Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск
Научно-практический рецензируемый журнал "Вестник Мининского университета"

Журнал «Вестник Мининского университета» представляет собой издание научно-исследовательского и научно-практического направления, на страницах которого публикуются оригинальные исследования, проекты, обзоры, сообщения, касающиеся актуальных вопросов педагогического, психологического и философского знания, а также развития и модернизации образования в целом.

Цель журнала – создание безбарьерного коммуникативного пространства взаимодействия представителей научного сообщества для свободного обмена информацией, опытом, а также результатами теоретических и прикладных исследований в области педагогики, психологии и философии.

Редакция осуществляет научное рецензирование (двустороннее слепое) всех поступающих в редакцию материалов с целью экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов. Рецензии хранятся в издательстве и редакции в течение 5 лет. Редакция журнала направляет копии рецензий авторам статей, а также, при поступлении соответствующего запроса, в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Журнал является сетевым изданием, зарегистрированным Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ N ФС 77— 50782.

Журнал зарегистрирован в Centre International de l’ISSN. ISSN 2307–1281.

Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.


Статьи журнала принимаются по следующим группам научных специальностей: 

  • 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
  • 13.00.03 – Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) (педагогические науки)
  • 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования (педагогические науки)
  • 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
  • 19.00.05 – Социальная психология (психологические науки)
  • 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки)
  • 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)
  • 09.00.03 – История философии (философские науки)
  • 09.00.08 – Философия науки и техники (философские науки)
  • 09.00.13 – Философская антропология, философия культуры (философские науки)
  • 09.00.14 – Философия религии и религиоведение (философские науки)


Статьи журнала распределяются по следующим рубрикам: 

Педагогические науки 
• Управление образованием 
• Профессиональное образование 
• Общие вопросы образования 
• История педагогики и образования 
• Коррекционная педагогика 
• Теория и методология образования 
Психологические науки 
• Общая психология, психология личности, история психологии 
• Социальная и организационная психология 
• Педагогическая психология 
• Психология развития, акмеология 
Философские науки  
• История философии 
• Философия науки и техники 
• Философская антропология, философия культуры 
• Философия религии и религиоведение 

Журнал является рецензируемым изданием, включенным в национальную информационно-аналитическую систему РИНЦ (Договор с РИНЦ: №210–04/2014 от 14.04.2014), в электронно-библиотечную систему (ЭБС) "Лань".

Импакт-фактор РИНЦ 2019 - 2,070

Журнал включен в международные библиографические и реферативные базы данных:

Журнал является сетевым продолжающимся изданием и не имеет печатного эквивалента. 

 

Текущий выпуск

Том 8, № 4 (2020)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1 175
Аннотация

Введение. В статье рассматривается актуальность проблемы развития правовой компетенции педагога в решении задач дошкольного правового образования. Необходимость ее развития обосновывается важностью реализации требований, определяемых Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в области правового воспитания и социальной подготовки ребенка.

Материалы и методы. Применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования, экспериментальное исследование уровня развития правовой компетенции педагога дошкольного образования. Целью статьи является разработка модели развития правовой компетенции педагога дошкольного образования.

Результаты исследования. Правовая компетенция педагога дошкольного образования определяется авторами как комплекс компонентов (ценностно-мотивационный, содержательно-правовой, функционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный), сформированность которых обеспечивает более эффективную организацию работы по правовому образованию воспитанников. Предлагаются три уровня ее сформированности (высокий, средний, низкий), представлена их характеристика. Представлены данные по результатам изучения уровня сформированности правовой компетенции педагога дошкольного образования. Разработана модель развития правовой компетенции педагога дошкольного образования, ориентированная на современные ценности системы дошкольного образования, непрерывность личностно-профессионального развития педагога, формирование его правовых установок, способов профессионально-правовой деятельности. Раскрыты педагогические условия ее реализации. Приведены примеры рекомендуемых форм и методов развития правовой компетенции педагога дошкольного образования в условиях дошкольной образовательной организации.

Обсуждение и заключения. В выводах авторы подчеркивают необходимость развития правовой компетенции педагога дошкольного образования как составляющей их профессиональной компетентности, высокий уровень сформированности которой является основанием для формирования правовой компетенции воспитанников. В качестве перспективы дальнейших исследований авторы обозначают апробацию модели развития правовой компетенции педагога дошкольного образования и проверку педагогических условий ее реализации в условиях дошкольной образовательной организации.

