Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск
№ 1 (2017)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1 113
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы нормативного, организационного, кадрового, методического, материально-технического обеспечения работы по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), организации работы преподавателей и слушателей при прохождении курсов повышения квалификации на базе центра дополнительного образования Мининского университета. Рассмотрены особенности организации теоретических и практических занятий больших по составу групп слушателей, дифференцированных по направлениям подготовки. Указываются особенности подготовки спортивных судей Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) с целью унификации требований к сдаче испытаний (тестов) добровольцев различных ступеней.
2 122
Аннотация
В статье рассматривается образовательное событие как новый формат организации аудиторной работы студентов в условиях распространения смешанного обучения в университетском образовании. Авторами показана событийная общность как ядро образовательного события, объединяющее людей общим интересом, совместным проживанием реального явления. Систематизированы восемь устойчивых атрибутивных признаков событийной общности. Авторы определяют сущность образовательного события в контексте профессионального обучения, воспитания и развития. В статье обобщены основные признаки события: однократность, диалогичность, непредопределенность, фрактальность и интенциональность, - на основе которых представлены характеристики собственно образовательного события. Концептуальные основы анализируемого в данной статье формата образовательной деятельности составляют основу разработки требований и критериев оценки при проектировании образовательного события, педагогических условий и результатов его реализации.
3 114
Аннотация
В статье представлен опыт организации самостоятельной познавательной деятельности студентов заочной формы обучения. Авторами рассмотрена специфика организации самостоятельной познавательной деятельности студентов, к которой относится процесс, направленный на формирование умений и навыков студентов, необходимых ему для осуществления разнообразных видов профессиональной деятельности. Выделены основные принципы познавательной деятельности студентов, которые включают в себя внутренние, внешние и общие, подразумевающие наличие учебно-познавательной задачи, проведение студентами самокорректировки и усовершенствования результатов учения, наличие в учебном задании полноценного в гносеологическом и дидактическом отношении материала. Изучено содержание и структура познавательной деятельности студентов. Рассмотрена сущность и специфика применения познавательных задач. Проведено исследование самостоятельной познавательной деятельности студентов заочной формы обучения факультета управления и социально-технических сервисов НГПУ им. К. Минина. Выявлены проблемы формирования познавательной самостоятельности у студентов-заочников, которые связаны с формированием мотивационной и операционной основы познавательной деятельности (обучение умению организовывать, планировать, осуществлять учебную деятельность); с готовностью большинства преподавателей, работающих с заочниками, осуществлять работу по решению задач формирования познавательной самостоятельности студентов.
4 87
Аннотация
В работе рассматривается научно-исследовательская деятельность обучающихся в призме одного из актуальных вопросов реализации профессиональных компетенций современных ФГОС ВО. На основе их анализа были сделаны выводы о том, что исследовательская деятельность студентов может быть примером основы практического освоения профессиональных компетенций и в целом является необходимой составной частью системы подготовки высококвалифицированного и ориентированного на современный рынок труда специалиста, который должен обладать инициативностью, способностью критически мыслить, а также заниматься профессиональной, образовательной и научно-исследовательской деятельностью. Вовлечение обучающихся в научно-исследовательскую работу экологических и биологических направлений исследований позволяет не только более полноценно ознакомиться с аналитическим оборудованием, современными методиками проведения анализа и актуальными темами, но и в целом прививать навыки работы в подобного рода аналитических лабораториях. В связи с этим познавательная активность студенческой молодежи как составная часть профессионального становления может быть восполнена научно-исследовательской работой в контексте конкретного направления их подготовки.
5 1958
Аннотация
В статье рассматриваются методы исследования проблем профессионального образования; представлена характеристика методов теоретического исследования (анализ, синтез, дедукция, индукция, абстрагирование, обобщение), обладающих следующими особенностями: системность понятийного аппарата, взаимосвязь понятий и основных положений, обеспечение взаимосвязи между функциональными теоретическими положениями педагогики профессионального образования, - и эмпирических методов (педагогический эксперимент, наблюдение, измерение), обеспечивающих познание педагогической действительности. Анализируется системный подход для качественного изучения педагогических процессов и явлений, направленный на решение следующих проблем профессионального образования: разработка теоретических концепций на основе системных принципов; управление педагогическим процессом; обоснование целостных системных объектов, характеризующих процессы образования, развития обучения и воспитания; разработка программ исследования; разработка педагогических моделей для исследования реальных педагогических систем. В статье отмечается необходимость использования специальных методов исследования, связанных со специфическими задачами подготовки рабочих и специалистов для инновационной экономики: педагогический анализ трудовой деятельности рабочего, историко-логический анализ содержания профессионального образования, фотографирование рабочего дня, компонентный анализ знаний, умений, навыков учащихся и т.д. Выделяются классификационные признаки методов исследования.
6 197
Аннотация
В статье предлагается новое понимание роли, значения и доли самостоятельной работы обучающихся в компетентностной модели образования, аргументируется необходимость пересмотра подходов к пониманию задач самостоятельной работы. В статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса о роли самостоятельной работы студентов в образовательном процессе. Авторы статьи указывают на значимость самостоятельной работы студентов в современной системе высшего образования. Наиболее перспективными компетенциями в структуре образовательных целей авторы выделяют три компетенции, которые имеют непосредственное отношение к самостоятельной работе: способность к самообразованию, способность работать самостоятельно, способность планировать и распределять свое время. Авторы указывают, что главным смыслом и результатом самостоятельной работы студентов является развитие интеллектуально-логических способностей и способности выражать свои мысли, оформлять результаты учебной и исследовательской работы, а также стимулирование активного использования знаний, полученных ранее при изучении дисциплин, выработки умения их применения при изучении условий решаемых задач. Говоря о значении самостоятельной работы студентов, авторы предлагают использовать методический прием «синквейн». Рассмотрена процедура составления синквейна. Данный подход позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.
7 132
Аннотация
Рассмотрены способы мотивации к освоению информационных технологий будущих бакалавров направления подготовки «Информационные системы и технологии» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. Представлен опыт использования возможностей учебного события «Неделя российской информатики» в рамках модуля универсального бакалавриата «Информационные технологии». Продемонстрированы возможности организации проектной деятельности студентов с использованием современных сетевых технологий. Проектная деятельность направлена на достижение необходимых компетенций студентов, их мотивации к освоению различных информационных и коммуникационных технологий, формирование навыков командной работы. На примере учебного проекта «Российская информатика: вчера, сегодня, завтра» продемонстрированы особенности организации исследовательской деятельности студентов, осуществление сотрудничества и взаимодействия в условиях командной работы, возможности использования сетевых сервисов. Кроме данного проекта проблема мотивации решалась в рамках студенческого хакатона по программированию, дискуссии «Будущее российской информатики» и других мероприятий учебного события.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

