Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск
Научно-практический рецензируемый журнал "Вестник Мининского университета"

Журнал «Вестник Мининского университета» представляет собой издание научно-исследовательского и научно-практического направления, на страницах которого публикуются оригинальные исследования, проекты, обзоры, сообщения, касающиеся актуальных вопросов педагогического, психологического и философского знания, а также развития и модернизации образования в целом.

Цель журнала – создание безбарьерного коммуникативного пространства взаимодействия представителей научного сообщества для свободного обмена информацией, опытом, а также результатами теоретических и прикладных исследований в области педагогики, психологии и философии.

Редакция осуществляет научное рецензирование (двустороннее слепое) всех поступающих в редакцию материалов с целью экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов. Рецензии хранятся в издательстве и редакции в течение 5 лет. Редакция журнала направляет копии рецензий авторам статей, а также, при поступлении соответствующего запроса, в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Журнал является сетевым изданием, зарегистрированным Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ N ФС 77— 50782.

Журнал зарегистрирован в Centre International de l’ISSN. ISSN 2307–1281.

Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.


Статьи журнала принимаются по следующим группам научных специальностей: 

  • 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
  • 13.00.03 – Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) (педагогические науки)
  • 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования (педагогические науки)
  • 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
  • 19.00.05 – Социальная психология (психологические науки)
  • 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки)
  • 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)
  • 09.00.03 – История философии (философские науки)
  • 09.00.08 – Философия науки и техники (философские науки)
  • 09.00.13 – Философская антропология, философия культуры (философские науки)
  • 09.00.14 – Философия религии и религиоведение (философские науки)


Статьи журнала распределяются по следующим рубрикам: 

Педагогические науки 
• Управление образованием 
• Профессиональное образование 
• Общие вопросы образования 
• История педагогики и образования 
• Коррекционная педагогика 
• Теория и методология образования 
Психологические науки 
• Общая психология, психология личности, история психологии 
• Социальная и организационная психология 
• Педагогическая психология 
• Психология развития, акмеология 
Философские науки  
• История философии 
• Философия науки и техники 
• Философская антропология, философия культуры 
• Философия религии и религиоведение 

Журнал является рецензируемым изданием, включенным в национальную информационно-аналитическую систему РИНЦ (Договор с РИНЦ: №210–04/2014 от 14.04.2014), в электронно-библиотечную систему (ЭБС) "Лань".

Импакт-фактор РИНЦ 2016 - 1,550

Журнал включен в международные библиографические и реферативные базы данных:

Журнал является сетевым продолжающимся изданием и не имеет печатного эквивалента. 

 

Текущий выпуск

Том 7, № 3 (2019)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

1 88
Аннотация

Введение: вхождение теологии в образовательное пространство современной России уже следует считать свершившимся фактом, причем фактом как академическим, так и юридическим. Теология включена в номенклатуру специальностей научных работников Российской Федерации, утвержден паспорт научной специальности, в частности, «Православная теология» (шифр специальности: 26.00.01), ведется работа по открытию соответствующего диссертационного совета. В 48 вузах страны открыты структурные подразделения, предполагающие реализацию преподавания по данному направлению.

Предварительный анализ уже действующих программ магистратуры по теологии показал, что большинство из них направлены на подготовку теологов-религиоведов, искусствоведов, экспертов, просветителей, преподавателей, советников, социальных работников, служителей церкви и т.д.

В данной работе обосновывается актуальность введения альтернативной программы магистратуры по теологии, разработанной на кафедре философии и теологии Мининского университета г. Нижнего Новгорода. Особенность программы состоит в том, что она не отказывается от специфики религиоведения и философии религии, которые должны присутствовать в теологическом образовании, являться его базой. Она направлена на формирование у магистрантов компетенций научно-исследовательской деятельности на базе фундаментальных теологических знаний, уровень и содержание которых задается развитием науки и техники современного общества. Кроме того, программа предусматривает решение трех основных проблем, вызванных противоречиями в культуре современного информационного общества: 1) формирование аксиологической подсистемы культуры современного молодого ученого на основе традиционных христианских ценностей; 2) подготовка теологов, способных участвовать в разработке и преподавании теологических дисциплин на различных уровнях и формах образования (дополнительного, профессионального, непрерывного и т.д.); 3) интеграция светского и религиозного образования на базе научно-исследовательской деятельности вуза.

Материалы и методы: в ходе написания статьи были использованы эмпирические и теоретические методы исследования по указанной проблематике, в частности: диалектический метод, обобщение практического опыта обучения, анализ учебно-методической и научной литературы, метод исторического сравнения, прогностический метод.

