Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск
№ 4 (2016)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1 141
Аннотация
В статье описывается опыт применения стратегии предметно-языкового интегрированного обучения (CLIL) для развития у студентов вуза навыков межкультурного общения в международной среде. В рамках разработки и апробации пилотного курса ставились задачи повышения осведомленности студентов о культурных особенностях разных стран, развитие навыков коммуникации в международной среде и совершенствования владения английским языком. Способы и результаты решения этих задач, а также итоги обратной связи от студентов по окончании курса раскрываются в данной статье. В статье дана характеристика содержания и форм реализации учебного курса «Навыки межкультурной коммуникации в международной среде», раскрыты формы и методы работы по формированию и развитию межкультурной и иноязычной коммуникативной компетенции студентов, представлены четыре вида коммуникативных тренингов.
2 88
Аннотация
В статье рассматриваются основные требования к формулированию целевого компонента образовательных программ, реализуемых в рамках проекта модернизации программ уровня подготовки «бакалавриат» в учебно-воспитательном процессе Мининского университета. Современные требования к уровню подготовки педагогов отражены в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и Профессиональных стандартах. Анализ данных документов показывает, что зачастую между ними нет взаимосвязи. Это оказывает негативное влияние на качество подготовки выпускников. Как следствие, существует объективная необходимость в установлении соответствия между компетенциями ФГОС и трудовыми действиями Профессионального стандарта, сформулированного в виде образовательных результатов программ. Предлагаемый подход построен в логике деятельностного и компетентностного подхода, отражает спецификацию плана деятельности обучающегося в отличие от преподавательской деятельности в процессе обучения. Показаны результаты его апробации в Мининском университете.
3 105
Аннотация
Данная статья посвящена актуальной теме - экономической оценке эффективности основной профессиональной образовательной программы как ключевого объекта управленческого учета образовательной организации. Разработка эффективной модели управления основной профессиональной образовательной программой является ключевой задачей менеджмента образовательной организации, обеспечивающей качество образовательного процесса, формирование профессиональных компетенций и личностно-профессиональное развитие будущего выпускника, разработку механизма формирования образовательной траектории студента и программы тьютерского сопровождения студента в условиях реализации индивидуальных образовательных программ. С целью определения экономической ценности реализуемых образовательных программ необходимо разработать систему показателей, ориентированных на достижение максимизации общего объема прибыли, формируемой за счет двух составляющих: доходной и расходной части. На основании показателей может быть произведена рейтинговая оценка экономической эффективности ОПОП. В зависимости от количества набранных баллов может быть присвоен рейтинг эффективности каждой образовательной программе, позволяющий произвести оценку востребованности образовательной программы на рынке образовательных услуг и обеспечивающий выполнение финансовых показателей для финансового благополучия образовательной организации.
4 113
Аннотация
В статье обсуждается проблема оценки результатов подготовки обучающихся вуза в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов в условиях компетентностного подхода. Рассматривается эффективность практической подготовки студентов в вузе и проблема готовности выпускников к профессиональной деятельности. Проведен углубленный анализ изменений в системе оценки качества сформированных компетенций, сложившейся в условиях применения практико-ориентированного обучения. Определена необходимость преобразований модели оценивания достижений студентов, выделены возможности применения инновационных методов и способов оценивания. Раскрываются основания для выбора оценочных средств для осуществления контроля и оценки образовательных результатов с учетом требований компетентностного подхода. Предлагаются инновационные средства оценивания, позволяющие адекватно определить уровень сформированности компетенций. Описан опыт реализации оценочных средств в процессе подготовки студентов-продюсеров на примере модуля «Психологические основы деятельности продюсера».
5 67
Аннотация
В статье рассматривается структура и содержание учебников по профессиональным учебным предметам. Учебник является основным средством обучения и представляет собой информационную модель научно-технических, профессиональных знаний и опыта деятельности в соответствующей профессиональной области. Исходными основаниями разработки структуры и содержания учебников являются тенденции развития научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, закономерности педагогики и производства, социально-экономические требования в профессиональной подготовке. Учебник по профессиональным учебным предметам включает содержание, наглядный материал, методы и средства овладения учебным материалом. В структуре учебника отражается преемственность и взаимодействие межпредметного, общепрофессионального и специального учебного материалов; линейное и структурное изложение учебного материала; единство содержания и практической деятельности. Содержание включает технико-технологические знания, прикладной и практический материал как конкретные способы трудовой деятельности.
