: анализ литературных источников, педагогический эксперимент, сравнительный анализ, метод экспертных оценок.

Результаты исследования: практическая значимость работы заключается в доработке, обновлении информационной составляющей существующих электронных учебно-методических комплексов по дисциплине «Информационная безопасность», «ЭВМ и периферийное оборудование» и «Введение в операционные системы», разработанных на платформе Moodle. 

Обсуждение и заключения: проблема комплексной оценки цифровых образовательных ресурсов является актуальной наряду с формулировкой требований, предъявляемых к цифровым образовательным ресурсам, так как вопрос здоровьесбережения в условиях работы с компьютером имеет приоритет.

Об авторах

А. В. Поначугин
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Поначугин Александр Викторович – кандидат экономических наук, доцент.

Нижний Новгород.



Ю. Н. Лапыгин
Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Владимирский филиал РАНХиГС)
Россия

Лапыгин Юрий Николаевич – доктор экономических наук, профессор.

Владимир.



Список литературы

1. Авдеева С. Учебные материалы нового поколения в проекте ИСО // Народное образование. 2007. №9. С. 187-194.

2. Ахтамова С.С. Использование информационных технологий при обучении в педагогическом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2018. №3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27700 (дата обращения: 10.12.2018).

3. Баженов Р.И. О разработке дистанционного курса «Эффективный контакт преподавателя вуза» // Электронная информационно-образовательная среда вуза: опыт создания, тенденции, перспективы развития: сборник материалов научно-методической конференции. Благовещенск, 2017. С. 9-11.

4. Баринова Н.В. Магистерские программы в России: теория и практика // Иннов: электронный научный журнал. 2017. №3(32). URL: https://cyberleninka.ru/article/v/magisterskie-programmy-v-rossii-teoriya-i-praktika (дата обращения: 03.01.2019).

5. Бедный Б.И., Кузенков О.А. Интегрированные программы подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации // Интеграция образования. 2017. Т. 21, №4. С. 637-650.

6. Белозёрова С.И., Белозеров О.И. Организация контроля знаний студентов в LMS MOODLE // Современные проблемы науки и образования. 2018. №6. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28270 (дата обращения: 24.12.2018).

7. Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд. испр., доп. М., 2008. 272 с.

8. Ваграменко Я.А. Информатика: образовательный аспект. М., 2011. 120 с.

9. Ваграменко Я.А. Методологические предпосылки формирования информационной образовательной среды // Информационные ресурсы в образовании: Всероссийская научно-практическая конференция, 14-16 апреля 2011 г. Нижневартовск, 2011. С. 15-16.

10. Ваграменко Я.А., Каракозов С.Д. Развитие образовательных телекоммуникаций в России: Международная конференция по программе ЮНЕСКО: Социально-экономические проблемы образования в Западно-Сибирском регионе России. Барнаул, 1995.

11. Вдовенко Л.А. Информационная система предприятия. М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. 240 c.

12. Вдовин В.М., Суркова Л.Е. Предметно-ориентированные экономические информационные системы: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2016. 388 c.

13. Вопросы информатизации образования. URL: http://www.int-edu.ru/content/voprosy-informatizacii-obrazovaniya (дата обращения: 15.02.2019).

14. Газизова А.И., Сираева М.Н., Трофимова Г.С., Шишкина Р.Г. Педагогические факторы гуманитаризации образовательной среды в региональном университете: коллективная монография. Ижевск: Издательский Центр «Удмуртский университет», 2018. 108 с.

15. Гвоздева В.А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы. М.: Форум, Инфра-М, 2017. 544 c.

16. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М., 1987. 264 с.

17. Гома Хассан. UML. Проектирование систем реального времени, параллельных и распределенных приложений. М.: ДМК Пресс, 2016. 700 c.

18. Гнездилова Л.Б., Гнездилов М.А. Учебная мотивация как основа эффективного образовательного процесса в вузе // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. №2(2). С. 4-9.

19. Григорьев С.Г., Кузнецов А.А., Гриншкун В.В. Образовательные и электронные издания и ресурсы. М., 2009. 156 с.