Результаты исследования: анализ существующих программ магистратуры по теологии показал, что необходимо разрабатывать концепции данного вида образования на основе интеграции светского и религиозного образования, а не вытеснения одного другим. Предлагаемая модель программы магистратуры по направлению «Теология» и профилю подготовки «Православная теология», которая вводится в Мининском университете с 2019 года, построена по данному принципу. Ее введение является актуальным, т.к. направлено на решение основных проблем, вызванных противоречиями современной информационной культуры в обществе.

Обсуждение и заключения: учитывая тенденции развития российского социума в целом и сферы отечественного образования в частности, прослеживаются тенденции ко все большему «повороту» в сторону традиционных религиозных ценностей. В этой связи российское педагогическое сообщество испытывает необходимость в подготовке квалифицированных кадров, профессионально комбинирующих педагогические методики и научно-исследовательские компетенции, касающиеся теологических вопросов. Необходимо продолжать работу по увеличению числа специалистов, в частности, на уровне магистратуры, способных не только ориентироваться в основах мировых религий, но и профессионально обучать данным компетенциям будущих молодых педагогов, способных привить базовые морально-нравственные ценности подрастающему поколению, вести перспективную научно-исследовательскую и просветительскую деятельность, отвечающую требованиям информационного общества.

2 64
Аннотация

Введение: статья посвящена применению такой формы реализации инноваций в вузе, как электронное обучение, которое позволяет повысить качество образования за счет использования быстро пополняющихся мировых образовательных ресурсов и за счет того, что при использовании элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий увеличивается доля самостоятельной работы студентов при освоении материала. Как показывает автор статьи, за последние годы в современном высшем образовании Российской Федерации произошли глобальные изменения. Они были вызваны новыми требованиями государства и общества, а также инновациями в экономике страны. В современном высшем образовании существует необходимость развития инноваций и их постоянного совершенствования.

Материалы и методы: в статье разработаны вопросы, связанные с внедрением электронного обучения в высшем учебном заведении, рассмотрена проблема создания, развития и распространения педагогических инноваций. Выявлены различные аспекты изучения проблем образования, которые раскрывают положительное влияние информационных технологий на систему образования. Дано определение инновации в системе профессионального образования: инновация представлена как результат практических и теоретических исследований, разного рода разработок в области профессионального образования, которые приводят к повышению его эффективности.

Результаты исследования: анализ применения электронных курсов в электронной образовательной среде вуза показал, что готовность педагога использовать электронную среду значительно возросла.

Обсуждение и заключения: существующие средства и технологии применения инновационных методов обучения имеют множество преимуществ, и совместное их использование позволяет максимально упростить процесс обучения, сделать его более удобным и интенсивным. Разработанные педагогами вуза электронные курсы в электронной среде позволяют повысить качество обучения студентов в целом.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

3 30
Аннотация

Введение: основной целью данной статьи является определение состояния профессионального образования в различные периоды его становления, изучение его развития и выделение особенностей и основных тенденций этого развития, что позволяет охарактеризовать прогностическое развитие профессионального образования в условиях влияния внешних факторов.

Материалы и методы: в педагогическом исследовании использовались аналитические и синтетические прогностические методы, методы моделирования и экстраполяции, методы экспертной оценки, приемы теоретического анализа, обобщения и оценки систем фактов. В прогнозировании профессионального образования реализуется принцип диалектического единства анализа и синтеза.

Результаты исследования: анализ динамики профессионального образования позволяет выделять два различных периода развития: 1) 1920 – 1980 гг. – этап нестабильного поведения, характерный для становления системы; 2) 1981 г. – начало XXI в. – этап развития, характеризующийся постоянным усложнением системы, увеличением компонентного состава, направленностью на достижение цели.

Эти факторы позволяют выделить периоды развития профессионального образования таким образом, что каждый включает либо «подъем» либо «спад» по показателям выпуска рабочих из профессиональных учебных заведений.

Таким образом, динамика развития профессионального образования позволяет выделить следующие этапы: 1 этап – 1921 – 1925 гг.; 2 этап – 1926 – 1932 гг.; 3 этап – 1933 – 1940 гг.; 4 этап – 1941 – 1948 гг.; 5 этап – 1949 – 1953 гг.; 6 этап – 1954 – 1958 гг.; 7 этап – 1959 – 1965 гг.; 8 этап – 1966 – 1975 гг.; 9 этап – 1976 – 1986 гг.; 10 этап – 1990 – начало XXI в.

