Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Типология негативности в истории античной философии: к анализу концепций Демокрита, Плотина и Дамаския

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-12

Полный текст:

Аннотация

Введение: статья обращена к проблематике формирования апофатической традиции в истории античной философии. Акцент в исследовании делается на вопросе истока негативности в неоплатонизме, анализируются учения Плотина и Дамаския. Выдвигается гипотеза о том, что одним из оснований может являться учение Демокрита о двух видах пустоты.

Материалы и методы: в качестве материалов, используемых в статье, следует отметить переводы с древнегреческого языка свидетельств, передающих учение атомистов, а также обращение к аутентичным семантическим единицам. Сочинения Плотина и Дамаския анализируются на основании переводной литературы. Используются традиционные для историко-философского исследования методы: герменевтический, феноменологический, исторический, компаративный анализ.

Результаты исследования: исходной предпосылкой исследования являются свидетельства об учении атомистов, в которых есть указания на существование не одного, а двух видов пустоты. Подчеркивается, с одной стороны, именно гипотетический характер данного положения. С другой, говорится о вариативности трактовок анализируемых свидетельств. В статье показывается, что принцип дуализма негативности наличествует в учениях Плотина и Дамаския. В философии Плотина негативность представлена в двух противоположных полюсах иерархии – в генологии и в учении о материи. Показывается также, что в сложных апофатических конструкциях Дамаския говорится, в частности, о двух видах Единого.

Обсуждение и заключения: в завершении подчеркивается, что найти прямые указания в текстах Плотина и Дамаския на взаимосвязь их концепций с учением Демокрита о двух видах пустоты представляется затруднительным, и что наличествующие в статье выводы справедливы только в контексте общей логики формирования античной апофатики.

Об авторе

А. В. Богомолов
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Богомолов Алексей Владимирович – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и общественных наук.

Нижний Новгород.

ResearcherID: S-9623-2018



Список литературы

1. Адо П. Негативная теология // Адо П. Духовные упражнения и античная философия. М.; СПб.: Изд-во «Степной ветер»; ИД «Коло», 2005. 448 с.

2. Богомолов А.В. Диалектическое решение проблемы небытия в истории древнегреческой философии (досократический и классический этап): дис. … канд. филос. наук: 09.00.03. Н. Новгород, 2014. 161 с.

3. Богомолов А.В. Разделение категорий «ничто» и «небытие» в философии Демокрита. К обоснованию необходимости нонэссеологии // Credo new. 2012. №1. С. 12-25.

4. Визгин В. Я. Взаимосвязь онтологии и физики в атомизме Демокрита (на примере анализа понятия пустоты) // Философия природы в античности и в средние века. М., 2000. С. 78-90.

5. Вишняков В.П. Апофатический метод в «Пире»: между аферезой и апофазой // Платоновские исследования. 2016. №2. С. 164-186.

6. Воробьев Д.В. Роль ничто в реальности умственных построений: дис. … д-ра филос. наук: 09.00.01. Н. Новгород, 2010. 359 с.

7. Дамаский Диадох. О первых началах: Апории, относящиеся к первым началам, и их разрешение: Комментарий к «Пармениду» Платона. СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2000. 1071 с.

8. Дробышев В.Н. Апофатическая рациональность и ее трансформация в современной западной философии: дис. … д-ра филос. наук: 09.00.03. СПб., 2016. 338 с.

9. Каюмов А.Т., Красильников В.А. Сущностные характеристики различий в рассмотрении понятия «небытие» на примере учений древнеиндийской и древнегреческой философии // В мире научных открытий. 2015. №11(71). С. 377-387.

10. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. Харьков: Фолио; М.: ООО «Издательство ACT», 2000. 960 с.

11. Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л; М.: Наука, 1970. 666 с.

12. Ничто / под ред. Д. Уэбба; пер. с англ. А. Капанадзе. М.: Лаборатория знаний, 2016. 237 с.

13. Оплетаева О.Н. Истоки и смысл апофатической традиции. Философия и теология // Вестник адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. №4. С. 30-36.

14. Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. СПб.: «Алетейя» при участии Греко-латинского кабинета Ю.А. Шичалина. М., 1995. 672 с.

