Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск

Типология маскулинности в исследованиях моды

https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-2-15

Полный текст:

Аннотация

Введение: актуальность изучения типов маскулинности в культуре потребления связана с изменением восприятия телесности и расширением представлений о мужественности и особых атрибутов ее идентичности, что создает новые мужские имиджевые образы. Появление типологий маскулинности в научной литературе свидетельствует о ранжированности образов мужественности и возникновении индивидуальных стратегий анализа мужского поведения.

Материалы и методы: на материале культуры потребления и модных тенденциях мужественности описаны типологии маскулинности с позиции системного подхода и философско-культурологического анализа; подчеркивается важность маркетинговых и визуальных культурных практик в расширении представлений о мужественности и возникновении новых типов маскулинностей; проводится анализ того, как модные тенденции во многих отраслях, таких как стиль, уход за собой, хобби, профессиональная деятельность, постепенно размывают границы, заданные гендерными нормами второй половины XX века, что вызывает расширение социального диапазона маскулинностей и становится основой для возникновения типологий маскулинности.

Результаты исследования: появление типологий маскулинности, ориентированных на моду и культуру потребления, свидетельствует об изменении восприятия мужского и женского в культуре и повышении роли маскулинности в маркетинговых стратегиях продвижения товаров и услуг. Исследования телесности также накладывает особый отпечаток на мужской образ, который, визуально окрашиваясь и гендерно трансформируясь, расширяет границы маскулинности и становится основой для индивидуализации мужского культурного образа.

Обсуждение и заключения: современная культура генерирует новые типы маскулинностей, что проявляется в культуре потребления и моде на отдельные («мужские») категории товаров, визуальных практиках, межкультурных взаимодействиях, субкультурах, индивидуализирующих современные мужские типажи. Подобные изменения свидетельствуют о возрастающей «чувственной» стороне восприятия маскулинности и требуют дальнейших изучений и осмыслений.

Об авторах

К. В. Игаева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Игаева Ксения Владимировна – аспирант кафедры всеобщей истории, классических дисциплин и права; сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Исследования культурной памяти и историческая антропология».

Нижний Новгород.



Н. В. Шмелева
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
Россия

Шмелева Наталья Владимировна – кандидат филологических наук, доцент кафедры философии и общественных наук.

Нижний Новгород.

ResearcherID: V-5308-2018



Список литературы

1. Бабаева А.В. Проблема пола и антропологическая перспектива современного русского православия // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2011. Т. 12, №3. С. 148-157.

2. Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. 512 с.

3. Блумер Г. Мода: от массовой дифференциации к коллективному отбору // Социальные и гуманитарные науки. Сер. 11. Социология. 2008. №2. С. 132-154.

4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. М.: Республика, 2006. 179 с.

5. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Алетейя, 2005. 576 с.

6. Ваньке А.В. Мужские тела, сексуальности и субъективности // Логос. 2018. №4. С. 85-108.

7. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. СПб.: Питер, 2004. 208 с.

8. Гурова О.Ю., Толкачева А.Н. Критический подход к потреблению // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2014. №2. С. 4-8.

9. Гурова. О.Ю. Шопинг, одежда и типология потребителей в Санкт-Петербурге // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т.14, №5. С.129-141.

10. Егерова Ю.В., Гурова О.Ю. «Хантеры» и секонд-хенд потребление в Санкт-Петербурге // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2014. №2. С. 117-125.

11. Зиммель Г. Мода / пер. с нем. М.И. Левиной // Зиммель Г. Избранное. Т.2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. С. 266-292.

12. Кон И.С. Гегемонная мужественность как фактор мужского (не)здоровья // Андрология и генитальная хирургия. 2008. Т. 9, №4. С. 5-11.

13. Кон И.С. Мужская роль и гендерный порядок // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. №2(94). С. 37-43.

14. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М.: Время, 2009. 496 с.

15. Коннелл Р. Гендер и власть. Общество, личность и гендерная политика. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 432 с.

16. Мордвинов А.А., Игаева К.В. Маскулинность в работах Р. Коннелл и Дж. Мосса: культурный vs. социально-экономический детерминизм // Вестник Вятского государственного университета. 2018. №2. С. 30-34.

17. Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования: рождение, становление, методы и перспективы // Вопросы истории. 1998. №6. С. 76-89.

18. Пушкарева Н.Л. Историческая феминология, женская и гендерная история: итоги и перспективы // Женщина в российском обществе. 2002. №2-3. С. 32-37.

19. Репина Л.П. «Женская история»: проблемы теории и метода // Средние века. 1994. №57. С. 103-109.

20. Репина Л.П. Гендерная история: проблемы и методы исследования // Новая и новейшая история. 1997. №6. С. 41-58.

21. Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: новая картина европейского прошлого. М.: РОССПЭН, 2002. 352 с.

22. Свендсен Л. Философия моды / пер. с норв. А. Шипуновой. М.: Прогресс-традиция, 2007. 256 с.

23. Тангейт М. Мужские бренды. Создание и продвижение товаров для сильного пола / пер. с англ. М. Шалуновой. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 214 с.

24. Шмелева Н.В. Усиление эффекта совершенства тела в контексте современной культуры // Альманах современной науки и образования. 2014. №5-6(84). С. 149-151.

25. Barber K. Styled Masculinity: Men's Consumption of Salon Hair Care and the Construction of Difference // Exploring masculinities / Ed. by C.J. Pascoe, T. Bridges. N.Y.: Oxford University Press, 2016. Рp. 269-280.

26. Bourke J. The Body in Modern Warfare: Myth and Meaning, 1914-1945 // What History Tells. George L. Mosse and the Culture of Modern Europe / Ed. by S.G. Payne, D.J. Sorkin, J.S. Tortorice. Madison: University of Wisconsin Press, 2004. Pp. 202-219.

27. Connell R.W. Masculinities. Berkeley, Los Angeles: University of California Press, 2005. 324 p.

28. Critical Readings in Bodybuilding / Ed. by A. Locks and N. Richardson. N.Y., L.: Routledge, 2012. 273 p.

29. Hall М. ‘It’s a Metrosexual Thing’: a Discourse Analytical Examination of Masculinities. Nottingham, 2014. 214 p.

30. Hearn J. Male Bodies, Masculine Bodies, Men’s Bodies. The Need for a Concept of Gex // Routledge Handbook of Body Studies / Ed. by B. S. Turner. N.Y., L.: Routledge, 2012. Pp. 307-321.

31. Kaiser S.B., Green D.N. Mixing Qualitative and Quantitative Methods in Fashion Studies: Philosophical Underpinnings and Multiple Masculinities // Fashion Studies. Research Methods, Sites and Practices / Ed. by H. Jenss. L., N.Y.: Bloomsbury Academic, 2016. Pp. 160-181.

32. Kong T.S.K. Chinese Male Bodies. A Transnational Study of Masculinity and Sexuality // Routledge Handbook of Body Studies / Ed. by B. S. Turner. N.Y., L.: Routledge, 2012. Pp. 289-307.

33. Luvaas В. Urban Fieldnotes: An Auto-Ethnography of Street Style Blogging // Fashion Studies. Research Methods, Sites and Practices / Ed. by H. Jenss. L., N.Y.: Bloomsbury Academic, 2016. Pp. 83-100.

34. Mort F. Cultures of Consumption. L., N. Y.: Oxford University Press, 1996. 289 p.

35. Mosse G.L. The Image of Man: The Creation of Modern Masculinity Oxford, N.Y.: Oxford University Press, 1998. 232 p.

36. Pascoe C.J, Bridges T. Exploring Masculinities. N.Y.: Oxford University Press, 2016. Р. 272.

37. Pendergast T. Creating the Modern Man: American Magazines and Consumer Culture 1900-1950. Columbia, L.: University of Missouri Press, 2000. 302 p.

38. Pushkareva N.L. Women in Russian History from the Tenth to the Twentieth Century. N.Y.: M.E. Sharp, 1997. 319 p.

39. Rangkaputi S. Male Image, Masculinity and Consumer Behavior Related to Cosmetic Products: a Study of Thai Men in Bangkok City. PhD thesis. Lismore: Southern Cross University, 2017. 320 p.

40. Salzman M., Matathia I., O'Reilly A. The Future of Men. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2005. 256 р.


Просмотров: 82


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)