2 160
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются положительные стороны внедрения цифровых симуляторов педагогической деятельности в процесс профессиональной подготовки учителя. Предметом исследования стали наиболее значимые технические факторы, влияющие на проектирование цифрового симулятора для профессиональной подготовки учителей математики. Рассмотрены методологические подходы симуляции процесса обучения поиску решения задач.

Материалы и методы. В работе над статьей был проведен теоретический анализ отечественных и зарубежных научных источников (статей и публикаций по теме исследования, результатов диссертационных исследований по педагогике и психологии), технический анализ платформ, позволивший обобщить и систематизировать международный и российский опыт как в отношении профессиональной подготовки учителей, так и в отношении особенностей различных виртуальных тренажеров. Применялись: метод теоретического обобщения, контент-анализ, технический алгоритм применения компьютерных программ в моделировании симулятора.

Результаты исследования. В результате авторского анализа и интерпретации имеющихся источников обобщены и систематизированы данные международных и российских исследований. Проанализированы различные платформы и технические характеристики, позволяющие реализовать симулятор. Полученные в ходе анализа технические данные выявляют и обосновывают процесс создания платформы для симулятора. Представленная визуальная концепция предусматривает использование пакетов векторной и растровой графики. В качестве технической основы концепции симулятора представлен поэтапный обзор процесса проектирования платформы симулятора.

Обсуждение и заключения. В статье представлены этапы разработки и внедрения симуляторов в профессиональную подготовку учителя. Новая цифровая образовательная среда с использованием возможностей компьютерного моделирования позволит будущим учителям овладеть профессиональными компетенциями, тренируясь на виртуальных учениках.

3 166
Аннотация

Введение. В статье проведены: анализ научных работ в области педагогики высшей школы по формированию универсальных компетенций; экспериментальное исследование по оценке сформированности универсальных компетенций у будущих бакалавров. Современное профессиональное педагогическое сообщество постоянно демонстрирует, что наличие универсальных компетенций является определяющим для выпускников высшей школы. В данный момент отсутствует четкое представление о формировании и оценке универсальных компетенций, в частности для бакалавров физической культуры.

Материалы и методы. Нами разработаны материалы для оценки будущими бакалаврами универсальных компетенций и проведено экспериментальное исследование. Определены для каждой из универсальных компетенций среднее значение оценки, стандартное отклонение, доверительный интервал для среднего значения оценки, представлены результаты корреляционного анализа.

Результаты исследования. Полученные нами данные показали, что средние значения оценок будущими бакалаврами направления подготовки «Физическая культура» универсальных компетенций (способность: поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач; строить индивидуальную траекторию саморазвития; воспринимать межкультурное разнообразие общества; формулировать круг задач, достигать цели, выбирая оптимальные пути решения; умение вести деловую коммуникацию на иностранном языке) находятся в пределах 2,97 балла – 3,86 балла по 5-балльной шкале.

Обсуждение и заключения. Проведенное нами исследование показывает, что уровень сформированности универсальных компетенций студентов направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» недостаточен. Формирование универсальных компетенций возможно в процессе не только учебной, но и научно-исследовательской деятельности, на производственных практиках, в рамках внеучебной работы. Сформированность универсальных компетенций у будущих бакалавров в учебном процессе высшей школы будет способствовать повышению уровня знаний, умений, опыта творческой деятельности в профессиональной сфере: поиску и критическому анализу информации; умению правильно ставить цели и определять круг задач; эффективно вести коммуникацию в трудовом коллективе – не только с российскими, но и с зарубежными партнерами; управлению своим временем и формированию своей индивидуальной траектории развития; поддержанию необходимого уровня физической активности для достижения профессиональных и социальных целей. Результаты оценки сформированности универсальных компетенций будущих бакалавров рассматриваются нами как возможность совершенствования современной основной образовательной программы. 

4 147
Аннотация

Введение. Построение профессиональной компетентностной модели специалиста с целью повышения эффективности обучения и формирования необходимых для успешного входа в профессию профессиональных компетенций является одной из задач современного образования. С этой точки зрения описание профессионального портрета педагога русского языка как иностранного будет способствовать наиболее эффективному проектированию образовательных программ по данному направлению подготовки.

Материалы и методы. В ходе выполнения работы применялись теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, обобщение, сравнение, сопоставление, научная теоретизация. 