Обсуждение и заключения: осуществлен ретроспективный анализ развития профессионального образования в России, выделены основные периоды развития профессионального образования, обусловленные развитием различных типов производств (механизированного, индустриального, научно-индустриального), и особенности профессионального образования в эти периоды. Выделены факторы, влияющие на подготовку будущих рабочих.

4 83
Аннотация

Введение: проблема диагностики качества образования в вузе становится все более актуальной в условиях необходимости выполнения критериев эффективности деятельности вузов, внедрения в вузах стандартов нового поколения и модернизации системы управления образовательными программами. Диагностика качества образования рассматривается как важный процесс, обеспечивающий устойчивое положение вуза на рынке образовательных услуг, рост показателей по приемной кампании, повышение репутационного капитала.  Диагностика качества образования позволяет выявить значимые факторы при определении перспектив развития университета, оказывающие существенное влияние на показатели деятельности вуза и характеризующие достигнутые результаты и использованные ресурсы.

Материалы и методы: в статье рассматривается система диагностики качества образования Мининского университета, описываются ее ключевые компоненты, раскрываются элементы диагностического комплекса и их системная взаимосвязь между собой. Характеристика элементов диагностического комплекса подробно описывает вопрос повышения эффективности деятельности вуза в условиях реализации модели управления основными профессиональными образовательными программами, представлено описание процедуры диагностики для каждой категории участников образовательного процесса.

Результаты исследования: автором представлено описание методики и основных этапов реализации диагностики качества образования в вузе на примере Мининского университета, даны укрупненные критерии оценки и их соотношение с другими элементами системы мониторинга и оценки качества образования в вузе, перечисляются эффекты от внедрения комплексной системы диагностики качества образовательной деятельности.

Обсуждение и заключения: в заключительной части статьи рассматриваются возможности дальнейшего совершенствования системы диагностики качества образования в образовательной системе высшего образования, приводятся аргументы о необходимости дальнейшего расширения круга вопросов, затрагиваемых процессом диагностики, производится соотношение имеющихся позиций вуза с требованиями законодательства.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

5 22
Аннотация

Введение: в статье рассматривается семейная среда как основа физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка, а также сохранения, укрепления физического и психического здоровья. Представлены результаты диагностического исследования на предмет отношения родителей школьников к здоровому образу жизни как фактора благополучия своих детей; влияние семьи на формирование у детей чувственно-эстетических, познавательных, рационально-потребительских отношений к природе и ответственного отношения к своему здоровью. Цель статьи – доказать, что семейная среда играет огромную роль в сохранении и укреплении здоровья и формировании здорового образа жизни ребенка.

Материалы и методы: в процессе исследовательской деятельности осуществлен анализ научной литературы по проблеме семейного воспитания, семейной среды, воспитательного потенциала семьи и социализации ребенка. Использованы диагностические методики, включающие тестирование, анкетирование, опросник, взаимооценивание, а также педагогическое наблюдение и использование результатов воспитательного потенциала семьи в педагогической деятельности. Математико-статистический анализ позволил обобщить полученные данные диагностической работы. Исследование проведено на базе школы-интерната №8 Копейского городского округа Челябинской области и Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

Результаты исследования: доказано влияние семьи на формирование у детей чувственно-эстетических, познавательных и рационально-потребительских отношений к природе, что является основой для нравственного и психического их здоровья. Расширены научные представления о семейной среде, дается авторское определение ключевого понятия «семейная среда» и подчеркивается ее уникальность на начальном этапе социализации будущего гражданина своей страны. Охарактеризованы основные компоненты воспитательного потенциала семьи, среди которых родительские установки обладают мощным стимулом для активизации влияния семейной среды на сохранение и укрепление здоровья детей. Описаны результаты проведенного диагностического исследования.

Обсуждение и заключения: подчеркивается, что семейная среда способна заложить у детей основы ответственного отношения к своему здоровью и способствует сохранению и укреплению здоровья, формированию самосохранительного поведения.

Делается вывод о том, что для выстраивания позитивных отношений родителей и их детей необходимы когнитивные, поведенческие, нравственные, этические составляющие семейной среды. Семейная среда является основой для социализации ребенка и формирования здорового образа жизни, самосохранительного поведения.