6 200
Аннотация
В статье рассматривается актуальность использования технологии развития критического мышления на занятиях по курсу «Безопасность жизнедеятельности» в образовательных организациях высшего образования. Авторами предлагается описание и анализ экспериментальной работы по теме «Терроризм. Основы противодействия терроризму». Отмечены преимущества метода «Шесть шляп мышления» в развитии креативности студентов, данный метод предоставляет возможность рассмотрения некоторых противоречивых вопросов темы с разных позиций, а также позволяет совершенствовать у студентов навыки активного слушания, а также владения монологической речью, выразительной аргументацией. Уделено внимание стадии рефлексии учебного занятия, оцениванию выступлений студентов с презентацией, оцениванию выступлений «капитанов» и членов команд. Обоснована необходимость использования интерактивных методов обучения при рассмотрении темы «Терроризм. Основы противодействия терроризму».
7 91
Аннотация
В статье представлен опыт использования тренинговых технологий обучения в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в сфере туризма. Авторами рассмотрена специфика организации социально-психологического тренинга, к которому относятся все разновидности тренинга, воздействующие на качества, умения и способности, которые проявляются в процессе общения с клиентами турфирмы. Рассмотрены основные структурные элементы социально-психологического тренинга. Изучены принципы организации социально-психологического тренинга. Выделены основные этапы проведения социально-психологического тренинга, к которым относятся: этап создания работоспособности; этап ориентации, осуществляемый в виде ролевой игры или групповой дискуссии; этап обучения и завершающий этап. Рассмотрена специфика каждого из них. В результате исследования был сделан вывод о том, что использование тренинговых технологий в процессе подготовки специалистов сферы туризма способствует развитию их конкурентоспособности, сокращая период адаптации молодых специалистов на туристическом предприятии, совершенствуя профессиональные компетенции специалистов в области туризма.
8 73
Аннотация
При проектировании компетентностной модели подготовки будущего бакалавра необходимо использовать специально разработанные формы оценки, построенные на основе активных методов обучения, ориентированных на формирование компетенций. В статье рассматривается учебно-исследовательская работа студента (УИРС) как форма для оценки образовательных результатов обучающихся в вузе. Раскрывается суть этого подхода на примере конструирования оценочной формы для оценки результатов УИРС по теме «Методы обучения двигательным действиям на уроках физической культуры в общеобразовательных школах» в процессе изучения дисциплины «Методика обучения физической культуре». Представленная в исследовании оценочная форма содержит организационно-методическую, содержательную и критериально-оценочную части. Применительно к рассматриваемому примеру оценочной формы УИРС предложены критерии, шкала оценки и уровни достижения образовательных результатов.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

9 297
Аннотация
В соответствии с современными образовательными стандартами, основные профессиональные образовательные программы должны быть нацелены на формирование базовых исследовательских, инновационных компетенций и инициативных качеств будущих высококвалифицированных специалистов. Новый дизайн ОПОП основывается на идеях взаимодействия образования, науки, инновационной деятельности и предполагает существенную реорганизацию структуры и содержания, внедрение новых форм обучения. В статье обосновывается матричная модель управления проектами как условие создания и реализации конкурентоспособной основной профессиональной образовательной программы, отражающей идею комплементарности и интеграции образования и науки. Модель предполагает новый способ функционирования профессионального сообщества и студенчества. Представленный формат основных профессиональных образовательных программ позволяет говорить о новом качестве подготовки конкурентоспособных специалистов в соответствии с вызовами современного мира.
10 212
Аннотация
В статье описывается современное состояние инклюзивного высшего образования в странах Западной Европы. Статья содержит описание моделей высшего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в ведущих европейских ВУЗах, а также характеристику современных тенденций в инклюзивном высшем образовании. Анализ представленных моделей проводился на основе специально разработанных критериев: институт тьюторства и ассистенства как элемент системы обучения инвалидов в образовательной организации высшего образования, система требований к процедуре и оценочным средствам для вступительной, промежуточной и итоговой аттестации, система организации практик для студентов-инвалидов, модели трудоустройства выпускников из числа инвалидов и др. На примере рассматриваемых моделей инклюзивного высшего образования показана эффективность современных подходов к психолого-педагогическому сопровождению обучения в ВУЗе лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Установлено, что наиболее эффективные модели сопровождения инклюзивного высшего образования представлены в Первом университетском колледже Лондона University College London (Лондонский университет), Свободном Берлинском Университете, Гейдельбергском Университете.
