Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Проблемы и ресурсы семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-8

Полный текст:

Аннотация

Введение: количество детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР) увеличивается. У этих детей страдают интеллект, речь, сенсорная сфера, общая и мелкая моторика, поведение и коммуникация. Семья, воспитывающая ребенка с ТМНР, сталкивается с комплексом не только разнообразных медицинских, но и психолого-педагогических проблем, которые связаны с функционированием самой семьи, с выполнением родителями разнообразных ролей по воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Специалистами недостаточно внимания уделяется потребностям родителей и тем семейным контекстам ребенка, в которых он воспитывается. Необходимо сместить акцент внимания с реабилитации детей с особыми образовательными потребностями (ООП) на сопровождение семьи как реабилитационной системы. С позиций семьецентрированного подхода эффективность сопровождения специалистами детей с ТМНР зависит от того, в какой степени удастся активизировать и укрепить ресурсы родителей. Цель: анализ проблемных зон и ресурсов семей, воспитывающих детей с ТМНР.

Материалы и методы: теоретико-методологической базой исследования являются: 1) теория экологических систем У. Бронфенбреннера, в которой он опирается на тезисы Л.С. Выготского о роли социальной ситуации развития в становлении высших функций у детей; 2) системно-факторный подход в анализе проблемных зон и ресурсов семьи; 3) ресурсный подход в повышении качества жизни семьи, воспитывающей ребенка с ТМНР. Использованы системный анализ, сравнительно-сопоставительный и аналитический методы.

Результаты исследования: с позиций семьецентрированного подхода у семей, воспитывающих детей с ТМНР, выявлены на уровне разных экологических систем разнообразные проблемные зоны и ресурсы, которые помогают их преодолевать. Акцент сделан на том, что проблемы семьи и ресурсы взаимосвязаны и их можно представить виде конкретных факторов.

Обсуждение и заключения: семья, в которой рождается ребёнок с инвалидностью, сталкивается с комплексом разнообразных медицинских, психолого-педагогических, информационных и материальных проблем. С позиций семьецентрированного подхода проблемы и ресурсы семьи, воспитывающей ребёнка с ТМНР, рассматриваются на уровне микро-мезо-экзо-макросистем. В каждой системе существуют факторы, выступающие в качестве проблемных зон, которые обладают ресурсным потенциалом для повышения качества жизни семьи, воспитывающей ребёнка с ТНР. Предложенный системно-факторный подход к выявлению проблемных зон и ресурсов семей, воспитывающих детей с ТМНР, может быть использован для эффективного выстраивания ранней помощи и координации деятельности специалистов.

Научная новизна. В статье предлагается рассмотреть проблемные зоны и ресурсные состояния семей, воспитывающих детей с ТМНР, с позиций семьецентрированного подхода и экологических (микро-, мезо-, экзо-, макро-) систем с конкретизацией факторов, влияющих на качество жизни семьи: семейно-родственного, дошкольно-школьного, коррекционно-реабилитационного и общественно-государственного.

Практическая значимость. Предложенный системно-факторный подход к выявлению проблемных зон и ресурсов семьи, воспитывающих детей с ТМНР, может использоваться для координации деятельности специалистов в выстраивании эффективной ранней помощи. 

Об авторах

Н. И. Отева
Тюменский государственный университет
Россия

Отева Надежда Ивановна – аспирант, ассистент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования.

Тюмень.



Н. Н. Малярчук
Тюменский государственный университет
Россия

Малярчук Наталья Николаевна – доктор педагогических наук, заведующий кафедрой возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования.

Тюмень.



Г. М. Криницына
Тюменский государственный университет
Россия

Криницына Галина Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования.

Тюмень.



Е. В. Пащенко
Тюменский государственный университет
Россия

Пащенко Елена Владимировна – аспирант, ассистент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования.

Тюмень.



Список литературы

1. Галасюк И.Н. Родительство особого ребенка: специфика смыслов и зрелость родительской позиции // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. №9. DOI:10.12731/2218-7405-2015-9

2. Грудинина О.А., Шульга Т.И. Взаимосвязь семейного благополучия и уровня жизненной удовлетворенности матерей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. №2. С. 38-50.

3. Грэндин Т. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления. М.: Центр лечебной педагогики, 1999. 228 с.

4. Жигорева М.В. Исторические аспекты становления учения о сложных нарушениях развития // Коррекционная педагогика и смежные науки. 2014. №3 (61). С. 63.

5. Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. М.: Национальный книжный центр, 2016. 208 с.