8 224
Аннотация
Цель публикации - обоснование компонентного состава безопасной образовательной среды образовательной организации. Методологической основой статьи являются теория безопасности жизнедеятельности человека и гуманизации образования. При проведении исследования использовались анализ научно-теоретических положений понятий «среда», «образовательная среда», «безопасная образовательная среда» в системе современного профессионально-педагогического знания. Результаты. Контент-анализ авторских дефиниций исследуемых понятий позволил выделить некоторые обобщенные представления, характеризующие образовательную среду как педагогический феномен. Авторами установлено, что безопасная образовательная среда представляет собой совокупность компонентов, встроенных в общую систему управления образовательной организацией. Определен компонентный состав безопасной образовательной среды образовательной организации, включающий: нормативно-правовые; эмоционально-комфортные; культурно и социально ориентированные; здоровьесохраняющие и защищающие; познавательно-творческие и развивающие; процессуально-технологические компоненты. Сделан вывод, что безопасная образовательная среда, моделируемая как рационально, динамично организованное и защищающее пространство образовательной организации, в котором протекает развитие, воспитание и деятельность субъектов образования, является важным условием обеспечения безопасности личности (обучаемых, преподавателей); гарантированно обеспечивает демократические начала, гуманно-личностные взаимоотношения участников образовательного процесса. Теоретические положения, представленные в работе, дополняют основные положения теории безопасности жизнедеятельности и гуманизации образования, обогащая теорию и методику непрерывного профессионального образования.
9 102
Аннотация
В статье раскрывается роль коммуникативной компетентности в подготовке бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, обосновываются образ коммуникативно-компетентного учителя, готового и способного к многообразному межсубъектному диалогу, обеспечивающему общее видение остроты проблем безопасной жизнедеятельности как основы для выработки единых решений и действий. Рассматривается методология формирования коммуникативной компетентности у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности, включающая ведущие мировоззренческие идеи, психолого-педагогические подходы, методические принципы. Обосновывается циклическая модель формирования коммуникативной компетентности бакалавров образования на основе содержания образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», включающая целевой, содержательный, процессуальный, технологический, рефлексивно-оценочный компоненты. Циклический процесс формирования коммуникативной компетентности у бакалавров имеет фазовую логику и основывается на разнообразных моделях общения и соответствующих смыслоцелевых диалогах. Оценка результативности определялась по уровням сформированности коммуникативной компетентности и показала положительную динамику.
10 93
Аннотация
В статье актуализируются вопросы инклюзивного высшего образования. Определяется необходимость разработки дополнительной профессиональной программы курсов повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава, обучающих лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Прописаны цель и задачи реализуемой программы. Представлен краткий анализ пяти логически взаимосвязанных разделов программы, обеспечивающих интеграцию теоретических знаний и прикладных умений моделирования информационно-аналитического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью при получении высшего образования. Детализируются вопросы формирования основ дефектологических знаний, составляющих базовый блок дополнительных профессиональных программ в области инклюзивного высшего образования, создаются условия для формирования толерантной культуры в отношении студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Доказывается значение дефектологических знаний в профессиональной деятельности научно-педагогических работников и вспомогательного персонала высшей школы.
11 91
Аннотация
Усиление роли самостоятельной работы студентов, предусмотренное ФГОС, предполагает переход организации учебно-воспитательного процесса в вузе от парадигмы обучения к парадигме образования. Существенной частью этого перехода является формирование у студентов индивидуального стиля учения на основе самопознания ими собственных когнитивных особенностей и освоения индивидуальных практических приёмов и методов обучения в вузе. Показано, что комплексное психолого-педагогическое сопровождение студентов первого курса помогает им выработать индивидуальную траекторию обучения (выбор профиля обучения, разработка комплекса методов и упражнений для тренировки недостаточно развитых когнитивных функций), что улучшает их самостоятельную работу и повышает успеваемость. Комплексное сопровождение включает в себя входной контроль, курс «Учись учиться» и знакомство с «новыми» видами самостоятельной работы (составление предметных тестов, метод проектов).

