Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск
Научно-практический рецензируемый журнал "Вестник Мининского университета"

Журнал «Вестник Мининского университета» представляет собой издание научно-исследовательского и научно-практического направления, на страницах которого публикуются оригинальные исследования, проекты, обзоры, сообщения, касающиеся актуальных вопросов педагогического, психологического и философского знания, а также развития и модернизации образования в целом.

Цель журнала – создание безбарьерного коммуникативного пространства взаимодействия представителей научного сообщества для свободного обмена информацией, опытом, а также результатами теоретических и прикладных исследований в области педагогики, психологии и философии.

Редакция осуществляет научное рецензирование (двустороннее слепое) всех поступающих в редакцию материалов с целью экспертной оценки. Все рецензенты являются признанными специалистами по тематике рецензируемых материалов. Рецензии хранятся в издательстве и редакции в течение 5 лет. Редакция журнала направляет копии рецензий авторам статей, а также, при поступлении соответствующего запроса, в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Журнал является сетевым изданием, зарегистрированным Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ЭЛ N ФС 77— 50782.

Журнал зарегистрирован в Centre International de l’ISSN. ISSN 2307–1281.

Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук.


Статьи журнала принимаются по следующим группам научных специальностей: 

  • 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)
  • 13.00.03 – Коррекционная педагогика (сурдопедагогика и тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия) (педагогические науки)
  • 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования (педагогические науки)
  • 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки)
  • 19.00.05 – Социальная психология (психологические науки)
  • 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки)
  • 19.00.13 – Психология развития, акмеология (психологические науки)
  • 09.00.03 – История философии (философские науки)
  • 09.00.08 – Философия науки и техники (философские науки)
  • 09.00.13 – Философская антропология, философия культуры (философские науки)
  • 09.00.14 – Философия религии и религиоведение (философские науки)


Статьи журнала распределяются по следующим рубрикам: 

Педагогические науки 
• Управление образованием 
• Профессиональное образование 
• Общие вопросы образования 
• История педагогики и образования 
• Коррекционная педагогика 
• Теория и методология образования 
Психологические науки 
• Общая психология, психология личности, история психологии 
• Социальная и организационная психология 
• Педагогическая психология 
• Психология развития, акмеология 
Философские науки  
• История философии 
• Философия науки и техники 
• Философская антропология, философия культуры 
• Философия религии и религиоведение 

Журнал является рецензируемым изданием, включенным в национальную информационно-аналитическую систему РИНЦ (Договор с РИНЦ: №210–04/2014 от 14.04.2014), в электронно-библиотечную систему (ЭБС) "Лань".

Импакт-фактор РИНЦ 2016 - 1,550

Журнал включен в международные библиографические и реферативные базы данных:

Журнал является сетевым продолжающимся изданием и не имеет печатного эквивалента. 

 

Текущий выпуск

Том 8, № 1 (2020)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1 98
Аннотация
Введение. Проблема создания педагогических условий формирования системы командообразования является одним из актуальных направлений в современном образовании. Особенно актуальна данная проблематика в современных социальноэкономических условиях, требующих командной работы для создания новых технологий.
Материалы и методы. В качестве основных методов использовались анализ источников по изучаемой проблеме, включая нормативные документы, научные статьи по теме исследования, а также обобщение и систематизация полученных данных. Проведена экспертная оценка умения студентов магистратуры организовывать команды обучающихся и управлять ими.
Результаты исследования. Студенты магистратуры в процессе обучения при выполнении практико-ориентированных задач выполняли различные командные роли. В процессе прохождения производственной практики в образовательной организации студенты создавали команды обучающихся для проектной деятельности. В результате математикостатистической обработки полученных результатов экспертной оценки по критериям командообразования с помощью Хи-квадрата при p<0,01 и p<0,05 были получены следующие результаты. Были выявлены статистически значимые различия по критериям умения распределять социальные роли и полномочия между членами команды и обеспечивать сплоченность команды. Лишь уровень удовлетворенности от членства в группе и участия в достижении общей цели не был определен как достоверно различный. Последний результат означает, что необходима более значительная выборка студентов в дальнейшем исследовании либо требуется корректировка процесса обучения студентов магистратуры принципам командообразования в вопросах совместной исследовательской деятельности.
Обсуждение и заключения. В работе установлена достоверность эффективности реализации профессиональной подготовки по системе практико-ориентированных задач по обучению студентов принципам командообразования. В результате у студентов педагогической магистратуры были сформированы навыки командообразования и владения технологиями формирования команд обучающихся для проектной деятельности.
2 113
Аннотация