11 158
Аннотация
Статья актуализирует проблематику проектирования модульного обучения в образовательных организациях высшего образования, что соответствует идеологии модернизации образования и современным разработкам инициативных групп. В статье представлены наработки проектирования структурно-содержательного контента образовательного модуля, разработанного коллективом авторов НГПУ им. К. Минина. Авторы последовательно раскрывают механизм целеполагания, структуры и содержания модуля. Основаниями для проектирования модулей выступают системный, деятельностный и личностно ориентированный подходы. Представлены методические решения моделирования названий модулей и дисциплин, формулирования целей и задач, описания назначения модуля и его статуса. Акцентируется внимание на включение в модуль не только классических дисциплин и практик, но и учебных событий. Логическим завершением программы модуля является разработка программы итоговой аттестации модуля.
12 87
Аннотация
Данная статья посвящена актуальным вопросам подбора форм и средств оценивания учебных достижений студентов и уровня образовательных результатов дисциплины. Рассмотрены теоретико-методологические аспекты эффективной и объективной оценки результатов обучения студентов-бакалавров на примере педагогического и специального (дефектологического) образования. Особое внимание уделяется специфике оценочных процедур именно в контексте компетентностно-деятельностного подхода, новых образовательных и профессиональных стандартов. Актуализированы традиционные и инновационные подходы к оценке результатов обучения, обозначены основные требования, предъявляемые к оценочным средствам, приведены примеры разнообразных оценочных средств компетентностно-деятельностного формата. Проанализированы особенности и примеры компетентностно-ориентированных контрольно-оценочных заданий и основные их показатели. Раскрыты инновационные взгляды на контрольно-оценочный потенциал таких диагностических инструментов, как «ПОПС-высказывание», «портфолио». Предложены варианты критериальной базы для оценки образовательных результатов и некоторых учебных достижений.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

13 201
Аннотация
В статье рассматривается феномен рефлексии учебной деятельности студентов и целеполагание как его ключевая компетенция. Особое значение рефлексивная деятельность имеет в системе помогающих профессий в субъектной деятельности: она помогает осознать и осмыслить содержание деятельности другого человека, значимо влияет на процесс оказания помощи. Эффективность процесса рефлексивного самоуправления невозможна без важнейшего рефлексивного навыка: осознанного целеполагания. Наличие осознанной цели является важным ориентиром в организации собственной рефлексивной деятельности. В статье приводятся результаты оценки эффективности рефлексивной деятельности студентов. Наибольшие затруднения у студентов вызывают: осознанность и умение формулировать цели; умение выделять и формулировать ключевые критерии оценки и вопросы по содержанию деятельности; умение выделять шаги к достижению цели и критерии их результативности. Организация системы управления самостоятельной работой учащихся способствует развитию рефлексивной деятельности студентов.
14 117
Аннотация
В статье обоснованы преимущества построения информационно-образовательной среды основной профессиональной образовательной программы на базе облачных технологий. Универсальным инструментом построения информационно-образовательной среды является разработанный компанией Google пакет сервисов Google Apps для образования, позволяющий организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, спланировать совместную деятельность, грамотно распределить ресурсы и обеспечить необходимыми инструментами решение различных учебных задач. Приведены примеры использования различных Google-сервисов в организации совместной деятельности преподавателей кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина для повышения эффективности реализации основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Информационные системы и технологии». Ядром информационно-образовательной среды ОПОП является Google-сайт, в который интегрированы различные сервисы Google и приложения Google Apps.