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

12 110
Аннотация
В статье описаны результаты внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза: результаты анкетирования студентов и педагогов, участвовавших в апробации модели. В анкетировании были подняты вопросы оценки значимости различных аспектов управления самостоятельной работой обучающихся; уровня информационной образовательной среды вуза, созданной в вузе для внедрения системы управления самостоятельной работой студентов и уровня методической поддержки преподавателей при организации самостоятельной работы. Были подняты вопросы целесообразности увеличения доли самостоятельной работы студентов при обучении в вузе при условии создания оптимальных условий при ее реализации, качества организации самостоятельной работы студентов и др. Проведенный анализ анкетирования показал, что в результате внедрения модели управления самостоятельной работой обучающихся в образовательный процесс вуза повышается оценка значимости самостоятельной работы, а следовательно, повышается необходимость создания и внедрения в вузе системы управления самостоятельной работой обучающихся.
13 145
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемами существующей системы управления образовательным процессом в контексте реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в вузе. Определяются стратегические ориентиры в области управления образовательными программами. Под управлением ОПОП понимается управление многомерным образовательным продуктом, ориентированным на рынок труда и реализацию социально-образовательного заказа, включающего в себя: управление содержанием, процессом, ресурсами, контингентом, финансами, качеством. Современный руководитель образовательной программы, являющийся лидером данного направления программы, должен быть готов к выполнению различных видов деятельности: проектировочной, организационно-управленческой, социально-психологической, охватывающих все этапы жизненного цикла управления образовательными программами в вузе. Предлагается структура и содержание программы подготовки руководителей ОПОП, включающие в себя: стратегическое проектирование и реализацию ОПОП, стратегическое управление и оценку эффективности ОПОП.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