Введение. Межличностное общение в деятельности полиции является актуальной проблемой, поскольку полиция обязана оказывать практическую помощь каждому, кто в ней нуждается, взаимодействие и сотрудничество позиционируется как принцип полиции. Проявление такта в решении правоохранительных задач, умение смягчить конфликтные проявления и принимать во внимание круг интересов социальных партнеров при разрешении правовых коллизий и др. играют роль в повышении эффективности оперативно-служебной деятельности. Важно в образовательном процессе вуза сформировать готовность к межличностному общению, используя потенциал внеаудиторной деятельности, что может внести ощутимый вклад в становление личности будущего сотрудника полиции.

Материалы и методы. В результате изучения и анализа научной литературы, опыта организации внеаудиторной деятельности курсантов были выявлены следующие направления, ориентирующие на включение курсантов в межличностное общение (производственная практика, научная внеаудиторная деятельность, профессиональнонравственное воспитание и культурное развитие, физкультурно-массовые и оздоровительные мероприятия). Каждое направление характеризуется ведущими формами, методами и условиями. С целью определения результативности проводимой работы разработан диагностический инструментарий. Диагностический инструментарий включал опросник межличностных отношений А.А. Рукавишникова и методику Э. Богардус «Шкала социальной дистанции». Указанные методики позволили оценить типичные способы отношения обучающихся к людям и определить степень социально-психологического принятия людьми друг друга. Экспериментальную группу составили 124 курсанта НА МВД России (г. Н.Новгород) и ВА МВД России (г. Волгоград), контрольную группу – 119 курсантов НА МВД России (г. Н.Новгород) и ВА МВД России (г. Волгоград). 

Результаты исследования. По итогам эксперимента получило подтверждение положительное воздействие систематической организованной внеаудиторной деятельности на формирование готовности будущих полицейских к межличностному общению. 

Обсуждение и заключения. Таким образом, в период проведения экспериментальной работы авторами особое внимание уделялось межличностному общению как глобальной человеческой ценности. Комплексная интеграция внеаудиторной деятельности и активизации жизнедеятельности будущих специалистов МВД России по следующим направлениям: производственная практика, научная внеаудиторная деятельность,  профессионально-нравственное воспитание и культурное развитие, физкультурно-массовые и оздоровительные мероприятия позволили изменить содержание образовательной среды вуза. При этом контрольная функции по организации целенаправленного систематического единения всех направлений внеаудиторной деятельности, в том числе интеграция с аудиторной деятельностью возлагается на профессорско-преподавательский состав, педагогов-кураторов учебных групп, курсовое звено. Координирующая функция во внеаудиторной деятельности принадлежит Центру профессионально-нравственного воспитания курсантов академии МВД РФ, Совету курсантов и слушателей, иностранных
слушателей, Совету педагогов-кураторов, Совету по научно-исследовательской работе курсантов и слушателей, Координационно-методическому совету академии по воспитательной работе и культуре, Совету курсантского самоуправления факультетов очной формы обучения. 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

3 72
Аннотация

Введение. В статье представлены различные подходы к определению понятия «образовательный продукт», показаны особенности построения образовательного модуля, выступающего в качестве содержательной основы для формирования универсальной компетенции обучающегося по организации и руководству работой команды по достижению поставленной цели. В статье раскрыты этапы проектирования коллективного образовательного продукта по формированию способности обучающихся к командной работе.