Результаты исследования. В подготовке преподавателя русского языка как иностранного изначально заложены две модели: преподаватель – носитель языка и преподаватель – инофон, освоивший русский язык и транслирующий полученные знания иностранным учащимся. Главным различием этих  профессиональных портретов преподавателей является наличие иноязычной коммуникативной компетенции в подготовке преподавателей-инофонов, а также формирование и совершенствование иноязычной читательской компетенции. Вместе с тем общими, объединяющими обе модели являются психолого-педагогическая, методическая, межкультурная и акмеологическая компетенции, которые и составляют портрет преподавателя русского языка как иностранного. Они позволили сформулировать профессиональные компетенции в образовательных программах по направлению подготовки «Педагогическое образование» на уровне бакалавриата и магистратуры в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина (44.03.01 «Русский язык как иностранный» и 44.04.01 «Преподавание русского языка как иностранного») и в соответствующих комплектах нормативных документов. 

Обсуждение и заключения. Преподаватель русского языка как иностранного, являющийся транслятором русской культуры, должен представлять собой грамотную, эрудированную, толерантную, готовую к межкультурной коммуникации личность, стремящуюся к постоянному профессиональному совершенствованию, обладающую как общепедагогическими, так и специфическими для данной специальности компетентностями.

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

5 181
Аннотация

Введение. Организация учебного процесса предполагает осуществление текущей оценки, обеспечивающей поддержку учебной деятельности школьников и влияние на учебный процесс для повышения его эффективности. Одним из элементов оценочной деятельности учителя является оценочное суждение, которое формулируется учителем в текущем процессе мониторинга, диагностики, анализа и интерпретации результатов учебной деятельности учащихся и направлено на информирование учащихся о степени достижения планируемых результатов, повышение мотивации, одобрение, замечание и т.п. Изучение оценочных суждений учителя в контексте формирующего оценивания соотносится с проблематикой надежности, обеспечивающей непротиворечивость, объективность, последовательность, справедливость и стабильность результатов оценочной деятельности.

Материалы и методы. Материал для исследования – двадцать статей, опубликованных за период с 2017 по 2020 годы и посвященных проблематике оценочных суждений учителя в ходе формирующего оценивания. Их сбор проходил в полнотекстовых базах данных опубликованных научных исследований ScienceDirect и Wiley Online Library на основе ключевых слов. Отобранные статьи были проанализированы и обобщены с точки зрения рассмотрения в них факторов, влияющих на оценочные суждения учителя и создающих условия для снижения надежности.

Результаты исследования. В результате проведенного анализа публикаций нами были выявлены следующие группы факторов, влияющих на надежность оценочных суждений учителя: факторы, обусловленные компонентами ситуации оценки, которые включают факторы, связанные с субъектом, объектом, предметом и основанием оценки, а также с используемым средством оценивания; факторы, обусловленные оценочным суждением; внешние факторы.

Обсуждение и заключения. Исследование факторов, влияющих на надежность оценочных суждений учителя, определяет возможности повышения эффективности оценочной деятельности в ходе формирующего оценивания. Понимание роли каждого фактора создает условия для подготовки рекомендаций для учителя по повышению надежности текущей оценки. Кроме того, на основе рассматриваемой классификации возможно проведение эмпирических исследований для уточнения специфики активизации тех или иных факторов в зависимости от целей, условий и индивидуальных характеристик всех участников учебного процесса для повышения эффективности мониторинга достижения планируемых образовательных результатов и поддержки учебного процесса. 

6 146
Аннотация

Введение. Актуальность темы обусловлена требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению подготовки бакалавриата 09.03.03 «Прикладная информатика», который предполагает наличие у выпускников вузов универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Среди общепрофессиональных компетенций имеется ИКТ-компетентность, которая заключается в грамотном использовании современных информационных технологий. Объект исследования – интерактивные технологии, применяемые в условиях дистанционного образования. Предмет исследования – степень удовлетворённости студентов методами интерактивного обучения в условиях дистанционного образования, организованного в связи с предупреждением распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Научная новизна – выявлены и систематизированы инновации в секторе образования, новаторские подходы в поддержку непрерывности образования и обучения в период пандемии коронавирусной инфекции.

Материалы и методы. Анализ отечественной и зарубежной литературы, педагогический эксперимент, опрос субъектов образовательного процесса, методы сравнения, анализа и синтеза.