6. Загвязинский В.И., Чехонин А.Д. Воспитательный потенциал отцовства: концептуальные основания исследования и поддержки // Образование и наука. 2017. Т. 19, №10. С. 106-127. DOI: 10.17853/19945639-2017-10-111-132

7. Кожанова Т.М. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2013. №4. 189 с.

8. Малярчук Н.Н., Криницына Г.М. Формирование здорового стиля поведения детей с ограниченными возможностями здоровья// Народное образование. 2018. №6. С.100-106.

9. Малярчук Н.Н., Криницына Г.М., Дыхан Л.Б. Инклюзивное образование: экстенсивный и интенсивный пути развития // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2017. №9. С.191-200.

10. Малярчук Н.Н., Криницына Г.М. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста как пропедевтическая технология в инклюзивном образовании // Организация ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям: сборник научно-методических материалов / Г.П. Захарова, Н.Н. Васильева, С.В. Велиева, Т.Н. Семёнова; отв. ред. Т.Н. Семёнова. Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. С.81-84.

11. Малярчук Н.Н., Криницына Г.М., Пащенко Л.П. Роль инклюзивного пропедевтического центра в предупреждении социального иждивенчества детей с ограниченными возможностями здоровья // International Dialogues on Education: Past and Present. 2017. Vol. 4, no. 1.

12. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2004. 408 с.

13. Нестерова А.А., Ковалевская Н.А. Жизнеспособность и стратегии совладания матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра // Вестник Московского государственного областного университета. 2015. №3. С. 38-46.

14. Никифоров Г.С. Психология здоровья: учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2006. 607 с.

15. Паршева Е.А. Семья как социальный ресурс для слепых и слабовидящих школьников // «Молодой учёный». 2017. №8(142). С. 267-269.

16. Разенкова Ю.А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития. М.: Карапуз, 2011. 144 с.

17. Рыбак Е.В., Слепцова Н.Г., Федулова А.Б., Цихоньчик Н.В. Молодая семья в современном обществе: учебно-методическое пособие / под общей ред. А.Б. Федуловой. 2-е изд., испр. и доп. Архангельск: САФУ имени М.В.Ломоносова, 2017. 238 с.

18. Саралиева З.Х. Социально-психологическая субъектность и компетентность семьи. URL: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/9999-0201_West_soc_2002_1(2)/24.pdf (дата обращения: 07.03.2019).

19. Семаго М. М. Особенности коррекционной работы с семьей в процессе консультирования ребенка с отклоняющимся развитием // Школа здоровья. 1996. №3. С.41-54.

20. Ткачева В.В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студентов учреждений высшего образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 272 с.

21. Ткачева В.В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014. 152 с.

22. Ткаченко И.В. Личностно развивающий ресурс семьи: онтология и феноменология. М.: Кредо, 2008; Ростов-на-Дону: ИП Лункина Н.В., 277 с.

23. Чулков В.Н. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития // Специальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. Н.М. Назаровой. М.: Academia, 2000. С. 332-344.

24. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика плюс, 2002. 496 c.

25. Шнейдер Л.Б. Зависимость и привязанность в детско-родительских отношениях как истоки гражданственности // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. 2016. Вып. 1(38). С. 28-34.

26. Шульга Т.И. Состояние семей как ресурс воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья // Актуальные проблемы психологического знания. 2017. №4(45). С. 45-53.

27. Lang M., Hintermair M. Belastung von Eltern behinderter Kleinkinder. Eine vergleichende Studie an Frühförderstellen für geistig behinderte, hörgeschädigte und blinde bzw. sehbehinderte Kinder // Vierteljahresschrift für Heilpädagogik und ihre Nachbargebiete. 2012. No. 81(2). Pp. 112-123.

28. Hintermair M., Sarimski K. Sozial-emotionale Kompetenzen hörgeschädigter Kleinkinder. Ergebnisse aus einer Studie mit zwei neueren Fragebogeninventaren für das 2. und 3. Lebensjahr // Zeitschrift für Kinder- und Jugendpsychiatrie und Psychotherapie. 2017. No. 45(2). Pp. 128-140.

29. Sarimski K., Hintermeir M., Lang M. Familienorientierte Frühförderung von Kindern mit Behinderung. Verlag, München, 2013. 160 p.

30. Sarimski K., Hintermeir M., Behinderte Kinder in inklusiven Kindertagesstätten. Kohlhammer, Stuttgart, 2012. 164 p.

31. Wong P.T. Effective management of life stress: The re¬source-congruence model // Stress medicine. 1993. Vol. 9, no. 3. Pp. 51-60.


Просмотров: 83


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)