15 105
Аннотация
В статье представлен исторический обзор возникновения и развития института тьюторства. Рассмотрены подходы к определению понятия «тьюторство», традиционная структура тьюторской системы, а также ее историческая и образовательная значимость. В статье анализируются основные функции тьютора в управлении самостоятельной работой студентов, базовые принципы его работы. Обобщается опыт реализации проектной линии «Управление самостоятельной работой студентов», проводившейся в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина в рамках программы модернизации образовательного процесса в 2015-2016 учебном году. Рассмотрены основные современные формы тьюторского сопровождения самостоятельной работы обучающихся, факторы, влияющие на выбор форм тьюторского сопровождения. Отмечается необходимость формирования устойчивой мотивации как фактора активной самостоятельной работы обучающихся. Авторы приходят к выводу об эффективности различных тьюторских практик и необходимости дальнейшей системной профессиональной подготовки тьюторов.
16 84
Аннотация
Статья содержит описание силлабуса и опыт его применения в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина. Силлабус - план изучения дисциплины, который преподаватели разрабатывают в помощь студентам. В условиях повышающейся роли самостоятельной работы студентов силлабус определит начальные и граничные условия продвижения студента в учебном процессе и даст ему возможность самостоятельно распределять время, силы и интенсивность своей работы. В статье приведены как положительные, так и отрицательные мнения преподавателей и студентов по итогам апробации внедрения этого документа в учебный процесс нескольких экспериментальных групп. Преподаватели, участвующие в апробации внедрения силлабуса в практику преподавания, уверены, что план-конспект учебного курса, написанный именно для студента, поможет последнему в организации его учебной деятельности. В то же время необходимо отметить, что внедрение силлабусов в практику встречает некоторое противодействие со стороны педагогов.
17 103
Аннотация
Статья посвящена вопросам модернизации педагогического образования при переходе от специалитета к многоуровневому образованию в единой европейской системе и в области проектирования ОПОП на основе профессиональных стандартов. Рассматривается опыт европейских стран в создании системы бакалавриата по педагогике в рамках Болонских реформ, анализируется возможность его переосмысления и адаптации для применения в отечественной практике. Рассмотрены основополагающие принципы построения системы бакалавриата в университетах и высших профессиональных школах Германии, а также наиболее значимые современные тренды в системе европейского образования. На опыте Мининского университета, который одним из первых внедрил инновационный для России формат уровневого бакалавриата, рассказывается о соотнесении федерального государственного образовательного стандарта с профессиональным стандартом педагога, а также о создании модульных учебных планов и рабочих программ.
18 104
Аннотация
В статье рассматривается роль, место и основные подходы к созданию контентного содержания предметного модуля в системе универсального бакалавриата. Объектом исследования является модульная система образования. Предметом исследования является проектирование предметных модулей в системе универсального бакалавриата. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как исторический опыт и современные тенденции при проектировании предметных модулей в системе российского высшего образования. Особое внимание уделяется рассмотрению подходов разработки модулей, их содержания и цели. Приведён позитивный отечественный опыт проектирования модульного учебного плана и создания предметного модуля для системы универсального бакалавриата. Основными выводами проведённого исследования является выработка универсальной системы принципов и базовых рекомендаций, которые должны лечь в основу проектирования предметного модуля.
19 115
Аннотация
Опираясь на принципы системных исследований, дается описание компонентов системы управления образовательными программами. Управление образовательной программой представляет собой совокупность содержательных, процессуальных, ресурсных, субъектно-деятельностных, результативно-оценочных компонентов, целостность которых обеспечивается интеграционными процессами на всех уровнях образования. Обеспечение устойчивости и развития в управлении образовательных программ достигается путём определения и закрепления социальных норм, статусов за институтом руководителей образовательных программ, гарантирующих достижение современного качества образования. Управление содержанием обеспечивает актуальность образовательного контента в соответствии с требованием государственных образовательных и профессиональных стандартов; управление процессом обеспечивает эффективную организацию рационального распределения процессуальных потоков; управление ресурсами обеспечивает оптимальность распределения кадрового, информационно-методического, материально-технического оснащения образовательной программы; управление контингентом обеспечивает субъектно-деятельностное взаимодействие участников образовательного процесса; управление качеством обеспечивает качества предоставляемых образовательных услуг.
