Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Особенности я-концепции подростков, воспитывающихся в условиях отцовской депривации

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-11

Аннотация

Введение: в данной статье рассматривается проблема личностного становления подростков, воспитывающихся в условиях отцовской депривации, на примере содержательных аспектов основных компонентов их Я-концепции. На основе анализа представленных в современных исследованиях фактических данных констатирована тенденция роста числа неполных (материнских) семей и специфика развития детей и подростков из таких семей. Дана общая оценка степени изученности проблемы Я-концепции в подростковом возрасте и показана ее недостаточная разработанность применительно к подросткам, воспитывающимся в условиях отцовской депривации.

Материалы и методы: проведен сравнительный анализ особенностей содержательных аспектов основных структурных компонентов Я-концепции подростков из полных и материнских семей, общей численностью 170 человек. Изучены содержательные характеристики когнитивного компонента Я-концепции – образа Я и проявления эмоционального компонента – самооценки, включая общее самопринятие подростков.

Результаты исследования: получены данные, свидетельствующие о некоторой специфике становления Я-концепции подростков, воспитывающихся в материнских семьях без участия отца. В частности, в исследовании нашла подтверждение гипотеза о том, что отцовская депривация оказывает существенное влияние на содержание образа Я подростков, что находит свое отражение как в количественных, так и в качественных особенностях их самоописаний. Кроме того, по результатам сравнительного анализа установлен факт наличия у подростков из материнских семей более низких показателей по большинству параметров самооценки, за исключением сферы романтических отношений.

Обсуждение и заключения: в целом полученные результаты исследования позволили обозначить преобладающие самопредставления подростков из полных и материнских семей, а также характер их самооценки по наиболее значимым для данного возраста параметрам.

Об авторах

Л. Э. Семенова
Нижегородский институт развития образования
Россия

Семенова Лидия Эдуардовна – профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, доктор психологических наук, доцент.

Нижний Новгород.

Researcher ID: O-6416-2017



Т. А. Серебрякова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Серебрякова Татьяна Александровна – доцент кафедры практической психологии, кандидат психологических наук, доцент.

НижнийНовгород.

Researcher ID: K-1099-2017



Н. И. Белаш
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Белаш Наталья Игнатьевна – магистр психологии, выпускница факультета психологии и педагогики.

Нижний Новгород.



Список литературы

1. Агапов В.С. Системное изучение Я-концепции субъекта в российской психологии // Акмеология. 2013. №1(45). С. 27-30.

2. Андерсон П. Истоки постмодерна. М.: Территория будущего, 2011. 208 с.

3. Архиреева Т.В. Гендерные особенности критического самоотношения и его детерминации у детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. 2011. №2. С. 98-105.

4. Архиреева Т.В. Основные направления исследования проблемы отцовства в психологии // Психологические проблемы современной семьи: сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции. Часть 1 / под ред. О.А. Карабановой, Е.И. Захаровой, С.М. Чурбановой, Н.Н. Васягина. М.-Звенигород, Екатеринбург, 2015. С. 549-564.

5. Белинская Е.П. Информационная социализация подростков: опыт пользования социальными сетями и психологическое благополучие // Психологические исследования. 2013. Том 6, №30. С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n30/858 (дата обращения: 13.02.2019).

6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Проблемы социализации: история и современность. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013. 216 с.

7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.

8. Борисенко Ю.В. Психология отцовства. М.-Обнинск: «Иг-Социн», 2007. 220 с.

9. Бубнова И.С., Рерке В.И. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их Я-концепции // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. №1(72). С. 211-214.

10. Бухаленкова Д.А., Карабанова О.А. Особенности самооценки у подростков с разным пониманием успеха // Национальный психологический журнал. 2018. №3(31). С. 148-157.

11. Варга А.Я., Будинайте Г.Л. Современный брак: новые тенденции // Системная психотерапия супружеских пар. М.: Когито-Центр, 2017. С. 7-24.

12. Гурко Т.А. Новые семейные формы: тенденции распространения и понятия // Социологические исследования. 2017. №11. С. 99-110.

13. Гурко Т.А., Орлова Н.А. Развитие личности подростков в различных типах семей // Социологические исследования. 2011. №10. С. 99-108.

14. Долгова В.И., Кошелева А.А. Феномен «Я-концепция» подростка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. №7. С. 139-143.

