Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Речь как отражение когнитивного статуса личности в поздней взрослости

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-9

Полный текст:

Аннотация

Введение: в статье рассмотрены актуальные для современной науки и практики проблемы психологических особенностей личности на этапе поздней взрослости и возможности использования речи как основы для изучения особенностей когнитивного функционирования личности. Проблема взаимосвязи речи и мышления является традиционной для психологической науки, однако основная часть исследований носит теоретический характер. Данное исследование является эмпирическим.

Материалы и методы: для изучения особенностей речи и ее взаимосвязи с различными формами мышления (дивергентного, конвергентного, понятийного), а также его гибкости использовалась обширная батарея методик. Для изучения дивергентного мышления использовался тест Дж. Гилфорда, методика Б.В. Зейгарник «Соотношение пословиц» использовалась для изучения понятийного мышления, для диагностики конвергентного мышления использовался культурно-свободный тест Р. Кеттелла (CFIT) и тест Дж. Струпа для диагностики гибкости-ригидности познавательного контроля. Для изучения характеристик речи использовались прямой и цепной ассоциативные тесты. Всего в исследовании приняло участие 84 респондента в возрасте от 25 до 84 лет. Для изучения динамики изучаемых переменных респонденты были разделены на четыре возрастные группы (средний возраст 28,6 лет, 52,4 года, 64,9 года и 75,8 лет).

Результаты исследования: сравнительный анализ переменных показал, что статистически значимые изменения наблюдаются только в доле парадигматических речевых реакций. Для изучения взаимосвязи между различными формами мышления были использованы факторный и регрессионный анализы. Их результаты показали, что в характеристиках речи, отражающих ее структуру, проявляются особенности конвергентного мышления, которое направлено на поиск одного единственного решения и основано на стратегии использования уже имеющихся алгоритмов решения задач определенного типа.

Обсуждение и заключения: динамические характеристики речи связаны с гибкостью мышления, со способностью личности быстро переключаться с одной задачи на другую. Однако данные динамические характеристики не изменяются с возрастом респондентов, и их использование для диагностики особенностей мышления личности на этапе поздней взрослости вызывает сомнение.

Об авторах

Е. Ю. Шурупова
Российский университет дружбы народов
Россия

Шурупова Елена Юрьевна – преподаватель.

Москва.



Н. Б. Карабущенко
Российский университет дружбы народов
Россия

Карабущенко Наталья Борисовна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии и педагогики.

Москва.



Список литературы

1. Беловол Е.В. Проявление свойств темперамента в акустических характеристиках речи: автореф. … канд. психол. наук. М., 1999. 24 с.

2. Беловол Е.В., Бойко З.В., Радыш И.В., Шурупова Е.Ю. Повышение качества жизни и динамика познавательных процессов как результат обучения в «третьем возрасте» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Психология и педагогика. 2015. №4. С. 77-84.

3. Беловол Е.В., Шурупова Е.Ю. К проблеме экспериментального изучения сформированной речи в психологии // Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований / отв. ред. В.А. Барабанщиков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. С. 39-45.

4. Бойко З.В., Беловол Е.В., Радыш И.В. Эйджизм как психологическая проблема XXI века // Гуманiтарний вiсник ДВНЗ «Переяслав-Хмельницький державний педагогiчний унiверситет iменi Григорiя Сковороди». Додаток 4 до Вип. 31, Том I (9): Тематичний випуск «Мiжнароднi Челпанiвськi психолого-педагогiчнi читання». К.: Гнозис, 2014. С. 120-124.

5. Болдырёв Н. Н. Когнитивная лингвистика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. 123 с.

6. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2009. 520 с.

7. Бурас М., Кронгауз М. Жизнь и судьба гипотезы лингвистической относительности // Наука и жизнь. 2011. №8. URL: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/431377/Nauka_i_zhizn_8_2011 (дата обращения: 05.03.2019).

8. Выготский Л.С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2019. 432 с.

9. Галунов В.И., Манеров В.Х., Тарасов В.И. Слуховой анализ речи, полученной при использовании различных методов моделирования эмоциональных состояний // Речь и эмоции: материалы симпозиума. Л., 1979. С. 79-83

10. Лурия А.Р. Речь и мышление. М.: МГУ, 1975. 120 с.

11. Морозов В.П. Психоакустические аспекты восприятия речи // Механизмы деятельности мозга человека / под ред. Н.П. Бехтеревой. М.: Наука, 1988. С. 578-601.

12. Никонов А.В. Психологические проблемы акустической диагностики функциональных состояний человека-оператора в особых условиях // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: Наука, 1985. С. 136-153.

13. Носенко Э.Л. Особенности речи в состоянии эмоциональной напряженности. Днепропетровск: Изд-во Днепропетровского Ун-та, 1975. 132 с.

14. Нушикян Э.А. Типология интонации эмоциональной речи. Киев – Одесса: Изд-во Вища школа, 1986. 157 с.

15. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебное пособие / В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Горбачевский и др., под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. 560 с.

16. Ремесло М.Б. Изменение психолингвистических характеристик у больных неврозами в процессе психотерапии // Биопсихосоциальная парадигма медицины и ее влияние на развитие психоневрологической науки и практики: материалы научно-практической конференции молодых ученых (Бехтеревские чтения). СПб., 2004. С. 189-193.