20 128
Аннотация
Статья посвящена проблеме создания системы управления самостоятельной работой обучающихся в вузе. Приводится структура модели управления самостоятельной работой обучающихся, условия ее реализации, определены критерии оценки ее эффективности. Раскрывается суть понятия управления самостоятельной работой как целенаправленное воздействие на коллективы людей в процессе производства. Раскрывается цель управления - обеспечение высокой эффективности управляемой системы, выражающейся в наибольшем достижении целей системы при минимизации используемых ресурсов. Для достижения поставленных целей в статье раскрывается необходимость реализации ряда условий, которые отражены в тексте. В качестве критериев оценки эффективности модели в статье определены: уровень сформированности общеучебных действий, уровень усвоения учебных дисциплин, мотивация научно-педагогических работников к управлению самостоятельной работой обучающихся, мотивация обучающихся к реализации самостоятельной работы, рефлексия обучающихся. Приводится опыт апробации модели в Мининском университете в рамках программы модернизации педагогического образования. На основе приведенных экспериментальных данных делается вывод о целесообразности внедрения модели в образовательный процесс вуза.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

21 88
Аннотация
История дефектологии как научной дисциплины и общественной практики начинается в середине 19 века. Несмотря на то, что уже в первой половине XIX в. в России существовали училища для слепых и глухонемых, а также начинали появляться первые медико-педагогические учреждения для умственно отсталых, в стране практически отсутствовали научные исследования, посвящённые изучению природы (физиологической, психологической, социальной) детей с отклонениями в развитии, а также вопросам их воспитания и обучения. В представленной статье анализируется вклад сотрудников Нижегородского (Горьковского) государственного педагогического института (Б.И. Орловского, А.Н. Крылова, С.М. Василейского) в становление и развитие дефектологического направления в первой половине XX века. В годы советской власти, в 1920-40-е гг., сотрудники пединститута занимались вопросами обучения умственно отсталых детей, расширения сети вспомогательных школ, организации педологической консультации.
22 116
Аннотация
Авторы анализируют малоизвестный в отечественной историко-педагогической литературе источник - Устав грамматической школы св. Павла, созданной при соборе св. Павла в Лондоне по инициативе и на средства настоятеля собора, известного английского христианского мыслителя предреформационной эпохи Джона Колета (1467-1519). Несмотря на давние прецеденты, основание Дж. Колетом новой школе было воспринято современниками как неординарное событие и упомянуто в хрониках. Школа св. Павла, будучи свободна от церковной юрисдикции, управлялась светским органом - попечительским советом компании купцов-мерсеров. В соответствии с Уставом, материальное и социальное положение учителей школы во многом отличалось от традиционно низкого в позднесредневековом социуме статуса учителя. Высокий уровень жалованья, выплата пенсий по старости и нетрудоспособности, а также предоставление бесплатного жилья в специально построенном учительском доме свидетельствуют о признании Колетом важной роли учителя в деле христианского просвещения и духовно-нравственного обновления общества. Авторы предлагают первый русский перевод отрывка из Устава школы св. Павла, касающегося учительской темы.
23 125
Аннотация
В современных условиях модернизации высшего образования психологическое знание остается востребованным. Введённые в старшие классы средних школы уроки психологии после Великой Отечественной войны решали множество задач: воспитание через предмет идейной направленности; формирование у учащихся способности понимать других людей, их индивидуальное своеобразие и строить с ними отношения; формирование самосознания учащихся, их способности к саморегуляции и саморазвитию способствовали в целом повышению гражданской идентичности подростков. В целом можно говорить о том, что история преподавания психологии в отечественных школах в середине XX в. пока представляет собой terra incognita, лишь отдельные ее фрагменты медленно проступают сквозь толщу идеологии. Можно только сожалеть об очередном «исключении» уроков психологии в школе.