Основные положения:

-         определено понятие «семейная среда»;

-         охарактеризованы основные компоненты воспитательного потенциала семьи;

-         доказано влияние семьи на формирование у детей чувственно-эстетических, познавательных и рационально-потребительских отношений к природе как основы нравственного и психического здоровья;

-         представлены результаты диагностического исследования.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

6 31
Аннотация

Введение: статья посвящена изучению двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Рассматриваются вопросы комплексной диагностики физического развития, моторики и психомоторики детей с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Нарушения двигательного развития дошкольников с ЗПР не носят ярко выраженного характера, но в значительной мере являются причиной их отставания в познавательном, речевом, социальном развитии. Особые двигательные нарушения этих детей чаще всего являются следствием раннего внутриутробного минимального органического поражения центральной нервной системы. На ранних этапах развития таких детей наблюдаются нарушения мышечного тонуса, имеют место патологические тонические рефлексы, все этапы двигательного развития в младенческом возрасте равномерно задерживаются. Следствием сочетания этих трех компонентов становятся особые нарушения, которые характеризуются как моторные. У детей с минимальной органической патологией достаточно часто, особенно у детей с ЗПР, крайне медленно формируются лобные отделы мозга, а именно они отвечают за создание программы действий и контроль за ней. При этом ребенок не способен построить схему двигательного акта, не понимает, каким должно быть движение. Причиной трудностей в данном случае являются не нарушения мышечного тонуса, а нарушения в коре головного мозга: ребенок не понимает, как выполнять действие. В этом случае имеет место психомоторное нарушение. Эти две группы двигательных нарушений у детей с ЗПР определяют две системы работы по их преодолению. Есть и третья группа нарушений – смешанная форма, когда у ребенка наблюдаются и моторные, и психомоторные нарушения. Направления работы по преодолению двигательных нарушений у детей с ЗПР будут зависеть от характера нарушений: моторных, психомоторных и смешанных. Таким образом, нарушения двигательного развития детей с ЗПР могут иметь разную природу, необходимо тщательно изучать особенности двигательной сферы этих детей и осуществлять дифференцированный подход к преодолению ее недостатков.

Результаты исследования: в статье представлены результаты изучения моторных и психомоторных функций дошкольников с ЗПР, показателей их здоровья и физического развития. Сравнительное экспериментальное изучение особенностей двигательной сферы дошкольников с ЗПР и их сверстников, посещающих массовые группы детского сада, позволило сделать некоторые выводы о специфических недостатках двигательного развития детей с ЗПР. Большинство детей с ЗПР имеют достаточно серьезные нарушения в состоянии здоровья, отстают в физическом развитии: у них наблюдаются диспропорции в показателях роста и веса, снижение силы мышц кистей рук, недостаточность жизненной емкости легких. Двигательные навыки не соответствуют возрастным нормам: наиболее снижены скоростно-силовые характеристики движений, показатели ловкости и координационных способностей. Показатели психомоторного развития, особенно динамической и пространственной организации движений, ниже, чем у сверстников, посещающих массовые группы детского сада. Эти недостатки являются следствием раннего органического поражения центральной нервной системы или ее функциональной незрелости. В результате изучения состояния моторики детей по тестам Н.И. Озерецкого выявлены некоторые важные факты: при выполнении определенных тестов (на одновременность движений, скорость движений, динамическую координацию движений) и дети с ЗПР, и дети из массовых групп показали одинаково низкие результаты. Это свидетельствует об общей тенденции ухудшения двигательного развития современных детей, особенно проживающих в мегаполисе. В рамках нейропсихологического исследования выделено три группы детей с ЗПР по уровню развития движений и действий, что может служить основой для осуществления дифференцированного подхода при проведении коррекционной работы. Применение метода возрастных срезов позволило сделать вывод о том, что существует определенная положительная возрастная динамика в формировании моторики и психомоторики детей с ЗПР, но наблюдается разница в сензитивных сроках формирования двигательных навыков у детей с ЗПР и детей с нормальным развитием. Если у нормально развивающихся детей уже в пять лет практически сформированы основные двигательные навыки, то у детей с ЗПР они формируются только к шести – семи годам и позже.