15. Дольто Ф. На стороне ребенка. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. 717 с.

16. Драндров Г.Л., Богослова Е.Г., Сюкиев Д.Н. Критерии развития позитивной Я-концепции личности // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017. №10-1. С. 143-148.

17. Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества // Национальный психологический журнал. 2018. №1(29). С. 6-16.

18. Емелин В.А. Кризис постмодернизма и потеря устойчивой идентичности // Национальный психологический журнал. 2017. №2(26). С. 5-15.

19. Золотоверхова Н.В. Особенности «образа Я» «уличных» подростков // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2011. Том 11, №1. С. 44-49.

20. Иванченко В.А. Некоторые аспекты воспитания личности в неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2011. №3. URL: http://psyjournals.ru/files/47081/psyedu_ru_2011_3_Ivanchenko.pdf (дата обращения: 13.02.2019).

21. Истратова О.Н., Яценко А.В. Роль семьи в становлении Я-концепции современных подростков // European Social Science Journal. 2013. №9-2(36). С. 263-268.

22. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка: монография. М.: ИНФРА-М, 2017. 112 с.

23. Князева Т.Н., Семенова Л.Э. Подросток в зеркале социальных проблем: гендерно-феноменологический анализ: монография. М.: ФЛИНТА; Н.Новгород: Мининский университет, 2017. 172 с.

24. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.

25. Кон И.С. Мальчик – отец мужчины. М.: Время, 2017. 704 с.

26. Красильникова Е.Н. Интегральная индивидуальность отцов: личностное и временное развитие: дис. ... канд. психол. наук. М., 2015. 193 с.

27. Мантрова М.С. Развитие образа Я современных подростков: дис. … канд. психол. наук. Оренбург, 2013. 262 с.

28. Мелоян А.Э., Семенова Л.Э., Чевачина А.В. Особенности проявления защитных механизмов при развитии самоотношения подростков из полных и неполных семей // Вестник Мининского университета. 2015. №2. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/39 (дата обращения: 12.02.2019)/

29. Муратова Д.С., Филиппова Е.В. Представление об отце и отношение к будущему у девочек-подростков, воспитывающихся в разведенных семьях // На пороге взросления: сборник научных статей третьей Всероссийской научно-практической конференции. Серия «Психология развития». М.: МГППУ, 2011. С. 137-147.

30. Поливанова К.Н. Современное родительство как предмет исследования // Психологическая наука и образование psyedu. ru. 2015. Том 7, №3. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2015/n3/polivanova.shtml (дата обращения: 13.02.2019).

31. Поливанова К.Н., Смирнов И.Б. Что в профиле тебе моем: данные «ВКонтакте» как инструмент изучения интересов современных подростков // Вопросы образования. 2017. №2. С. 134-152.

32. Радугин А.А., Гурина Е.М. Основные характеристики эпохи постмодерна // Омский научный вестник. 2014. №5. С. 88-91.

33. Селиванова З.К. Ценностный мир российских подростков: формирование, динамика, управление (социологический аспект): монография. М.: Изд-во МЭИ, 2013. 200 с.

34. Семенова Л.Э., Семенова В.Э., Шашкина Н.П. Реальное и зеркальное «Я» старших дошкольников с нормальным и задержанным темпом психического развития // Системная психология и социология. 2017. №4. С. 53-64.

35. Семенова Л.Э., Шашкина Н.П. Гендерная специфика идеального и антиидеального Я детей 7 лет с задержкой психического развития // Дефектология. 2014. №5. С. 34-45.

36. Семенова Л.Э., Шашкина Н.П., Барменков Ю.В. Особенности проявления эмпатии у мальчиков с нормальным и задержанным темпом психического развития, воспитывающихся в условиях отцовской депривации // Психология, социология и педагогика. 2015. №9. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/09/5801 (дата обращения: 13.02.2019).

37. Соколикова Н.М. Отражение «образа-Я» в рисунках детей из неполных (разведенных) семей // Психологическая наука и образование. 2009. №5. С. 45-51.

38. Талакова Е.А. Гендерные особенности Я-концепции в процессе личностного становления детей младшего школьного возраста: дис. … канд. психол. наук. Н.Новгород, 2012. 186 с.

39. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 406 с.

40. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой: психоаналитические исследование. М.: Наука, 1995. 376 с.