24 111
Аннотация
Статья представляет исторический обзор развития психологического образования и основных направлений психологических научных исследований в Нижегородском государственном педагогическом университете. В представленной работе рассматриваются основные научные направления психолого-педагогических исследований и специфика модернизации психологического образования в НГПУ с 90-х годов XX века до сегодняшнего дня. Авторами дается всесторонний глубокий обзор особенностей становления системы подготовки психологических кадров для народного образования, а также рассматривается динамика наращивания научного потенциала педагогического университета. Анализируется работа диссертационного совета по психологии, рассматриваются итоги его функционирования в вузе за более чем двадцатилетний период существования. Представлены наиболее значимые научные работы преподавателей университета, внесшие существенный вклад в развитие психологической науки в России. Обозначены научные результаты, достигнутые коллективами психологических кафедр на современном этапе и перспективные инновационные направления психологической научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

25 100
Аннотация
В статье раскрываются вопросы применения информационно-коммуникационных технологий в подготовке бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в условиях современной социокультурной ситуации посредством электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Раскрыты методологические основы информатизации современного профессионального образования. Конструирование электронного учебно-методического комплекса проведено на основе аксиологического, компетентностного и технологического подходов. Охарактеризованы принципы реализации данных подходов: гуманизации, фундаментальности, модульности, визуализации, опоры на субъектный опыт обучающегося вуза. Раскрываются особенности выполнения электронным учебно-методическим комплексом следующих функций: ценностно-ориентировочной, информационно-познавательной, операционно-деятельностной, рефлексивно-оценочной. Охарактеризована блочная структура электронного учебно-методического комплекса, включающая: ориентировочный, информационно-теоретический, практико-ориентированный, диагностический блоки. Раскрыты особенности методического аппарата каждого блока электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» профессиональной подготовки бакалавров образования.
26 95
Аннотация
В статье рассматривается актуальная проблема образования в целом и географического образования в частности - формирование экогуманистического мировоззрения. В его основе лежит система ценностей коэволюционного характера, призванная стать решением глобальных экологических проблем и обеспечить устойчивое развитие. Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить этапы формирования экогуманистического мировоззрения: образно-ассоциативный, логически-смысловой и творчески-практический. Представлена характеристика каждого из этапов, в которой раскрываются задачи, специфика познавательной, коммуникативной, практической деятельности, уровни сформированности экогуманистического мировоззрения. Учитывая эти особенности, подобраны педагогические технологии, включающие систему - личностная мировоззренчески ориентированная ситуация и экогуманистический модуль, - которая реализуется в форме погружений. Представлено содержание географического образования, реализующее экогуманистический потенциал географии 6-7 классов и способствующее выполнение поставленной задачи.
27 119
Аннотация
В статье рассматриваются методические аспекты использования технологии модульного обучения для активизации самостоятельной деятельности будущих учителей безопасности жизнедеятельности в условиях заочной формы обучения. Раскрывается актуальность модульной технологии в системе современного высшего педагогического образования, ориентированного на идеи компетентностного подхода. Рассматриваются педагогические достоинства инновационной модульной технологии, связанные с интеграционными процессами, характерными для подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. В контексте компетентностной стратегии обосновываются модели реализации технологии модульного обучения, отражающие предметно-деятельностный и системно-деятельностный принципы. Раскрываются особенности, структура модулей по дисциплинам подготовки бакалавров образования и разделу, касающемуся первой помощи пострадавшим. Дается характеристика учебных единиц и каждого компонента модуля: мотивационного, познавательного, практического, коммуникативного, рефлексивного. Объясняется возможность самостоятельного освоения каждого модуля студентами заочной формы обучения. Отмечается важность использования в логике модульного обучения современных диагностических технологий: тестового контроля, рейтинговой оценки. Реализация модульной технологии образования осуществлялась на кафедре физиологии и безопасности жизнедеятельности человека Мининского университета.
28 85
Аннотация
Цель публикации - педагогическое конструирование модели предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемой в условиях заочной формы обучения. Раскрыты теоретические основы организации заочного образования, и приведено обоснование целесообразности профессионального образования будущих учителей безопасности жизнедеятельности в заочной форме. Сформулированы основные педагогические преимущества модели предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемой в условиях заочной формы обучения, среди которых соответствие требованиям образовательного стандарта, унифицированность и возможность индивидуализации с использованием интерактивного потенциала электронной информационно-образовательной среды вуза. Обозначенная модель предметно-методической подготовки интегрирует содержательную и технологическую стороны освоения будущими учителями безопасности жизнедеятельности образовательных программ в условиях заочного обучения. В качестве необходимого учебного сопровождения предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемой в условиях заочной формы обучения, определен сетевой электронно-методический комплекс, позволяющий реализовать принцип интерактивности обучения и выполняющий ценностно-ориентировочную, информационно-познавательную, операционно-деятельностную и рефлексивно-оценочную фукнции, отраженные в его структуре. Структура сетевого электронного учебно-методического комплекса охарактеризована в тексте статьи. Получаемые в процессе апробации результаты внедрения модели предметно-методической подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, реализуемой в условиях заочной формы обучения, позволяют говорить о целесообразности использованных педагогических оснований.
