Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Результаты исследования образовательных потребностей абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-7

Аннотация

Введение: в статье рассматривается проблема формирования профессиональных интересов абитуриентов вузов с ограниченными возможностями и инвалидностью на этапе профориентации. Обосновывается необходимость выявления потенциального спроса абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на высшее образование.

Материалы и методы: выявление образовательных потребностей абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью проводилось в ходе мониторинга с использованием опросного метода. Форма проведения опроса – анкетирование обучающихся старших классов коррекционных школ на территории 7-ми субъектов Приволжского федерального округа.

Результаты исследования: по итогам проведенного мониторинга образовательных потребностей абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью дан количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. В ходе анализа результатов мониторинга определены профессиональные интересы абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью, а также факторы выбора ими профессии. Сделаны выводы о необходимости целенаправленной работы в вузе специалиста по профориентации с такой категорией абитуриентов. Сформулирован перечень особых потребностей инвалидов при обучении в вузе.

Обсуждение и заключение: сделаны выводы о том, что получение услуг по профориентации способствует более ответственному отношению к выбору профессии. Сформулированы рекомендации вузам для совершенствования деятельности по осуществлению профориентационной работы для привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Об авторах

Т. Ф. Краснопевцева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Краснопевцева Татьяна Федоровна – директор Ресурсного учебно-методического центра.

Нижний Новгород.



Г. А. Папуткова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Папуткова Галина Александровна – доктор педагогических наук, проректор по учебно-методической деятельности.

Нижний Новгород.



И. Ф. Фильченкова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Фильченкова Ирина Федоровна – кандидат педагогических наук, доцент, начальник Учебно-методического управления.

Нижний Новгород.



Список литературы

1. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. О некоторых проблемах и тенденциях развития образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования, обучающих лиц с ОВЗ и инвалидностью по итогам мониторинга // Вестник Мининского университета. 2017. №3(20). С. 11.

2. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Организация и содержание процесса непрерывной профессионализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью // Мир науки, культуры, образования. 2018. №4(71). С. 63-64.

3. Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Организация инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях: учебное пособие. Челябинск. 2016. 101 с.

4. Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Роль довузовской подготовки в системе инклюзивного высшего образования: опыт Мининского университета // Вестник Мининского университета. 2018. №1.

5. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса: утверждены Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн. URL: http://base.garant.ru/70680520/ (дата обращения: 27.01.2019).

6. Методика работы с молодыми инвалидами по профориентации и планированию карьеры при переходе от школы к трудовой жизни. М.: Экон-информ, 2003. 144 с.

7. Николаева Т.П., Бичева И.Б. Устойчивое личностно-профессиональное развитие студентов в вузе // Вестник Мининского университета. 2015. №1(9).

8. Организация профориентационной работы высшего учебного заведения с абитуриентами-инвалидами / сост. В.Д. Батухтин и др. Челябинск, 2004. 142 с.

9. Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья как необходимое условие их профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. №4. С. 23-28.

10. Романович Н.А. Формирование готовности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному самоопределению в процессе довузовской подготовки: дис. … канд. педагог. наук: 13. 00.01. Челябинск, 2015. 263 с.

11. Романович Н.А. Особенности профориентации для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного профессионального образования // Инклюзивное профессиональное образование: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск, 2014. С. 56-59.

12. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф., Гришина А.В. Анализ системы инклюзивного высшего образования в Российской Федерации // Высшее образование для инвалидов: вызовы времени, перспективы решений: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по обсуждению итогов мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования и региональных ресурсных центров высшего образования по обучению инвалидов. Н. Новгород, 2017. С. 5-19.

13. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Каштанова С.Н., Фильченкова И.Ф., Гришина А.В. Оценка доступности и качества высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Российской Федерации // Научное мнение. 2017. №6. С. 78-86.

14. Федоров А.А., Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф., Леоненко Н.О., Краснопевцева Т.Ф., Каштанова С.Н. Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов: опыт деятельности и направления развития // Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №1.

15. Gordon J.-S. Is Inclusive Education a Human Right? // Journal of Law, Medicine and Ethics. 2013. DOI: https://doi.org/10.1111%2Fjlme.12087.

16. Low J. Negotiating Identities, Negotiating Environments: an interpretation of the experi¬ences of students with disabilities // Disability & Society. 1996. Vol. 11(2). Pp. 235-248. DOI: https://doi.org/10.1080/09687599650023254.

17. Ict`s in education for people with special needs: Specialized Training Course / UNESCO Institute for Information Technologies in Education. Moscow, 2006. 160 р.

18. Vila L.E., Garcia-Aracil A., Mora J.-G. The Distribution of job satisfaction among young European graduates: Does the choice of study field matter? // The Journal of Higher Education. 2007. Vol. 78, no. 1. Pp. 97-118.

19. Voltz D.L. What matters most in inclusive education: A practical guide for moving forward // Intervention in School and Clinic. 2001. Vol. 37, no. 1. Pp. 23-30.

20. O’Rourke J. Inclusive Schooling: if it’s so good – why is it so hard to sell? // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19, no. 5. Рp. 530-546.

21. Ryndak D.L. Defining school inclusion for students with moderate to severedisabilities: What do experts say? // Exceptionality. 2000. Vol. 8, no. 2. Pp. 101-116.

22. Common European Principles for Teacher Competences and Qualifi cation. European Commission Report. Available at: http://www.pef.uni-lj.si/bologna/dokumenti/eu-common-principles.pdf (accessed: 27.01.2019).

23. Students with disabilities: code of practice for Australian tertiary institutions. Available at: https://www.adcet.edu.au/resource/7014/students-with-disabilities-code-of-practice-for-australian-tertiary-institutions/ (accessed: 27.01.2019).

24. Werfhorst H. G. Cultural capital: Strengths, weaknesses and two advancements // British Journal of Sociology. 2010. Vol. 31, no. 2. Pp. 157-169.

25. Hall J., Tinklin T. Students first: disabled students in higher education // Spotlights, The Scottish Council for Research in Education. Research Report 85. 1998. 74 p.

26. Ytterstad G. Inkludering av svaksynte elever i klassefellesskapet. Masteroppgave i spesialpeda¬gogikk og tilpasset opplæring, Finnmark University College, Alta, 2010.


Рецензия

Просмотров: 834


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)