Обсуждение и заключения: в статье предложена диагностическая программа для изучения особенностей двигательной сферы дошкольников с ЗПР. Комплексная диагностика двигательного развития детей с ЗПР необходима для учета индивидуальных особенностей детей при организации физического воспитания и для осуществления дифференцированного подхода на физкультурных и иных двигательных занятиях. Исходя из особенностей контингента детей с ЗПР предложена следующая система диагностики двигательного развития: индивидуальная оценка физического развития и функционального состояния организма детей дошкольного возраста; оценка физической подготовленности детей; изучение моторики детей с помощью метрических тестов Н.И. Озерецкого; исследование особенностей психомоторного развития детей с помощью нейропсихологических проб для изучения движений и действий, адаптированных для дошкольников с ЗПР. Таким образом, сочетание качественно-количественной оценки психолого-педагогических данных об уровне развития моторики ребенка, динамическое наблюдение и комплексное нейропсихологическое исследование позволяет наиболее точно и полно оценить общее психофизическое развитие ребенка, состояние его моторики и психомоторики, дать прогноз дальнейшего развития и определить наиболее оптимальные пути психолого-педагогической коррекции.

7 27
Аннотация

Введение: ориентация на международное сотрудничество в контексте выполнения задач по обеспечению государственной и коллективной безопасности, интеграция действий в борьбе с международным терроризмом трансформировали требования, предъявляемые к профессиональной подготовке военных специалистов, и обусловили потребность войск национальной гвардии в военнослужащих, владеющих языком международного общения, способных и готовых к выполнению служебно-боевых задач на уровне мировых стандартов. Потенциал дисциплины «Иностранный язык» может быть реализован в полной мере и внести ощутимый вклад в становление личности будущего военного специалиста, если обучение иностранному языку в военном вузе будет опираться на формирование самостоятельности курсанта. Таким образом, развитие самостоятельности курсанта при обучении иностранному языку в военном вузе рассматривается как средство увеличения эффективности профессиональной подготовки, как фактор, оказывающий влияние на готовность будущего офицера интегрироваться в международное профессиональное сообщество.

Материалы и методы: в результате изучения и анализа научной литературы, обобщения отечественного и зарубежного опыта по теме, бесед с курсантами и их непосредственными командирами, наблюдения за организацией курсантами самостоятельной работы по изучению иностранного языка был сделан следующий вывод. У курсантов не развита самостоятельность по овладению иностранным языком, они демонстрируют низкую способность к осуществлению самостоятельной работы. Это проявляется в том, что будущим офицерам сложно планировать свою самостоятельную деятельность по изучению иностранного языка (не способны поставить цель, определить этапы работы, рационально распределить время на их осуществление, выбрать средства и способы деятельности) и контролировать ее. Цель методического эксперимента состояла в выявлении и последующей апробации эффективных способов формирования самостоятельности курсантов в условиях организации систематической и целенаправленной самостоятельной работы.

Результаты исследования: в результате проведенного эксперимента была разработана и апробирована методика формирования самостоятельности курсанта при обучении иностранному языку. Разработанная методика представляет собой алгоритм обучения и включает в себя несколько иерархично структурированных блоков: целевой (цель и задачи), теоретический (подходы и принципы), технологический (технология формирования самостоятельности) и результативный (оценка уровня сформированности самостоятельности).

Обсуждение и заключения: в процессе методического эксперимента получило подтверждение положительное воздействие систематической организованной самостоятельной работы на формирование самостоятельности будущих офицеров. Полученные в результате эксперимента количественные индикаторы сформированности самостоятельности были подкреплены и действительными качественными трансформациями. Наблюдение за курсантами в процессе обучения, беседы с ними подтвердили практическое использование самостоятельности, которое выражается в умении будущих офицеров организовать свою самостоятельную работу в контексте изучения иностранного языка. Данное применение самостоятельности имеет место как на практических занятиях, так и в процессе самостоятельной работы во внеучебное время. Опираясь на теоретические и практические разработки в вопросе формирования самостоятельности курсанта, удалось пересмотреть и внести изменения в имеющуюся систему обучения иностранному языку в военном вузе с точки зрения соответствия существующему социальному и государственному заказу.

8 26
Аннотация

Введение: в статье представлены результаты исследования особенностей структуры мотивации гражданской активности подростков на разных этапах становления гражданского самосознания. Гражданская идентичность является устойчивым базисом общества и имеет стратегическое значение для успешного будущего российской государтсвенности. В современных условиях неприемлемы авторитарные принципы работы институтов социализации. Необходимо искать пути формирования гражданской активности через механизмы внутренней мотивации личности.

