Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Представления современных родителей о собственном детстве и детстве своего ребенка: опыт сравнительного исследования

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-10

Полный текст:

Аннотация

Введение: в условиях глобальных преобразований современного общества меняется и детство как социокультурный феномен, имеющий конкретно-исторический характер. Трансформации современного детства все чаще становятся предметом научного анализа, однако не менее важно получить представление о том, каким видят детство своего ребенка современные родители, собственное детство которых протекало в иных социокультурных условиях.

Материалы и методы: в исследовании использовалась методика незаконченных предложений, результаты которой подвергались процедуре контент-анализа.

Результаты исследования: существующий у родителей образ детства имеет определенную структуру и динамику. Образ современного детства трансформируется в зависимости от возраста ребенка, детство которого описывают родители. Базовые, стабильные компоненты образа детства – родители, семья и время, проведенное ребенком вместе с родителями. Его динамичные компоненты соответствуют специфике актуальных возрастных потребностей ребенка того или иного возраста: для дошкольника это – создаваемый семьей позитивный эмоциональный фон (радость, счастье, чувство защищенности), для младшего подростка – школа и учение, для старшего подростка – виртуальное общение, жизнь в информационном пространстве. В отличие от этого образ собственного прошедшего детства у родителей более статичный и стереотипный: его основным содержанием является тесная связь ребенка с родителями, семьей, а также выраженный позитивный эмоциональный фон («счастливое детство»), что соответствует образу дошкольного детства.

Обсуждение и заключения: образ детства отражает интуитивные представления родителей об основных потребностях своих детей. В целом родительские представления о детстве соответствуют традиционно выделяемому возрастному содержанию мотивационно-потребностной сферы, которое у поколения сегодняшних детей принципиально не меняется, хотя и реализуется в несколько иных формах. Как свое прошедшее детство, так и актуальное детство своего ребенка взрослые воспринимают непосредственно и безоценочно, однако у более зрелых родителей возникает потребность осмысления перемен, наблюдаемых в современном детстве.

Об авторе

Е. Е. Данилова
Психологический институт РАО
Россия

Данилова Елена Евгеньевна – кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник.

Москва.



Список литературы

1. Андреева А.Д. Особенности субъективного образа детства у родителей учащихся первых и пятых классов школ разного типа // Теоретическая и экспериментальная психология. 2018. Т. 11, №3. С. 6-20.

2. Андреева А.Д., Данилова Е.Е. Родительский контроль в современном обществе: приоритеты и формы реализации // Научный диалог. 2017. №4. С. 220-232.

3. Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ. М.: Педагогическое общество России, 2001. 46 с.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

5. Бочавер А.А., Корзун А.Н., Поливанова К.Н. Уличный досуг детей и подростков // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 14, №3. С. 470-490.

6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики, 2005. 320 с.

7. Конвенция ООН о правах ребенка: URL: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=96 (дата обращения: 25.02.2019).

8. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. С. 251-261.

9. Маляренко Е. Скворцова спрогнозировала увеличение периода детства до 30 лет // РБК. 21 мая 2018. URL: https://www.rbc.ru/society/21/05/2018/5b02d0aa9a794718b0baefcd (дата обращения: 24.02.2019).

10. Мид М. Культура и мир детства. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. 429 с.

11. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. №4. С. 15-29.

12. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5, №2. С. 5-10. URL: http://psyjournals.ru/files/82357/jmfp_2016_n_2_Polivanova.pdf (дата обращения: 23.02.2019).

13. Постман Н. Исчезновение детства // Отечественные записки. 2004. №3. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2004/3/2004_3_2.html (дата обращения: 27.10.2018).

14. Солдатова Г., Кропалева Е. Территория свободы. Особенности российских школьников как пользователей интернета // Дети в информационном обществе. 2009. Вып. 2. С. 36-43. URL: http://detionline.com/assets/files/journal/1/city-children-in-internet_1.pdf (дата обращения: 20.02.2019).

15. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. СПб.: СПбГУП, 2011. 36 с. (Избранные лекции Университета; Вып. 119).

16. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Наука, 1989. 200 с.

17. Чернова Ж.В. Семья как политический вопрос: государственный проект и практики приватности. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. 288 с.

18. Цикулина С. Выяснилось, что каждый третий школьник России занимается с репетитором // Московский комсомолец. 06.09.2018. URL: https://www.mk.ru/social/2018/09/06/vyyasnilos-chto-kazhdyy-tretiy-shkolnik-rossii-zanimaetsya-s-repetitorom.html (дата обращения: 17.02.2019).

19. Цукерман Г.А. Десяти-двенадцати-летние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии // Вопросы психологии. 1998. №3. С. 17-31.

20. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Детская психология / ред.-сост. Б.Д. Эльконин. М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 287-305.


Просмотров: 127


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)