Результаты исследования. В ходе проведённого опроса по установлению уровня удовлетворенности обучающимися дистанционным обучением с применением интерактивных технологий в период пандемии коронавирусной инфекции получены следующие результаты: около 77-85% студентов считают, что для организации дистанционного обучения достаточно электронных курсов в LMS Moodle, соответственно нет необходимости вводить дополнительные формы дистанционного обучения; 75% опрошенных студентов считают, что необязательно вебинары и онлайн-лекции привязывать к учебному расписанию.

Обсуждение и заключения. Для организации обучения в дистанционном формате каждый преподаватель индивидуально выбирает образовательные сервисы и платформы, отдавая предпочтения тем, которые более доступны с точки зрения стоимости использования, имеют расширенный функционал и удобный интерфейс. Можно отметить, что при реализации образовательной деятельности в дистанционном формате по направлению подготовки «Прикладная информатика» в период пандемии коронавирусной инфекции кроме Moodle активно использовались Webex, Zoom, Skype.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

7 131
Аннотация

Введение. Проблеме лидерства в научных исследованиях уделяется немало внимания. Однако данная проблема продолжает быть актуальной для большого количества научных направлений. Формирование лидерских качеств личности  интересует педагогический состав силовых высших учебных заведений.

Материалы и методы. Основными методами исследования выступили: анализ литературы по проблеме исследования, систематизация полученных данных, проведение эмпирического исследования влияния различных факторов на формирование и развитие лидерских качеств будущих офицеров Росгвардии.

Результаты исследования. В статье представлен опыт исследования лидерских качеств курсантов вуза войск национальной гвардии, получающих специальность военного психолога. Отмечается позитивная динамика лидерских качеств на протяжении всего периода обучения в военном вузе как важного условия готовности к профессиональной деятельности, а также сделан вывод о стабильности основного стиля управления на пятом курсе.

Обсуждение и заключения. В ходе проведения исследования установлено, что для развития лидерских качеств будущего офицера войск национальной гвардии в настоящее время в образовательном процессе военного вуза необходимо решать следующие задачи: выработка осознания своего предназначения как офицера, настойчивости в реализации поставленных задач, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности, упорства в реализации и исполнении поставленных задач, осознания собственной силы, веры в достижение цели.

8 133
Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу проблемы социокультурных угроз цифровой трансформации общества. Цифровая трансформация общества обусловливает наличие больших социокультурных угроз, связанных с неустойчивостью ценностной системы и российского общества в целом и, как следствие, с искажением социокультурной идентичности. Изучение и сравнение социокультурных угроз позволит ответить на вопрос, на каком месте по значимости продуцируемых угроз находится современная социокультурная среда России в целом и отдельных регионов (социально-территориальных общностей) в частности. Актуальной и своевременной становится проблема изучения представлений молодых людей о социокультурных угрозах.

Материалы и методы. Для изучения восприятия молодежью социокультурных угроз цифровой трансформации общества был разработан опросник, включающий 13 пунктов. В исследовании приняли участие 583 человека, жители городов Иваново, Москва, Нижний Новгород, Новосибирск, Санкт-Петербург, Ярославль (23% – мужчины, 77% – женщины; средний возраст 20,5 лет). Полученные ответы осмысливались и обрабатывались с помощью качественных и количественных методов анализа.

Результаты исследования. Выделено два типа угроз безопасности цифровой трансформации общества: социальные (рост киберпреступности, сокращение межличностного общения, рост агрессии и асоциального поведения, информационный стресс) и культурные (снижение культурного уровня общества, ослабление единства народа, рост межэтнических конфликтов, размывание традиционных ценностей). В регионах доминируют различные социокультурные угрозы, но, как правило, включают как социальные, так и культурные.

Обсуждение и заключения. Проблема цифровой трансформации общества может быть детерминирована отсутствием чувства безопасности в основных сферах жизни социально-территориальных общностей – межличностной, бытовой, этнической, религиозной, политической, экономической, информационной и пр. Незащищенность в этих сферах детерминирует актуализацию соответствующих угроз и рисков. Предотвращению социокультурных угроз будет способствовать объективная оценка молодежью их реальности за счет формирования социокультурной идентичности, развития критического мышления и социальных навыков взаимодействия.