Материалы и методы: для определения статуса гражданской идентичности подростков использовалась авторская анкета. Для определения мотивации гражданской активности применялась методика выявления мотивационной структуры общественно полезной деятельности подростка, разработанная О.В. Лишиным на базе теста LMT В. Хеннига. Математический анализ структурных связей между мотивами был проведен посредством подсчета коэффициентов ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования: установлены следующие особенности изменения мотивации гражданской активности при переходе от более низких статусов гражданской идентичности (диффузного и предопределенного) к более высокому статусу (достигнутому): наблюдается снижение интеграции между индивидуальными мотивами и соответственно снижение их активности в механизмах регуляции гражданского поведения; корреляционные связи между групповыми мотивами отражают динамику изменения в восприятии старшеклассников социального окружения как части гражданского общества; выявлена интеграция между собой общественных мотивов и их дифференциация в отношении мотивов других типов; происходит сокращение и изменение в содержании корреляционных связей между мотивами разных типов, что придает иные смыслы проявления гражданской активности на разных уровнях становления гражданской идентичности.

Обсуждение и заключения: в процессе становления гражданского самосознания при переходе от более низких статусов гражданской идентичности (диффузного и предопределенного) к более высокому статусу (достигнутому) происходит изменение содержания структурных связей мотивов и дифференциация структуры мотивации гражданской активности подростков.

9 33
Аннотация

Введение: центральная задача российской образовательной политики – модернизация российского образования, одной из отличительных черт которого является переход от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу, что позволяет внедрить в него научно-исследовательскую работу студентов. Особенностью труда практикующего врача является способность анализировать собственную деятельность с научных позиций, знание и умение работать с методами клинического исследования. Исходя из этого в законодательство были внесены изменения, и, в соответствии с ФГОС ВО 2016 года по направлению подготовки «Лечебное дело», выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, которые наряду с компетенциями в области медицинской деятельности включают в себя компетенции в области научно-исследовательской деятельности. Также в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» была введена новая система непрерывного медицинского и фармацевтического образования, которая направлена на непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всего трудового периода медицинских работников, а также приобретение на практике новых профессиональных навыков и умений.

Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности – это вопрос, обсуждаемый научным сообществом на протяжении довольно длительного периода времени. Структура данного конструкта также неоднократно обсуждалась многими авторами, но единое мнение по этому вопросу отсутствует. В статье приводятся взгляды различных ученых на проблему готовности к научно-исследовательской деятельности. Предложена структура, которая представляет собой синтез нескольких компонентов: мотивационного, операционного и рефлексивно-оценочного. Данной проблемой занимались многие ученые, такие как Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.Н. Поддьяков, Е.А. Шашенкова и др. В данной статье особое внимание уделено мотивационному компоненту психологической готовности к научно-исследовательским действиям будущих врачей. Актуализируется проблема необходимости развития этого компонента.

Материалы и методы: для проведения данного исследования были привлечены студенты 1 курса лечебного и педиатрического факультетов ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет». Исследование, в котором участвовало 76 студентов, выполнялось в 3 этапа: диагностический, тренинговый, итоговый диагностический. Для проведения диагностики на начальном и итоговом этапе были использованы две методики. Первая – это методика диагностики мотивов учебной деятельности студентов А.А. Реан и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой. В данной методике имеются семь шкал оценивания: шкала 1 «Коммуникативные мотивы»; шкала 2 «Мотивы избегания неудачи»; шкала 3 «Мотивы престижа»; шкала 4 «Профессиональные мотивы»; шкала 5 «Мотивы творческой самореализации»; шкала 6 «Учебно-познавательные мотивы»; шкала 7 «Социальные мотивы». Вторая методика – методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильина. В ней представлены три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).

Результаты исследования: статистические результаты до и после проведения тренинга в рамках занятий по английскому языку в медицинском вузе демонстрируют изменения в учебно-мотивационной сфере студентов.

Обсуждение и заключения: реализация программы коллективных тренингов на занятиях по иностранному языку с целью развития мотивационного компонента к исследовательской деятельности студентов медицинского вуза может рассматриваться как эффективный инструмент для формирования психологической готовности к дальнейшей профессиональной врачебной деятельности. При этом подчеркивается необходимость комплексного подхода к решению данной задачи.

10 27
Аннотация

Введение: реализация Национальной стратегии развития воспитания в Российской Федерации требует обобщения имеющегося опыта работы с семьей; разработки новых форм, способов, методов и технологий работы с родителями (законными представителями) детей разного возраста; консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Актуальность настоящей статьи определяется еще и рядом противоречий, которые доказывают важность рассматриваемой проблемы, необходимость разработки и внедрения в практику модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства, среди них: а) в общественном сознании не представлена роль матери; б) наблюдается слабая дифференциация образа «Я – мать», т.е., с одной стороны, материнство признается как ценность, с другой стороны, обнаружен низкий рефлексивный уровень материнства; в) в современных исследованиях не  получили  достаточного  освещения вопросы по психологии отцовства; о роли отца в семье, его влиянии  на формирование личности ребенка, о значении отцовства  для  самого  мужчины.