Материалы и методы. В основу исследования положены системный и деятельностный подходы, обеспечивающие целенаправленное взаимодействие субъектов образовательного процесса; личностно ориентированный, технологический и компетентностный подходы, на базе которых строится технология проектного обучения в сотрудничестве. 

Результаты исследования. Установлено, что организация командной работы по созданию первого коллективного образовательного продукта служит основой для достижения образовательных результатов. Сформулированы требования к организации образовательного процесса по формированию универсальной компетенции, в которых раскрывается необходимость использования технологии обучения в сотрудничестве, обоснована необходимость осуществления перехода от работы в микрогруппах и парах к командной работе, приведена оценка степени участия магистрантов в создании коллективного образовательного продукта.

Обсуждение и заключения. В статье обсуждаются этапы формирования компетенции магистранта по организации работы команды, приводится характеристика каждого этапа с примерами вопросов для обсуждения и выработки командной стратегии для достижения цели по созданию коллективного образовательного продукта. Вывод, сформулированный в статье, состоит в том, что в процессе подготовки магистрантов педагогического образования необходимо осуществлять переход от групповой и парной формы работы к работе в команде и обратно, что обеспечит условие для подготовки магистрантов к выполнению магистерской диссертации и к использованию навыков командной работы в профессиональной деятельности.

4 65
Аннотация

Введение. Важным вопросом современного образования является разработка, апробация и дальнейшее внедрение системы мониторинга качества образовательных услуг в вузах. Особенностью современного образования является ориентация на удовлетворение образовательных потребностей человека. Включение в систему мониторинга такого показателя, как удовлетворённость участников образовательного процесса его различными сторонами, характеризует личностно ориентированную направленность деятельности образовательного учреждения. Обработанные результаты проводимого мониторинга могут послужить основной рекомендацией для модернизации образовательной программы вуза и/или условий ее реализации.

Объект исследования – степень освоения компетенций и уровень удовлетворенности участников образовательного процесса. Предмет исследования – разработка системы контроля знаний, умений и навыков по профильным дисциплинам у студентов, продолжающих обучение по ФГОС 3+; исследования степени удовлетворённости преподавателей и студентов современного вуза в условиях перехода на ФГОС ВО 3++. Научная новизна результатов проведенного анкетирования по определению степени удовлетворённости преподавателей и студентов Мининского университета могут быть использованы специалистами отдела кадров и служб качества вузов. 

Материалы и методы. Анализ отечественной и зарубежной литературы, педагогический эксперимент, тестирование и анкетирование субъектов образовательного процесса.

Результаты исследования. Практическая значимость работы заключается в изложениии материалов о результатах разработки и применения заданий, позволяющих определить уровень сформированности компетенции по профильным предметам у студентов, а также представлении материалов о проведении анкетирования преподавателей и студентов с целью установления уровня удовлетворенности условиями организации образовательного процесса и качеством предоставления образовательных услуг.

Обсуждение и заключения. В результате проведённого тестирования по профильным предметам у студентов установлено, что уровень их знаний, умений, навыков соответствует по классической пятибалльной шкале оценке «хорошо». Результаты анкетирования по установлению уровня удовлетворенности работниками и обучающимися условиями образовательного процесса показали степень, соответствующую «полной удовлетворенности».

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

5 106
Аннотация

Введение. Статья посвящена развитию инклюзивного образования в высших учебных заведениях. Как показывают авторы статьи, на современном этапе развития образования в мировой и отечественной педагогике все активнее обращаются к идее инклюзивного обучения. Движущей силой развития инклюзивного образования, в том числе инклюзивного высшего образования, во многих странах, в том числе и в Российской Федерации, стала ратификация Конвенции ООН «О правах инвалидов», являющейся ведущим международным документом, определяющим стратегию, программы и рекомендации по праву на образование. Особое внимание уделяется развитию высшего инклюзивного образования, рассматриваемого как одно из основных и неотъемлемых условий профессиональной самореализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, повышения их социального статуса, обеспечения их полноценного участия в жизни общества.