17. Baddeley A. Human Memory. Theory and Practice (Revised). Psychology Press, 1997. 423 p.

18. Bavin E.L. Language acquisition in crosslinguistic perspective // Annu. Rev. Anthropol. 1995. No 24. Pp. 373-396.

19. Berman R.A, Slobin D.I. Relating Events in Narrative: A Crosslinguistic Developmental Study. Hillsdale, N.J: Lawrence Erlbaum Associates, 1994. 748 p.

20. Bowerman M. The origins of children’s spatial semantic categories: cognitive versus linguistic determinants // Gumperz J.J, Levinson S.C. (eds.) Rethinking Linguistic Relativity. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1996. Pp. 145-176.

21. Bromley D.B. The idea of ageing: An historical and psychological analysis // Comprehensive Gerontology Series. 1988. No. 2. Pp. 30-41.

22. Evans V., Green M. Cognitive Linguistics: An Introduction. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2006. 830 p.

23. Harris R., Taylor T.J. Landmarks in Linguistic Thought 1: The Western Tradition from Socrates to ...Saussure. Psychology Press, 1997. P. 178.

24. Hauser M.D., Chomsky N., Fitch W.T. The faculty of language: What is it, who has it, and how did it evolve? // Science. 2002. Vol. 298, no. 5598. Pp.1569-1579.

25. Humboldt On Language: On the Diversity of Human Language Construction and its Influence on the Mental Development of the Human Species. Cambridge University Press, 1999. 342 p.

26. Hunt E., Agnoli F. The Whorfian hypothesis: a cognitive psychology perspective // Psychological Review. 1991. No. 98(3). Pp. 377-389. DOI: https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0033-295X.98.3.377

27. Jackendoff R. Semantics and Cognition. Cambridge, MA: MIT Press, 1983. 283 p.

28. Langacker R.W. Foundations of Cognitive Grammar. Vol. 1. Theoretical Prerequisites.Stanford: Stanford Univ. Press, 1987. 540 p.

29. Bowerman M., Levinson S.C. (eds.) Language Acquisition and Conceptual Development. Cambridge: Cambridge Univ. Press., 1997. 602 p.

30. Carroll J.B., Levinson Stephen C., Lee Penny (eds.) Language, thought, and reality: selected writings of Benjamin Lee Whorf. Cambridge, MA: MIT Press., 2012. 448 p.

31. Laslett P. A fresh map of life. 2nd ed. London: Macmillan Press, 1996. 328 p.

32. Levinson S.C. From outer to inner space: linguistic categories and non-linguistic thinking // Nuyts J., Pederson E. (eds.) The Relationship between Linguistic and Conceptual Representation. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1997. Pp. 13-45.

33. Lucy J.A. Grammatical Categories and Cognition: A Case Study of the Linguistic Relativity Hypothesis. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1992. 211 p.

34. Lucy J.A. Linguistic relativity // Annu. Rev. Anthropol. 1997. No 26. Pp. 291-312.

35. Bäckman Lars, Nyberg Lars (eds.) Memory, Aging and the Brain: A Festschrift in Honour of Lars-Göran Nilsson. Hove, England: Psychology Press, 2009. 356 p.

36. Gumperz J.J, Levinson S.C. (eds.) Rethinking Linguistic Relativity. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1996. 488 p.

37. Rubinstein R.L. The Qualitative Interview with Older Informants: Some Key questions // Rowles G.D., Schoenberg N.E. (eds.) Qualitative Gerontology: A Contemporary Perspective. New York, NY: Springer Publishing Company Inc., 2002. Pp. 137-152. Available at: https://www.researchgate.net/publication/49281016_Quality_of_Life_Indicators_The_objective-subjective_inter-relationship_that_exists_within_one's_place_of_residence_in_old_age (accessed: 05.03.2019).

38. Rumsey A. Wording, meaning, and linguistic ideology // American Anthropologist. 1990. Vol. 92, no. 2. Pp. 346-361.

39. Slater R. The Psychology of Growing Old: Looking Forward. Philadelphia: Open University Press, 1995. 164 p.

40. Slobin D.I. Two ways to travel: verbs of motion in English and Spanish // Shibitani M., Thompson S.A. (eds.) Grammatical Constructions: Their Form and Meaning. Clarendon Press., 1996. Pp. 195-220.

41. Tomasello M. Constructing a language: A usage-based theory of language acquisition. Cambridge, MA: Harvard University Press, 2003. P. 56.

42. Tversky B. Visualizing Thought // Cognitive Science. 2011. No. 3. Pp. 499-535. DOI: 10.1111/j.1756-8765.2010.01113.x

43. Wharf B.L. Linguistics as an exact science // Carroll J.B., Levinson Stephen C., Lee Penny (eds.) Language, thought, and reality: selected writings of Benjamin Lee Whorf. Cambridge, MA: MIT Press., 2012. Pp. 281-298.

44. Whorf B.L. The relation of habitual thought and behavior to language // Carroll J.B., Levinson Stephen C., Lee Penny (eds.) Language, thought, and reality: selected writings of Benjamin Lee Whorf. Cambridge, MA: MIT Press, 2012. Pp. 173-204.

45. Wierzbicka A. Semantics, Culture, and Cognition. Universal Human Concepts in Culture-Specific Configurations. Oxford: Oxford Univ. Press, 1992. 492 p.

46. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. The Projective Study of The Impact of The Vertical Position of a Person on The Nosological Specificity of Psychosomatic Risk // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Vol. 7, no. 6. Pp. 685-691. Available at: https://www.rjpbcs.com/pdf/2016_7(6)/[86].pdf (accessed 05.03.2019).


Просмотров: 149


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)