14 103
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия профессиональной деятельности и профессионального образования с использованием принципа историзма и метода историко-логического анализа. Авторами раскрыто содержание исторического подхода, определены основные функции исторического подхода (познавательная, прогностическая, эвристическая). На основе логического подхода выделены этапы развития профессионального обучения, связанные с этапами развития материального производства: этап ручной техники и ручного труда (ученичество); этап машинной техники и механизированного труда (ремесленничество); этап автоматизированного труда и автоматизации (среднее и высшее профессиональное образование), выделена взаимосвязь профессиональной деятельности и профессионального образования, которая выявляет зависимость форм и содержания обучения от уровня развития техники, характера и содержания труда. Исторический подход к исследованию проблем профессионального образования, позволяет исследовать педагогические явления в процессе их возникновения и развития, взаимосвязи с конкретными социальными, экономическими, политехническими факторами развития общества.
15 60
Аннотация
В данной статье рассматриваются основные направления модернизации ГГПИ им. А.М. Горького. Опираясь на архивные источники, периодическую печать тех лет и имеющуюся литературу, автор проанализировал основные направления модернизации научно-педагогической деятельности вуза, трудности, которые коллектив ГГПИ должен был преодолевать, а также реальные результаты деятельности работников ГГПИ. На основе имеющихся источников автор делает вывод, что модернизация научно-педагогического процесса была поддержана и руководством вуза, и большинством членов коллектива преподавателей и студентов. Располагая незначительными материальными средствами вуз не только добился больших успехов в модернизации учебно-воспитательного процесса, но и существенно укрепил свою материально-техническую базу, которая и поныне обеспечивает качественную работу вуза. Статья доказывает органичность и преемственность модернизационных процессов, происходящих в те годы и в наше время.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

16 113
Аннотация
В статье обсуждается проблема современного отцовства в контексте изучения личного опыта родительства мужчин-отчимов и мужчин - биологических отцов, воспитывающих детей младшего школьного возраста. Представлены результаты эмпирического исследования специфики родительского отношения отчимов и их самовосприятия в роли отца с учетом преобладающего стиля родительского отношения к ребенку супруги в сравнении с аналогичными параметрами личного опыта родительства родных отцов. На основании полученных данных делается вывод о наличии качественных отличий в родительском отношении отчимов и биологических отцов, которые заключаются в преобладании у первых из них в основном неблагоприятных для развития младшего школьника стилей родительского отношения и, напротив, в преобладании у вторых благоприятных для развития ребенка младшего школьного возраста стилей родительского отношения. Также констатирован факт высокой степени совпадения в системе самовосприятия испытуемых образов «Я» и «хороший отец» при преобладании у мужчин благоприятных для развития ребенка стилей родительского отношения, что, прежде всего, наблюдается у биологических отцов, и расхождения этих образов при преобладании неблагоприятных для развития ребенка стилей родительского отношения, что чаще встречается у отчимов.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

17 93
Аннотация
В данной статье представлены результаты многолетних теоретико- экспериментальных исследований по проблеме оказания психолого-педагогической помощи детям с задержкой психического развития. Показано, что дети с задержкой психического развития - это особая категория детей, нуждающихся в создании специфических педагогических условий в целях компенсации дефекта их психического развития, что должно быть соподчинено с целенаправленной индивидуальной диагностической и коррекционной работой с ними. Рассмотрены основные положения научной концепции изучения, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития в системе «детский сад - школа», разработанные профессором У.В. Ульенковой. Анализируется становление и деятельность на базе кафедры детской психологии Горьковского государственного педагогического института научной школы специальной психологии, в рамках которой осуществлялась научно-исследовательская деятельность коллектива кафедры, обеспечивающая системное внедрение научных инноваций в образовательную практику (на примере работы экспериментальных площадок).