Материалы и методы. В статье определены особенности нормативно-организационных условий, обеспечивающих инклюзивное образование в образовательных организациях высшего образования. Выделены особенности организации инклюзивной образовательной деятельности в вузе.

Результаты. В статье рассмотрен мониторинг готовности преподавателя к инклюзивному образованию и описание общей картины готовности российских преподавателей к нему с использованием качественного и количественного анализа. Выявлены потребности в дальнейшем участии преподавателей в программах повышения квалификации. Проведено анкетирование преподавателей вуза. Опираясь на результаты проведенного мониторинга готовности профессорско-преподавательского состава к работе в инклюзивных группах, был обоснован вывод. Обоснована эффективная интеграция современных  информационно-технологических технологий в процессы дополнительного образования, которая может стать необходимым инструментом решения одной из главных проблем, заключающейся в повышении уровня готовности научно-педагогических работников высшей школы к реализации инклюзивного образования.

Обсуждение и заключения. В статье обсуждается роль развития высшего инклюзивного образования, рассматриваемого как одно из основных и неотъемлемых условий профессиональной самореализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Рассматривается роль дополнительного образования в повышении квалификации педагогов вуза. Определена система подготовки научно-педагогических кадров к работе в условиях инклюзивного образования. Обусловлены компоненты внедрения информационно-технологических технологий образования, происходящего через изменение видов информационной деятельности.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

6 182
Аннотация

Введение. В современных отечественных исследованиях, посвященных российской семье, часто можно встретить определение её состояния как кризисного. К признакам кризиса института традиционной семьи исследователи относят уменьшение количества регистрируемых браков в сочетании с ростом количества внебрачных сожительств; увеличение случаев внебрачных рождений; повышение частоты разводов, тенденции малодетности и однодетности. Во многом данные изменения связаны с качественными преобразованиями института родительства в ходе социально-исторических процессов, происходивших в российском обществе в последние сто лет. К данным процессам относится эмансипация женщины и активное её включение в экономическую и политическую деятельность, повлекшая за собой сдвиги в распределении репродуктивного и продуктивного труда между супругами в браке, развитие государственных институтов ухода за детьми, изменение правового статуса ребенка и его роли в семейной системе. Таким образом, преобразования в институте семьи могут быть рассмотрены не как признаки кризиса семейной системы, а как адекватная её перестройка в ответ на изменения в  социально-экономических и политических сферах общественной жизни.

Материалы и методы. При написании статьи применялся теоретический анализ отечественной и иностранной литературы, изучение научных статей и публикаций по теме; обобщение и систематизация результатов отечественных и зарубежных исследований; контент-анализ.

Результаты исследования. Рассмотрены изменения в детско-родительских отношениях в ходе исторического развития института семьи в различных обществах (в частности, в российском); обозначены особенности современной российской семейной системы и характерные для неё процессы; осуществлено их сопоставление с процессами, характерными для института семьи в развитых странах.

Обсуждение и заключения. Процессы, наблюдаемые современными исследователями в российской семейной системе и часто обозначаемые как показатели её кризиса, во многом повторяют тенденции, характерные для института семьи в развитых странах, и являются частью глобальных изменений в жизни общества. Однако российская семья обладает своей спецификой, являющейся следствием социально-экономических и культурных особенностей нашей страны, а также историей развития форм детско-родительских отношений.