Материалы и методы: методы исследования данной статьи определяются спецификой темы исследования. В статье используются методы теоретического исследования (анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.д.), изучение известных научно-исследовательских работ по рассматриваемой проблеме; психологическое моделирование (построение модели психолого-педагогического сопровождения позитивного родительства).

Результаты исследования: к настоящему времени в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке и практике известно множество разного рода моделей работы с семьей, которые объединяют в три подгруппы: модели помощи и поддержки; модели сопровождения; комбинированные модели.

Обсуждение и заключения: проведенное исследование в рамках рассматриваемых идеологий определило концептуальные положения, позволившие создать модель работы с родителями (законными представителями) детей, которая оказывает влияние на повышение общей культуры родителей (законных представителей) и будущих родителей в вопросах образования детей, на развитие их социальной, коммуникативной и психолого-педагогической компетентности; актуализацию потребности «стать приемными родителями»; повышение профессиональной компетентности специалистов, работающих с семьей.

11 22
Аннотация

Введение: в статье приведены результаты исследования диагностической компетентности магистрантов, обучающихся в магистратуре по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Рассматривается содержание диагностической деятельности современного педагога-дефектолога и структура диагностической компетенции. Выявлена вариативная разноуровневая готовность магистрантов первого года обучения к овладению содержанием диагностической деятельности по обследованию лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Материалы и методы: исследование готовности магистрантов первого года обучения к диагностической деятельности проводилось с помощью специальных тестов, разработанных коллективом преподавателей кафедры специальной педагогики и специальной психологии для оценки знаний и умений обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Помимо тестов использовалось анкетирование участников исследования. Результаты анкетирования и тестирования интерпретировались на основании качественно-количественного подхода.

Результаты исследования: в ходе исследования были выявлены вариативные группы магистрантов с различными показателями. Вариативность зависела от базового образования, опыта предшествующей работы в коррекционном учреждении, наличия в семьях лиц с различными отклонениями. Все участники эксперимента имели положительную мотивационную направленность. При оценке и анализе уровня сформированности диагностической компетенции было использовано сочетание нескольких подходов к оценке результатов исследования.

Обсуждение и заключения: диагностическая компетенция, направленная на решение задач обследования детей разного возраста с различными нарушениями развития для определения специальных условий их образования и воспитания, занимает существенное место при формировании профессиональных компетенций магистров специального (дефектологического) образования. Диагностическая компетентность магистра специального (дефектологического) образования имеет многокомпонентную структуру, включающую мотивационный, операциональный и рефлексивный компоненты, и может быть представлена на нескольких уровнях сформированности.

12 39
Аннотация

 

Введение: необходимость исследования актуального состояния отношений учебного сотрудничества младших школьников определяется возрастающей ролью коммуникативных универсальных учебных действий в развитии современного общества. Однако в ряде исследований фиксируется, что зачастую жизнь современной школы не предоставляет возможностей для использования потенциальных ресурсов такого весомого компонента развития школьника, как учебное сотрудничество. Традиционной школе в силу многих ограничений не всегда удается выстроить личностно ориентированные отношения учебного сотрудничества в сочетании с дифференцированным подходом к младшим школьникам. Многочисленные исследования чаще всего описывают взаимодействие школьников со взрослыми и сверстниками изолированно, что препятствует осуществлению единых подходов к социализации ребенка. Отправным шагом на пути решения данной проблемы должно стать изучение этих сфер взаимодействия в совокупности и разностороннее, многогранное исследование становления отношений учебного сотрудничества младших школьников.

Материалы и методы: в статье заявлена диагностическая программа-комплекс, составленная из методик, дающих возможность получить представление о современном состоянии развития отношений учебного сотрудничества в начальной школе. Ими стали: методика с условным названием «Ковёр», позволяющая установить уровни развития навыков группового взаимодействия младших школьников в урочной деятельности; «Социометрическое исследование», предназначенное для выявления социального статуса ребёнка в детской группе; «Лестница самооценки», предназначенная для определения степени адекватности детской самооценки в сфере деловых контактов ребенка с одноклассниками.