15. Рист Дж. М. Плотин: путь к реальности / пер. с англ. Е.В. Афонасина, И.В. Берестова. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. 320 с.

16. Собольникова Е. Н. «Выводы о невозможном»: к проблеме интерпретации мистического опыта в философии Дамаския Диадоха. URL: http://www.plato.spbu.ru/CONFERENCES/2018/ther110.html (дата обращения: 20.04.2019).

17. Шпека К.А. К проблеме содержания понятия небытия // Философия и наука. 2016. Том 15. С. 337-344.

18. Armstrong A.H. Plotinus Vol. VII, Ennead VI.6-9. Loeb Classical Library, 1988. 345 p.

19. Calvo J.M.Z. El primer principio, ‘potencia de todas las cosas’, en Plotino // Éndoxa: Series Filosóficas. 2016. Issue 38. Рp. 131-144.

20. Cohoe C.M. Why the One Cannot Have Parts: Plotinus on Divine Simplicity, Ontological Independence, and Perfect Being Theology // Philosophical quarterly. 2017. Vol. 67(269). Pp. 751-771.

21. Dillon J., Gershon L. Neoplatonic philosophy: introductory readings. Indianapolis: Hackett Publishing Co, 2004. 373 p.

22. Dodds E.R. The Parmenides of Plato and the Origin of the Neoplatonic 'One' // The Classical Quarterly. 1928. Vol. 22, no. 3. Pp. 129-142.

23. Dos Santos E. E. Leucipo, Demócrito e Kant: uma Reflexão sobre a Equivalência entre Ser e Não-Ser // TRANS-FORM-ACAO. 2015. Vol. 38. Issue 2. Pp. 71-94.

24. Gerson L.P. The 'Neoplatonic' Interpretation of Plato's Parmenides // International journal of the platonic tradition. 2016. Vol. 10. Issue 1. Pp. 65-94.

25. Gomes G.L. Elements in the atomism theory, according to Aristotle // Hypnos. 2018. Issue 41. Pp. 146-165.

26. Hadot P. Apophatisme et théologie négative // Exercices spirituels et philosophie antique. Paris. Études augustiniennes, 1987. Pp. 185-193.

27. Hoffmann P. Les âges de l’Humanité et la critique du christianisme selon Damascius // La Revue de l’histoire des religions. Vol. 234. Issue. 4. Pp. 737-775.

28. Lavaud L. The Primary Substance in Plotinus' Metaphysics: A Little-Known Concept // Phronesis. 2014. Vol. 59. Pp. 369-384

29. Lee S. The Dynamic Association of Being and Non-Being: Heidegger's Thoughts on Plato's Sophist Beyond Platonism // Human studies. 2016. Vol. 39. Issue 3. Pp. 385-403.

30. Moraru C.-F. The Forbidden path of Late Greek thinking meontology and meontological difference in Damascius' De Principhs // Revue Roumaine de Philosophie. 2017. Vol. 61. Issue 1. Pp. 145-156.

31. Pierantoni C. Being-in-relation and self-knowledge in St. Augustine and Plotinus // Teologia y vida. 2015. Vol. 56. Issue 4. Pp. 431-460.

32. Piergiacomi E. Naming the Principles in Democritus: An Epistemological Problem // Apeiron. A Journal for Ancient Philosophy and Science. 2017. Vol. 50. Issue 4. Pp. 435-448.

33. Rist J. M. Plotinus: the road to reality. Cambridge University Press, 1967. 280 p.

34. Stamatellos G. Plotinus' concept of matter in Giordano Bruno's De la causa, principio et uno // British journal for the history of philosophy. 2018. Vol. 26. Issue 1. Pp. 11-24.

35. Tzamalikos P. Anaxagoras, Origen and Neoplatonism: the legacy of Anaxagoras to classical and late antiquity. Book Series: ArbeitenzurKirchengeschichte. Berlpn, 2016. Vol. 128. Pp. 421-487.

36. Vlad M. Stepping into the Void: Proclus and Damascius on Approaching the First Principle // The International Journal of the Platonic Tradition. 2017. Vol. 11. Issue 1. Pp. 44-68.


Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)