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

18 100
Аннотация
В статье анализируются исследовательские подходы к пониманию самоотношения старшего дошкольника как единства ценностно-эмоционального отношения и самооценки, специфики возрастного развития самоотношения, его факторов и механизмов. Авторы рассматривают и обобщают исследования эмоциональных аспектов взаимодействия матери с детьми как фактора становления самоотношения ребенка в раннем онтогенезе. Приводится авторское эмпирическое исследование, в котором соотносятся характеристики материнского взаимодействия и аспекты отношения к себе у старшего дошкольника. Авторы устанавливают статистически незначимую, но устойчивую тенденцию зависимости уровня самоотношения старших дошкольников от характеристик эмоционального взаимодействия матери. Выявлена двухфакторная структура эмоциональных способов взаимодействия матери с ребенком, которые обозначены авторами как «эмоциональный отклик» и «эмоциональная поддержка», связанные с самооценкой и самопринятием старшего дошкольника, соответственно.
19 85
Аннотация
В статье актуализируется проблема развития памяти и мнемических способностей обучающихся как важнейшего компонента познавательной активности, обеспечивающей качество и результативность образования. На основе теоретического анализа научно-психологических исследований и собственного педагогического опыта авторы последовательно раскрывают сущность мнемической деятельности, структуру, факторы, обуславливающие ее развитие, способы и средства ее совершенствования. Предпринята попытка исследования закономерностей и механизмов развития мнемических способностей студентов в условиях учреждения среднего профессионального образования. Полученные авторами результаты констатируют низкий уровень развития способностей к запоминанию, демонстрируемый студентами на фоне общего снижения познавательных интересов и мотивов учебной деятельности. Делается вывод о необходимости специальной работы, направленной на оптимизацию мнемических способностей, предлагаются конкретные пути и методы тренировки и развития памяти в образовательном процессе и вне его. Акцентируется внимание на необходимости развития профессиональных умений и компетенций, познавательных способностей, имеющих свою специфику с позиций конкретной профессиональной деятельности.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

20 124
Аннотация
В статье рассматриваются особенности трансформации социальной системы в условиях перехода на постиндустриальный этап развития. Анализируются различные подходы к выделению критериев постиндустриального общества. Подчеркивается важность перехода от социально-экономического к социокультурному тренду развития общества и философского исследования изменений ценностных ориентаций постиндустриальной цивилизации. Выявляется экологическая составляющая нового тренда на устойчивое развитие общества. Анализируются связанные с ним представления о роли государства как регулятора не только правовых, социальных, но и социоприродных аспектов общественной жизни. В контексте теории глобализации сопоставляются позиции сторонников универсализма в трактовке исторического перехода к постиндустриализму и критика такого подхода. Подчеркивается нелинейность процессов социокультурной трансформации современных обществ и перспективность применения идеи коэволюции как познавательной модели для исследования природного, социального и культурного развития.
21 68
Аннотация
Авторы статьи считают, что рост прекариатизации общества отрицательно сказывается как на самом семейно-брачном институте, так и на всех сферах его жизнедеятельности и функциональных обязанностях. Отсутствие возможности долгосрочного планирования прекариата входит в естественное противоречие с таким долгосрочным проектом, как семья, брак и дети. Показано также, что прекариатизация общества является благоприятной почвой для роста антисемейного и брачно-репродуктивного поведения. В статье рассмотрены проблемы духовно-нравственного самочувствия семьи в новых экономических условиях общества неопределенности и риска. Представлены основные факторы, оказывающие негативное влияние на духовно-нравственное самочувствие семьи. В заключение вынесен на обсуждение ряд предложений, нацеленных на снижение прекариатизации российского социума, которые могли бы способствовать укреплению семейно-брачного института.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)