Результаты исследования: представлены результаты исследования становления отношений учебного сотрудничества у младших школьников со сверстниками в специально созданных инновационных условиях в контексте заданного процедурой обучения и инициированного самим ребенком общения. Выявлено представление преподавателей о наиболее значимых для младших школьников психологических условиях развития отношений учебного сотрудничества.

Обсуждение и заключения: проведенное исследование позволяет предположить, что для эффективного развития отношений учебного сотрудничества у детей необходимо создание особой инновационной среды в обучении, которая обеспечивает появление у младших школьников высокой мотивационной основы в плане достижения поставленных целей, инициативы, самостоятельности, укрепления их социального статуса в группе сверстников, повышение самооценки.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ

13 49
Аннотация

Введение: феномен одаренности является достаточно изученным в отечественной и зарубежной психологии, изучаются и некоторые особенности психического и личностного развития одарённых детей и подростков. Особое внимание уделяется инструментальному и мотивационному аспектам одарённости, а также межличностным и средовым влияниям. Психологическое благополучие одарённых подростков редко выступает в качестве основного предмета исследования.

Материалы и методы: психодиагностический инструментарий для изучения личностных характеристик одаренных подростков включает в себя тестирование с использованием методики оценки психологического благополучия К. Рифф в адаптации Л.В. Жуковской и Е.Г. Трошихиной, шкалы самоэффективности М. Маддукс и Д. Шеер в адаптации Л.В. Бояринцевой и Р.Л. Кричевского, франкфуртских шкал Я-концепции Дж.М. Дойсингер, теста жизнестойкости С. Мадди в адаптации Е.Н. Осина и Е.И. Рассказовой, опросника диагностики структуры субъектности Е.Н. Волковой и И.А. Серегиной, интегративного теста тревожности А.П. Бизюка, Л.И. Вассермана, Б.В. Иовлева. Авторским коллективом предложен вариант методики «Незаконченные предложения» и анкеты, направленной на изучение различных компонентов отношения к собственной одарённости и «проблемной нагруженности» подростков.

Результаты исследования: нами предложен и проходит апробацию в рамках кросс-секционного исследования методический комплекс для диагностики интегративных показателей психологического благополучия, а также таких субъективных факторов психологического благополучия, как отношение к собственной одарённости, субъектность, жизнестойкость, проблемные переживания, эмоциональный фон, Я-концепция и самоэффективность (компоненты выделяются в соответствии с разработанной теоретической моделью). Данный комплекс включает в себя как стандартизированные, так и проективные методики.

Обсуждение и заключения: созданная и проходящая апробацию в ходе проекта исследовательская методология будет способствовать формированию единого методического обеспечения и централизованной координации обеспечения мониторинговых исследований наиболее распространенных личностных проблем у одаренных подростков, а также разработке эффективных программ по развитию ресурсов психологического благополучия и здоровья подростков и молодежи. 

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

14 50
Аннотация

Введение: в исследовании рассматривается проблема статуса наблюдателя при проведении специфических квантово-механических экспериментов, в которых эмпирический результат напрямую зависит от участия сознания экспериментатора. Здесь возникает проблема связи сознания наблюдателя и квантово-механического описания физической реальности. В работе уделено внимание современным направлениям в физике и в философии, посвященным изучению этого явления. Представлены некоторые аспекты философской интерпретации сознания как квантового механизма.

Материалы и методы: материалы исследования демонстрируют обзор нескольких распространенных квантово-философских теорий. Сделаны попытки поиска связи квантовых явлений с механизмами функционирования человеческого сознания. Демонстрируются экспериментальные предпосылки квантовой физики, обеспечивающие материал для анализа возможности применения современной квантовой теории к вопросу выявления связи квантового подхода и описания проблемы влияния сознания наблюдателя на результат физического эксперимента.

Результаты исследования: концепция квантовой механики, при учете новейших достижений и результатов физики, философии и психологии, позволяет рассматривать сознание наблюдателя как неотъемлемую часть механизма, ответственного за формирование окружающей физической реальности. Рассмотренный в работе антропный принцип участия наделяет сознание наблюдателя особой ролью, позволяющей формировать квантово-механическое описание физической реальности.

Обсуждение и заключения: показано, что сознание наблюдателя играет важную роль в квантовой теории. Более того, сознание как психический феномен на самом деле может быть тождественно квантово-механическому понятию выбора альтернативы. Учитывая тот факт, что мыслительные процессы мозга оказывают влияние на результаты измерений, можно предположить, что сознание меняет квантовые вероятности. Это допущение позволяет по-другому взглянуть на само понятие реальности.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.