20. Гультяев А.К. Macromedia Authorware 6.0. Разработка мультимедийных учебных ресурсов. М., 2017. 400 c.

21. Гущин А.В. Модель проект-концепции электронной информационно-образовательной среды педагогического ВУЗа // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5. URL: https://science-education.ru/pdf/2016/3/24515.pdf (дата обращения: 15.02.2019).

22. Дятлов С.А. Нейросетевое образование в цифровую эпоху: теория и практика // Инновации. 2017. №8. С.91-95.

23. Занозин Д.А. Индивидуализация формирования профессиональных умений будущих педагогов в процессе применения компьютерных обучающих программ // Технологии индивидуализации обучения в вузе: материалы Всероссийской междисциплинарной научной конференции. Москва, 27 декабря 2007 г. М., 2008. С. 79-83.

24. Зубов В.Е. Проблемы и перспективы развития электронного обучения в России // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т.6, №4. С. 636-643.

25. Иващенко М.В., Игнатов А.В. Проблемы автоматизированного оценивания качества электронных изданий образовательного назначения на основе положений теории квалиметрии // Информатика и образование. 2007. №3. С. 120-122.

26. Каменский А.М. Социальное партнерство как дополнительный образовательный ресурс // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1(19). С. 181-190. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-1-181-190.

27. Коваленко И.Н. Создание электронной библиотеки учебных и методических материалов // Информатика и образование. 2005. №12. С. 55-62.

28. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2005. 256 с.

29. Корытова Г.С., Корытова А.И. Внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог» в образовательных учреждениях: структурно-содержательный анализ // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 4 (22). С. 123-132. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-123-132.

30. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие. Оренбург, 2006. 231 с.

31. Ложкина Т.Ю. Развитие кадрового потенциала как условие решения стратегических задач системы профессионального образования // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2018. Вып. 1 (19). С. 111-119. DOI: 10.23951/2307-6127-2018-1-111-119.

32. Махутов Б.Н. Экспертиза цифровых образовательных ресурсов в Нижневартовском государственном гуманитарном университете. Нижневартовск, 2008. 18 с.

33. Методики применения цифровых образовательных ресурсов в информационно-телекоммуникационном сопровождении региональной системы образования. URL: https://studfiles.net/preview/4539867/ (дата обращения: 03.01.2019).

34. Методическое объединение учителей биологии Ленинского района города Челябинска: Цифровые образовательные ресурсы. URL: http://mmc74212.narod.ru/Biology/p11aa1.html (дата обращения: 11.01.2019).

35. Менщиков А.А., Сухостат В.В., Гатчин Ю.А. Методологические аспекты разработки электронного учебника по информационной безопасности // Кибернетика и программирование. 2017. №2. С.49-58. DOI: 10.7256/2306-4196.2017.2.19055. URL: http://e-notabene.ru/kp/article_19055.html (дата обращения: 11.02.2019).

36. Никонова Н.В. Принципы формирования комплексного программного средства учебного назначения, основанные на интеграции традиционных и инновационных подходов // Информатика и образование. 2007. №1. С. 109-111.

37. Определение ЦОР. URL: anton-frolow2010.narod.ru/word/3.doc (дата обращения: 05.01.2019).

38. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М., 2004. 320 с.

39. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы. URL: https://docplayer.ru/44978090-A-v-osin-eor-novogo-pokoleniya-otkrytye-obrazovatelnye-modulnye-multimedia-sistemy-vvedenie.html (дата обращения: 05.01.2019).

40. Романов Е.В., Дроздова Т.В. Формирование системы устойчивого воспроизводства кадров для научно-технологического развития России: прогнозы и риски. Часть I // Современное образование. 2017. №3. С. 96-108.

41. Самойлова М.В. Условия организации экспериментального исследования в педагогике // Педагогический эксперимент: подходы и проблемы. 2017. №3. С.39-44.

42. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Методология эксперимента: учебное пособие. М.: Информ-М», 2017. 162 с.

43. Сычева Н.В., Хасанова Н.А., Алейникова А.О. Некоторые аспекты технологии создания фонда оценочных средств в вузе в рамках контекстного подхода в образовании // Ростовский научный журнал. 2017. №6. С.97-102.