29 195
Аннотация
В настоящей статье раскрыт авторский подход к конструированию оценочных средств на примере разработки контекстного задания как формы оценивания образовательных результатов по дисциплине «Основы медицинских знаний». Сформулированы образовательные задачи, которые можно решать с помощью контекстных задач, и показана специфика использования контекстных задач с позиций конструирования средств для оценки образовательных результатов. Выделены основные этапы конструирования оценочных средств, определена форма их представления, определено содержание трех составных частей такой формы: организационно-методическая, содержательная и критериально-оценочная. Приводятся показатели и критерии оценивания на основе использования представленного контекстного задания: степень полноты и правильности решения задачи, степень обоснованности ключевых моментов решения (аргументация способа решения задачи), степень соблюдения последовательности всех шагов решения.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

30 71
Аннотация
В статье представлены результаты теоретического анализа исследования ответственности в работах отечественных авторов, которыми изучены: общие проблемы ответственности; ее типологические особенности; психологические детерминанты, факторы становления ответственности и возможности ее диагностики; условия регуляции и реализации ответственности; ответственность как профессионально важное качество у представителей разных профессий (врачей, педагогов, руководителей, работников МЧС и опасных производств, рабочих и служащих, психологов). Представленные трактовки «ответственности» в работах отечественных и зарубежных авторов и данные ассоциативного эксперимента позволили говорить о многогранности, многоаспектности и многофункциональности ответственности. Результаты эмпирического исследования позволили описать представления о «профессиональной ответственности» у обучающихся по разным направлениям подготовки; обозначить контуры некоторых направлений дальнейшей работы по рассматриваемой проблеме.

СОЦИАЛЬНАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

31 98
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению проблемы оценки эффективности профессионально компетентной междисциплинарной команды специалистов в области социального и психолого-педагогического сопровождения детей, переживших насилие. В настоящее время признано, что при работе с проблемой насилия над детьми и пренебрежения их нуждами наиболее эффективным является междисциплинарный подход, при котором специалисты действуют как единая междисциплинарная команда. В статье представлено обоснование необходимости объединения усилий специалистов разного профиля для оказания эффективной коррекционной помощи детям, пережившим насилие и жестокое обращение. Перечислены специалисты, входящие в состав междисциплинарного коллектива, показана роль различных специалистов в процессе оказания помощи, сформулированы характеристики междисциплинарного коллектива. Для диагностики характеристик междисциплинарной команды по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия использовался специально разработанный опросник
32 103
Аннотация
В статье кратко излагаются некоторые из существующих подходов к вопросу социально-психологического благополучия старших дошкольников, дается характеристика и описываются позитивные возможности использования технологии групповых ритмичных игр, а также представлены результаты экспериментального исследования, иллюстрирующие изменения в показателях социально-психологического благополучия старших дошкольников по итогам проведенной развивающей работы. В констатирующем эксперименте выявлено, что более половины детей из числа испытуемых имеют высокий уровень тревожности, достаточно много дошкольников имеют низкий уровень благополучия в плане их социального принятия другими детьми, хотя средние показатели глобального самоуважения имеют позитивные значения. По итогам проведения комплекса занятий с использованием специально подобранных групповых ритмичных игр у участников экспериментальной группы выявлено снижение уровня тревожности; увеличение числа детей, принимаемых в группе сверстников; отмечен существенный рост показателей глобального самоуважения в сторону их повышения, тогда как в контрольной группе значимых изменений не зафиксировано. На основании полученных данных делается вывод об эффективности использования групповых ритмичных игр в процессе оптимизации социально-психологического благополучия старших дошкольников.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

33 83
Аннотация
В статье исследуются особенности потребностно-мотивационной направленности представителей китайской культуры, которые обучаются в высших учебных заведениях России. В качестве личностных особенностей анализируются степень удовлетворенности основных потребностей, уровень мотивации к успеху, мотивационная структура личности у китайских и русских студентов. Изучение личностных особенностей иностранных студентов помогает специалистам вуза найти условия для успешной социальной и межкультурной адаптации студентов в чужой стране. Анализ полученных в ходе эмпирического исследования результатов подтверждает, что существуют определенные различия потребностей и мотивов у студентов, представителей китайской и русской культуры. Выявлены достоверные различия показателей межличностных потребностей, потребности в признании, мотивации на комфорт и уровня мотивации к «общей активности» у китайских и русских студентов, что позволяет прогнозировать возникновение сложностей адаптации и социализации иностранных студентов во время обучения.