41. Фонталова Н.С. К вопросу о самоотношении подростков из неполных и полных семей // Сибирский психологический журнал. 2005. №21. С. 103-105.

42. Хухлаева О.В. Психология подростка: учебное пособие. М.: Академия, 2008. 160 с.

43. Чурилова Е.В., Орешкова Д.Д. Детство в неполной семье: влияние на взросление девушек // Экономические и гуманитарные науки. 2015. №10. С. 3-12.

44. Шаповал И.А., Фоминых Е.С. Самоотношение как феноменологическое поле диагностики психологических границ личности и ее здоровья // Клиническая и специальная психология. 2018. Том 7, №1. С. 13-27.

45. Bello C.B, Irinoye O., Akpor O.A. Health status of families: A comparative study of one-parent and two-parent families in Ondo State, Nigeria // African Journal Primary Health Care & Family Medicine. 2018. Vol. 10(1). Рp. 167-173.

46. Berger U., Keshet H. Gilboa-Schechtman E. Self-evaluations in social anxiety: The combined role of explicit and implicit social-rank // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 104. Рp. 368-373.

47. Bukhalenkova D.A., Karabanova O.A. Perception of Success in Adolescents // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2016. Vol.233. Рp. 13-17.

48. Duineveld J.J., Parker P.D., Ryan R.M., Ciarrochi J., Salmela-Aro K. The link between perceived maternal and paternal autonomy support and adolescent well-being across three major educational transitions // Developmental Psychology. 2017. Vol. 53(10). Pp. 1978-1994.

49. Gasser G., Stefan M. (eds.) Personal Identity: Complex or Simple? Cambridge University Press, 2013. 268 р.

50. Gladkova A.A. The role of television in cultivating the values of pluralism and cultural diversity in children // Psychology in Russia: State of the Art. 2013. No. 6. Рp. 138-143.

51. Hall G.S. Adolescence: Its Psychology and Its relations to Physiology, Anthropology, Sociology, Sex, Crime, Religion and Education // Classics in the History of Psychology. 2011. Retrieved 16. November. Рp. 341-347.

52. Hess R., Handel G. Family Worlds: A Psychosocial Approach to Family Life. Transaction Publishers, 2016. 320 p.

53. Jekauc D., Wagner M.O., Herrmann C., Hegazy K., Woll A. Does Physical Self-Concept Mediate the Relationship between Motor Abilities and Physical Activity in Adolescents and Young Adults? // PloS one. 2017. No. 12(1). Рp. 122-134.

54. Khan S. et al. Exploring the Relationship between Adolescents' Self-Concept and their Offline and Online Social Worlds // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 55. Рp. 940-945.

55. Kuruzovic N. Characteristics of adolescents friendship relations: a longitudinal study of the quality, length, stability and reciprocity // Facta Universitatis. 2015. Vol. 2(14). Рp. 115-129.

56. Marino, C., Gini, G., Vieno, A., Spada, M.M. The associations between problematic Facebook use, psychological distress and well-being among adolescents and young adults: A systematic review and meta-analysis // Journal of Affective Disorders. 2018. Vol. 226. Рp. 274-281.

57. Markus H., Ruvolo A. Possible selves: Personalized representations of goals // Goal concepts in personality and social psychology / In L.A.Pervin (Ed.). London, New York: Psychology Pres, 2015. Рp. 211-241.

58. Meeus W. Adolescent psychosocial development: A review of longitudinal models and research // Developmental Psychology. 2016. Vol. 52(12). Pp. 1969-1993.

59. Nelson S.C., Kling J., Wängqvist M., Frisén A., Syed M. Identity and the body: Trajectories of body esteem from adolescence to emerging adulthood // Developmental Psychology. 2018. Vol. 54(6). Pp. 1159-1171.

60. Rattay P., Von der Lippe E., Mauz E., Richter F., Hölling H., Lange C., Lampert T. Health and health risk behaviour of adolescents—Differences according to family structure. Results of the German KiGGS cohort study // PloS one. 2018. No. 13(3). Рp. 241-251.

61. Van Lissa C.J., Keizer R., Van Lier P.A. C., Meeus W.H.J., Branje S. The role of fathers’ versus mothers’ parenting in emotion-regulation development from mid-late adolescence: Disentangling between-family differences from within-family effects // Developmental Psychology. 2019. Vol. 55(2). Pp. 377-389.


Рецензия

Просмотров: 1329


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)