7 70
Аннотация
Введение. В статье представлены результаты исследования социо-интеллектуальных особенностей у корейцев, проживающих на территории России. Актуальность исследования обусловлена: во-первых, развитием отношений Республики Корея (далее – РК) с Россией, историко-географическими основаниями межгосударственного союзничества РК и России, расширением сотрудничества в различных сферах и востребованностью русского языка у корейцев; во-вторых, существенной нехваткой научных данных по проблеме социального интеллекта у корейцев, проживающих на территории другой страны.
Материалы и методы. Для изучения особенностей проявления социального интеллекта применялась методика Н.Ф. Калины «Диагностика социального интеллекта личности» (СОИНТ-1,2) и тест Дж. Гилфорда «Социальный интеллект»; для оценки коммуникативноорганизаторских способностей – методика В.В. Синявского и В.А. Федорошина «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС). Выборку исследования составили 200 корейцев, находящихся на территории России менее 1 года и более 5 лет, в возрасте от 20 до 46 лет, средний возраст – 29 лет.
Результаты исследования. Сравнительный анализ показал наличие значимых различий в уровне социального интеллекта по параметрам: способность уступить лидерство, склонность к стремлению приспособиться к партнёру, учёт взаимных симпатий и антипатий при подборе сотрудников, выдержка в общении, способность распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике – у корейцев, проживающих в России более 5 лет, и у корейцев, проживающих в России менее 1 года.
Обсуждение и заключения. Выявленные различия в уровне социального интеллекта могут быть обусловлены степенью аккультурации и возрастными особенностями респондентов, что детерминировано спецификой черт корейского менталитета.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

8 68
Аннотация

Введение. Конкурентоспособность специалиста определяется востребованностью выпускника высшего учебного заведения на рынке труда. В статье обсуждается проблема конкурентоспособности личности в трудах современных отечественных и зарубежных исследователей. Рассматривается общий вектор направленности образовательной системы в разные периоды развития российского общества, обосновывается необходимость гармонизации целей, способствующих формированию конкурентоспособной личности. Отмечена важная роль образовательной среды в формировании социально-психологических свойств, связанных с конкурентоспособностью. Отмечается, что в психологической литературе на сегодняшний день недостаточно исследований по проблеме конкурентоспособности личности, не изучены факторы (внешние и внутренние), влияющие на развитие конкурентоспособности будущего специалиста. В этой связи актуализируется потребность в научном исследовании влияния конкурентной/неконкурентной образовательной среды на профессиональное становление будущего специалиста.

Материалы и методы. Статья носит характер аналитического обзора, где осуществлена попытка систематизации научного психологического знания по проблеме конкурентоспособности будущего специалиста. Основным методом изучения конкурентоспособности личности в условиях образовательно-профессионального пространства вуза является метод теоретического анализа научных психологических зарубежных и отечественных работ. Методологическим основанием для изучения и формирования конкурентоспособности выпускников является компетентностный подход. 

Результаты исследования. Рассмотрены различные определения конкурентоспособности специалиста, представлено наиболее обобщенное определение. Проведенный теоретический анализ показал, что конкурентоспособность рассматривается как качество личности; как совокупность ключевых компетенций; как совокупность личностных, профессиональных и полипрофессиональных компонентов. Перечислены психологические свойства, роль которых в формировании конкурентоспособности является наиболее существенной, подчеркивается важность регулятивных и мотивационных характеристик в структуре конкурентоспособности личности студентов. Представлен анализ зарубежных исследований по вопросам влияния конкурентной/неконкурентной среды на уровень стресса и тревожность студентов; на выраженность приобретенных профессиональных навыков. Рассмотрен диагностический инструментарий, позволяющий измерить конкурентную личность, оценить ситуационные или поведенческие аспекты конкурентоспособности. 

Обсуждение и заключения. Обосновывается вывод о необходимости дальнейшего теоретического анализа и обобщения имеющихся научных исследований по данной проблеме. На основании результатов немногочисленных психологических исследований отечественных и зарубежных авторов доказывается необходимость дальнейшего изучения влияния конкурентной среды на профессиональное становление студента – будущего профессионала. При этом подчеркивается необходимость дальнейшей работы по моделированию образовательной среды с элементами включения конкурентного компонента, а также важность изучения мотивационно-волевых характеристик, выступающих в качестве личностных детерминант развития конкурентоспособности будущего профессионала.

9 53
Аннотация

Введение. Сегодня проблема формирования интеллигентности является достаточно актуальной. Эта актуальность продиктована существенной фрагментацией социального, когда различия начинают цениться больше, чем общности, а на место общественной морали приходит «местечковая мораль». Это актуализирует вопросы не только формирования собственно интеллигентности, но и ценностного отношения к ней как к общественной потребности. В статье на основании теоретических и эмпирических авторских разработок последовательно исследуются психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения будущих офицеров к интеллигентности в образовательном процессе военного вуза.