9 146
Аннотация

Введение. Статья посвящена одной из актуальных проблем педагогической психологии – изучению состояния здоровья студентов на начальном этапе обучения в педагогическом вузе. Исходным методологическим основанием научной рефлексии выступает положение Б. Спинозы о целесообразности, в соответствии с которым телесность и психика предстает витальным единством человека целостного. В рамках этой целостности предпринята попытка проанализировать холистическое здоровье на физическом, психическом и личностном уровнях как фрагмент постоянно сменяющихся состояний, происходящих в процессе непрерывного движения человека от ситуативной адаптации к внешним условиям – к надситуативной психологической адаптации – к психологической адаптации личности к внешним условиям, способствующей личностному росту – к психологической адаптации к условиям, созданным самой личностью по удовлетворению ее потребности в самоактуализации генетически заложенных и врожденно приобретенных потенций развития.

Материалы и методы. При написании статьи применялся теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, изучение научных статей и публикаций по теме; обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований; психологический эксперимент.

Результаты исследования. Результаты исследования являются основанием для разработки адаптивно-развивающих моделей учебно-профессиональной деятельности студентов на начальном этапе обучения в вузе, включающих пространственные, предметные, санитарно-гигиенические и социально-психологических условия, которые выступают ресурсами профессионального становления, психического, личностного развития, сохранения здоровья учащейся молодежи.

Обсуждение и заключения. Особое внимание в статье уделяется описанию особенностей состояния здоровья первокурсников, которые проявляются: на физическом уровне в наличии у студентов заболеваний сердечно-сосудистой, зрительной, пищеварительной, выделительной, эндокринной систем организма, дисгармонизации физического развития и низких интегральных показателях физического здоровья; на психическом и психологическом уровнях – в наличии у юношей и девушек непатологической и патологической нервно-психической дезадаптации к учебно-профессиональной деятельности, в преобладании умеренной и высокой ситуативной и личностной тревожности, в подверженности к депрессии и тревоге, относительно низких показателях здоровья на поведенческом уровне при относительно высоких показателях ценностно-мотивационного уровня и осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ

10 116
Аннотация

Введение. Подростки-свидетели – самая распространённая, референтная для совершения травли и одновременно наименее изученная группа в подростковом буллинге. Целью статьи является анализ результатов исследований для изучения социально-психологических и личностных особенностей подростков – свидетелей буллинга.

Материалы и методы. Анализ, обобщение и структурирование результатов теоретических и экспериментальных исследований социально-психологических и личностных особенностей подростков – свидетелей буллинга.

Результаты исследования. Свидетели подросткового буллинга являются самой многочисленной группой, которая определяет возможность и смыл совершения травли. Выделяют четыре группы подростков – свидетелей буллинга: защитники; помощники обидчиков; сочувствующие жертве; наблюдатели. Социальный статус, наличие травматического опыта, характер эмоциональных реакций, установки и убеждения, подростковая дружба и мотивация поведения в этих группах различны. Подростки-защитники обладают развитым личностным ресурсом и высоким уровнем психологического благополучия, имеют благоприятный социальный статус. Подростки других групп свидетелей буллинга характеризуются дефицитарностью в развитии личностного ресурса и социального статуса, психологического благополучия и наличием травматического опыта. Эти особенности должны учитываться при разработке программ профилактики буллинга в школе.

Обсуждение и заключения. В каждом случае буллинга важно выяснение причин неконструктивного поведения свидетелей как ключевой группы совершения травли. Основная задача программ профилактики по работе со свидетелями должна быть связана с трансформацией непродуктивных ролевых позиций подростков – помощников обидчика, сочувствующих жертве, пассивных наблюдателей – в активную позицию защитника. Рост количества активных вмешательств в ситуацию буллинга останавливает обидчика в момент совершения нападения и предотвращает агрессивные нападки в дальнейшем. 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

11 105
Аннотация

Введение. Рассматриваются вопросы, связанные с изменением оценки деятельности сменовеховцев в научных и политических публикациях отечественных авторов в исторической ретроспективе. Показано, что первоначальные оценки находились в большой зависимости от влияния политической конъюнктуры в начале XX века, когда основная масса работ была направлена на критику собственно интеллигенции, но данная тенденция постепенно эволюционировала к более детальному и осознанному анализу идей сменовеховцев в контексте русской послереволюционной мысли.

Материалы и методы. Материалом исследования являются публикации различных авторов, посвященные проблематике сменовеховства как философско-политического течения. Для решения поставленных задач используются методы философского анализа, интерпретации, сопоставления, обобщения.