44. Хузязянова Э.З., Гилаева Г.Д., Нуриахметова М.И. К вопросу о выборе программного обеспечения в поддержку спецкурса «Разработка цифровых образовательных ресурсов». URL: http://1c.ru/rus/partners/training/edu/theses/?y=2009&s=28&t=524 (дата обращения: 05.01.2019).

45. Туракулова С.Т. К вопросу о возможности использования онлайн-платформ для интенсификации обучения в вузах // Молодой ученый. 2017. №20. С. 497-499. URL: https://moluch.ru/archive/154/43660 (дата обращения: 21.12.2018).

46. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе / под ред. Д.В. Чернилевского. М., 1996. 288 с.

47. Шальнева Н.В., Полунина О.А., Старцева Н.А., Крутская Т.М., Кертман А.В. Применение системы MOODLE при очной, очно-заочной и заочной формах обучения // Современные проблемы науки и образования. 2017. №3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26493 (дата обращения: 18.12.2018).

48. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. URL: http://www.ict.edu.ru/ft/005823/EOR_NP_v_voprosah_i_otvetah-1.pdf (дата обращения: 03.01.2019).

49. Чумаков А.Н. Интернет как новационная форма образования в условиях глобализации // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т.6, №3. С.398-407.

50. Bolton D.L. Exemplary uses of technology in education // The New Educational Review. 2006. Vol. 10(3). Pp. 227-244.

51. Bronkhorst L., Meijer P., Koster B., Vermunt J. Fostering meaning-oriented learning and deliberate practice in teacher education // Teaching and Teacher Education. 2016. Vol. 27. Pp. 1120-1130.

52. Budsankom P., Sawangboon T., Damrongpanit S., Chuensirimongkol J. Factors affecting higher order thinking skills of students: A meta-analytic structural equation modeling study // Educational Research and Reviews. 2016. Vol. 10(19). Pp. 2639-2652.

53. Dawley L. Social networking knowledge construction: Emerging virtual world pedagogy // On the Horizon. 2009. Vol. 17(2). Pp. 109-121.

54. Ennis R.H. The nature of critical thinking: Outlines of general critical thinking dispositions and abilities. Available at: https://education.illinois.edu/docs/default-source/faculty-documents/robert-ennis/thenatureofcriticalthinking_51711_000.pdf?sfvrsn=7bb51288_2 (accessed: 28.12.2018).

55. Gunawardena C.N., McIsaac M.S. Distance education. Available at: https://www.researchgate.net/publication/291300650_Distance_education (accessed: 28.12.2018).

56. Jang J., Reeve J. Engaging Students in Learning Activities: It Is Not Autonomy Support or Structure but Autonomy Support and Structure // Journal of Educational Psychology. 2016. Vol. 102(3). Pp. 588-600.

57. Jones A., Scanlon E., Clough G. Mobile Learning: Two case studies of supporting inquiry learning in informal and semiformal settings // Computers & Education. 2011. Vol. 61. Pp. 21-32.

58. Osman G., Duffy T., Chang J., Lee J. Learning through collaboration: student perspectives // Asia Pacific Education Review. 2016. Vol. 12(4). Pp. 547-558.

59. Remesal A. Primary and secondary teachers’ conceptions of assessment: A qualitative study // Teaching and Teacher Education. 2010. Vol. 27(2). Pp. 472-482.

60. Roblyer M.D., Knezek G.A. New millennium research for educational technology: A call for a national research agenda // Journal of Research on Technology in Education. 2003. Vol. 36(1). Pp. 60-71.

61. Saavedra A., Opfer V. Learning 21st-century skills requires 21st-century teaching // Phi Delta Kappan. 2012. Vol. 94(2). Pp. 8-13.

62. Sylvie K. Chetty Internationalization and innovation in a network relationship context. Available at: https://www.emeraldinsight.com/doi/abs/10.1108/03090561011079855 (accessed: 28.12.2018).

63. Schuh K. Knowledge construction in the learner-centered classroom // Journal of Educational Psychology. 2003. Vol. 95(2). Pp. 426-442. DOI: https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0022-0663.95.2.426


Рецензия

Просмотров: 2447


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)