Материалы и методы. В качестве методологии исследования авторами используется творчески интерпретированный системно-деятельностный подход (И.В. Блауберг, В.А. Лекторский, В.Н. Садовский, С.Л. Рубинштейн, М.С. Каган, Н.В. Кузьмина) и функциональный анализ (П.К. Анохин, М.С. Каган, Н. Винер, Н.В. Мартьянов). Раскрывая особенности педагогической деятельности по формированию ценностного отношения будущего офицера к интеллигентности, подробно анализируется образовательный процесс военного вуза и его формально-содержательные и функциональные характеристики. 

Результаты исследования. Авторами выявлены и обоснованы психолого-педагогические условия формирования ценностного отношения к интеллигентности у будущих офицеров в среде военной образовательной организации высшего образования.

Обсуждение и заключения. Вместе с традиционными приемами и методами формирования личности и интеллигентности выявленные психолого-педагогические условия в полном объеме и с максимальной эффективностью позволят решить поставленные психологопедагогические задачи. Исследование психологических характеристик образовательного и воспитательного процесса в военном вузе и путей повышения его эффективности, в формировании ценностного отношения будущих офицеров к интеллигентности позволит нам практически использовать их в этих процессах. Их теоретическое выявление и обоснование, а затем эмпирическая проверка позволит определить правильность выдвинутой нами научной гипотезы.

10 88
Аннотация

Введение. Актуальность исследований когнитивного стиля учения в аспекте эффективной персонализации образования представляется крайне высокой. Очевидно, что проблема неэффективности современного образования является важной, требует исследований и решения. Одним из возможных путей решения данной проблемы может быть персонализация обучения, при этом учет когнитивных особенностей обучающихся в контексте персонализации обучения выступает фактором повышения продуктивности персонализированного подхода, а исследования таких особенностей и разработка рекомендаций по персонализации обучения с учетом когнитивного стиля определенно расширяют возможности современного образования. Целью исследования было определение значимых в аспекте персонализации обучения параметров когнитивного стиля студентов психологического и психолого-педагогического направлений и возможных персонализированных подходов к обучению таких студентов.

Материалы и методы. Исследование проведено на выборке 86-ти магистров в возрасте от 22 до 32 лет, обучающихся по программам магистратуры по направлениям «Психология» и «Психолого-педагогическое образование» с применением пяти психодиагностических методик. Использовались тесты: «Фигуры Готтшальдта», опросник стилей обучения ХонейМамфорда (LSQ), личностный опросник Г. Айзенка (EPI), мельбурнский опросник принятия решений (МОПР), опросник рефлексивности А.В. Карпова.

Результаты исследования. Обнаружено, что у студентов, обучающихся по психологическим направлениям, характерными особенностями когнитивного стиля являются: поленезависимость, рефлексирующий стиль обучения, при принятии решений в неопределенной ситуации — тенденция к прояснению задач и целей, рассмотрение альтернатив, дополнительный информационный поиск, оценивание информации при осуществлении выбора, средний уровень рефлексивности.

Обсуждение и заключения. Исследование показало большое разнообразие когнитивных и личностных особенностей студентов по потенциально значимым в аспекте обучения показателям, что подтверждает необходимость персонализированного подхода к обучению. Выявленные особенности когнитивных стилей учения студентов-психологов были проанализированы и обобщены, были сформулированы рекомендации по персонализации обучения с учетом когнитивного стиля. Сделаны обобщающие выводы о необходимости учета и контроля параметров когнитивного стиля при персонализации обучения, о необходимости персонализации обучения студентов со специфическими когнитивными особенностями, о возможностях разбиения студенческой группы на подгруппы по когнитивной специфике с последующим обучением в таких подгруппах с учетом специфических когнитивных особенностей студентов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.