Результаты исследования. Результатом проведенного исследования является систематизация истории рассмотрения феномена сменовеховства от политической критики к пониманию самобытности, оригинальности мысли создателей данного движения, включающего характеристику личности Н.В. Устрялова, описание и оценку его политической, научной, управленческой и иной деятельности, непосредственно связанной с процессом зарождения и развития проекта сменовеховства. В целом можно констатировать, что философские исследования трудов и биографии Н.В. Устрялова посвящены ограниченному кругу тем: оценке его деятельности как политической фигуры «белого» движения, анализу его связей с большевиками, изучению причин, послуживших основанием для формирования идеи национал-большевизма и концептуального сравнения этого течения со сменовеховством. В настоящее время произошло расширение этого тематического круга за счет исследования философско-политических взглядов Н.В. Устрялова с точки зрения влияния сменовеховцев на другие течения русской общественной мысли в эмиграции, оригинальности и патриотичности его работ.

Обсуждение и заключения. В рамках данной статьи представлена научная дискуссия известных специалистов по истории сменовеховства, дающая возможность охарактеризовать основные идеи представителей указанного течения. Одним из наиболее важных вопросов, обсуждаемых в работах, посвященных сменовеховству и непосредственно Н.В. Устрялову, является вопрос о самобытности сменовеховства как политико-философского направления русской мысли. Большую роль в изучении творчества Н.В. Устрялова играет факт влияния его идей на другие течения политической и философской мысли, понимание истоков и основ, послуживших созданию сменовеховства и национал-большевизма. Следовательно, можно утверждать, что необходим глубокий содержательный анализ отечественных идей, исследование истории взаимопроникновения и влияния учения сменовеховцев на послереволюционную общественно-политическую и философскую мысль, как в России, так и за ее пределами.

Таким образом, автору удалось сформировать полноценный политико-философский анализ публицистики, посвященной сменовеховству, и продемонстрировать значение идей его создателей в истории русской философии. 

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

12 181
Аннотация

Введение. В работе обсуждается проблема ограниченности личного мира человека. Актуальность исследования определяется особой духовно-исторической ситуацией современности, связанной с нахождением отдельного человека и человечества в точке, когда прежние ориентиры и ценности утратили свою силу и эффективность и больше не находят отклика у широких масс населения. Кроме того, существует потребность в ориентировании по индивидуальному внутреннему пространству, так как все более очевидно, что надежную экзистенциальную опору искать приходится в ближайшем доступном аутентичном существовании – внутри себя. Через философское осмысление различных метафор психической ригидности человека автор приходит к вопросу о потенциях и качествах бытия внутреннего мира, свободного от ограничений. Цель данного исследования состоит в анализе и выявлении радикальных черт, препятствующих реализации индивидуального экзистенциального проекта, и, кроме того, в высвечивании основных психологических механизмов, препятствующих осознанию ядра собственной экзистенции.

Материалы и методы. Для достижения поставленной цели использованы методы теоретического анализа и обобщения междисциплинарной литературы: философской, социологической, психологической, психопатологической, а также художественной. Из эмпирических методов использовано наблюдение феноменов внутренней жизни пациентов психологических сессий с последующей индукцией и синтезом фактов, полученных в результате таких наблюдений. Использованы междисциплинарный подход, принцип связи теории с практикой, конкретно-ситуационный подход, экзистенциализм как методологическая концепция, синергетический подход.

Результаты исследования. C экзистенциальных позиций изложены представления, связанные с преодолением внутренней закрытости и конформности. Обсуждается понимание целостности в ключе интегрированности когнитивной, эмоционально-чувственной и волевой сфер психической жизни человека. Обозначено понимание человека как существа, обретающего целостность и преодолевающего ограничения в процессе движения за пределы любых налагаемых границ – внешних или внутренних. В этом смысле экзистенциальная философия немецкого мыслителя и психиатра Карла Ясперса с его метафорой «раковины» обнаруживает себя как «антропология уязвимости». Преодолевая ограничения на пути к целостности, человек неизбежно сталкивается с уязвимостью. И в этом столкновении обретает новое самосознание. Исходя из этой оптики, человек понимается как становление, становящееся бытие.

Обсуждение и заключения. Понимание целостности и человека как существа уязвимого и становящегося заостряет внимание на проблеме утраты чувства бытия в современном мире (надсубъектного ощущения существования, вмещающего в том числе самого субъекта). Данные выводы направлены на разрешение вопросов экзистенциального порядка в рамках консультационной работы профильных специалистов: возвращение возможности переживания бытия без приспособления к оценкам других, инспирирование исходного ощущения существования через рост сознавания себя, мира и окружающих людей.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.