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

36 81
Аннотация
В статье анализируются экзогенные и эндогенные причины актуализации антропологической проблематики в современном православном богословии. Целью статьи авторы видят реконструкцию методологических оснований православного учения о человеке. Выводы, к которым приходят авторы, можно сформулировать следующим образом: несмотря на стремление богословов в своих построениях соответствовать духу времени, предметом православной антропологии продолжает оставаться не столько человек реальный, сколько «человек мистического и богооткровенного опыта», в свете чего антропология предстает как прикладной аспект христологии, сотериологии и тринитарного богословия. Тем самым очерчивается логика «модернизации» православной мысли, которую в целом следует характеризовать как «неопатристический синтез»: в основание описания фактов закладываются приемы и методы, используемые еще со времен отцов Церкви, разрешение антропологических проблем современности осуществляется с учетом догматических оснований; а ключевой задачей православных мыслителей определяется нахождение адекватных, в первую очередь - традиции, способов понятийного осмысления накопленного богословского опыта.
37 84
Аннотация
В статье поднимается проблема любви как триединого целого, объединяющего три составные части: физиологическую, социальную и духовную. На эмпирическом материале показана современная картина девальвации любви, сведения ее к физиологической составляющей, что негативно сказывается на формировании ценностных ориентаций и репродуктивном поведения молодежи. В современном обществе потребления мораль и духовность в сфере любви уступают место коммерческим отношениям. В то же время только любовь во всех формах своего проявления - как влечение души, разума и тела - предстает истинной, настоящей. В статье представлен обзор различных точек зрения относительно необходимости возрождения, защиты любви как единого целого. Показана опасность девальвации любви как явления, способного привести к гибели всего человечества.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ,ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

34 99
Аннотация
В статье предпринимается попытка исследовать отношение современного американского философа Юджина Такера к апофатическому богословию, являющему краеугольным камнем почти для всего его творчества. На протяжении всей истории философской мысли жизнь всегда определялась через что-то иное: форму, процесс, время, движение и т.д. Именно аристотелевская душа (жизнь-сама-по-себе) в качестве формы всего живого, которая остаётся при этом немыслимой вне конкретных существ, преследует философский дискурс в его попытках говорить о жизни самой-по-себе. Апофатическая логика предоставляет перспективу осмысления понятия жизни вне конкретного сущего. Божественная природа для негативного богословия не осмысливается в пределах Бытия или Небытия, так как она есть «Избыточествующая Жизнь» в качестве абсолютного Ничто, и представляет собой предел любой онтологии жизни. Мыслить жизнь по-себе, заключает Такер, возможно лишь через её собственное отрицание. Также были вскрыты основные стыковки апофатического богословия с жанром ужасов, предпринятые Такером в его последних работах.
35 65
Аннотация
В данной статье осуществляется попытка изучения смысловых и ценностных основ цвета иконического изображения. Исследование строится по принципу выявления религиозных и богословско-философских оснований, стоящих за иконическим изображением в целом и за ее цветовыми характеристиками в частности. Ключевым моментом при этом выступает признание взаимосвязи между «богословием иконы» и «практикой иконы», взаимодействие которых подобно одномоментному со-присутствию одного в другом. В рамках обращения к парадигме «богословия иконы» рассматривается библейская традиция восприятия цвета, концепт нетварного (Фаворского) света, отстаиваемого богословско-философской мыслью исихазма, и «эстетика цвета» иконы, рожденная в среде русской философии «серебряного века». Указанный богословско-философский массив о цвете, имеющий теоретическую направленность, обнаруживается присутствующим при непосредственной изобразительной практике. Это показывается с помощью символико-смыслового сравнения цвета иконы с богословским концептом «света Бога» и через описание цветовой палитры иконического изображения с параллельным выявлением ее духовно-мистических значений.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)