№ 2 (2017)
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
1 356
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению новых подходов к организации подготовки педагогических кадров. В работе раскрываются предпосылки разработки новых технических средств обучения, отвечающих задачам современного образовательного процесса и использующих современные возможности информатизации. Статья рассматривает требования и общие характеристики тренажера «Дополненной педагогической реальности» как комплекса технических средств обучения, позволяющих имитировать деятельность педагога в условиях, максимально приближенных к реальной практике. Тренажер дает возможность адекватно и объективно оценивать действия преподавателя, отрабатывать различные приемы, методики и технологические элементы педагогической деятельности. В работе дается обоснование, что такой тренажер позволит осуществлять быстрый трансферт передовых педагогических технологий в образовательную практику, позволит исключить элемент субъективных суждений в процессе оценки деятельности педагога, дает возможность интенсивного преодоления разрыва между развитием педагогической теории и ее практическим использованием, что обеспечит ускоренное формирование образовательной системы нового типа.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2 488
Аннотация
В статье обсуждается проблема проектирования учебного занятия в вузе на основе компетентностного подхода. Рассматриваются и анализируются различные подходы к понятиям педагогическое проектирование, прогностическая компетенция педагога, прогностические действий. Рассмотрены этапы проектирования учебных занятий в высшей школе. В статье предложен авторский подход к проектированию учебного процесса в вузе в соответствии с этапами учебного занятия: этап целеполагания, процессуальный этап и рефлексивный этап. Обоснована целесообразность проектирования социального контекста занятия. Содержание этапов проектирования проанализировано в сопоставлении компетентностной и традиционной системы обучения. Предложенные в статье содержательные характеристики критериев анализа проектировочных действий на каждом этапе учебного занятия могут быть использованы преподавателями вуза в качестве реальных ориентиров при осуществлении проектировочной деятельности.
3 262
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме моделирования системы инклюзивного высшего образования, где важнейшим компонентом выступает соблюдение требований безбарьерной дидактики, обращение к которой имеет научно-практический смысл. Инновационность и дискуссионность понятия «безбарьерная дидактика» определили содержание научного дискурса и описания терминологического поля. Лексико-семантический ряд безбарьерной дидактики основывается на детализации понятий «дидактика», «дидактика высшей школы», «дидактические барьеры». В качестве примеров в статье представлен терминологический ряд понятий «студенты с ограниченными возможностями здоровья» и «безбарьерная дидактика», полученный в ходе использования технологии «Синквейн» при работе с преподавателями вузов. Предложено рабочее определение ключевого понятия статьи, актуализированы задачи и принципы безбарьерной дидактики в качестве исходных положений для реализации в системе инклюзивного высшего образования.
4 364
Аннотация
В статье представлены возможности реализации самостоятельной работы обучающихся в вузе в форме проектной деятельности. Раскрыты сущность, содержание и особенности организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации Федеральных образовательных стандартов высшего образования, описаны основные характеристики самостоятельной работы обучающихся, которые необходимо учитывать при её проектировании. Отмечено, что самостоятельная работа обучающихся может иметь репродуктивный и продуктивный характер, последний является более целесообразным в целях активизации познавательной деятельности обучающихся и подготовки их к самостоятельной профессиональной деятельности. Далее в статье проанализированы возможности организации самостоятельной работы обучающихся в проектной форме, рассмотрена последовательность её выполнения, отмечено, что проектная форма представляет более широкие возможности по обеспечению согласованности содержания обучения с содержанием Профессиональных стандартов. С целью иллюстрации представленных теоретических положений в статье приводится разработанная технологическая карта самостоятельной работы обучающихся при вовлечении их в проектную деятельность. Технологическая карта носит универсальный характер (не «привязана» к конкретной дисциплине), содержит последовательное содержание аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся с указанием форм представления результатов. В качестве промежуточных результатов самостоятельной работы целесообразно планировать значимые для обучающегося образовательные достижения, которые могут быть использованы в портфолио и продемонстрированы будущему работодателю. В статье также представлены критерии оценки планируемых результатов самостоятельной работы, перечислены требования и условия её организации в форме проектной деятельности.
5 230
Аннотация
В статье представлен опыт тьюторского сопровождения студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий. Показано, что в условиях перехода вузов на новую модель управления образовательными программами, представляющую собой управление многомерным образовательным продуктом, ориентированным на рынок труда и реализацию социально-образовательного заказа, роль тьютора отводится руководителю образовательной программы. Программа тьюторского сопровождения студентов первого курса представляет собой психолого-педагогическое сопровождение по проектированию индивидуальных образовательных траекторий, проведение мониторинга и экспертизы этого процесса и результатов проектной деятельности обучающихся. Структура программы представлена четырьмя модулями, направленными на формирование персонального профиля компетенций обучающихся и определения стратегий личностно-профессионального развития студентов. Проектной единицей индивидуальной образовательной траектории обучающихся выступает персональный учебный план, представляющий собой индивидуальный профиль компетенций, направленный на обучение профессии.
6 215
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению логико-структурного подхода к управлению образовательными проектами, дается характеристика проектной деятельности в образовательном процессе, описываются требования к образовательному проекту, рассматривается роль логико-структурного подхода в планировании, разработке и реализации образовательного проекта. В работе дается характеристика логико-структурного подхода как совокупности методов и приемов, обеспечивающих аналитическое сопровождение проекта на каждом его этапе, выделяются его основные признаки. Обосновано, что логико-структурный подход к реализации образовательных проектов является важным аналитическим инструментом и эффективным способом исследования сложных и комплексных проблем. Он обеспечивает повышение ответственности участников проекта и соблюдение ими обязательств, дает возможность мониторинга и критериальной оценки на всех этапах проектной деятельности, является способом активизации действий участников проекта. Универсальность подхода дает возможность использовать его в образовательном процессе и способствует общему пониманию проблемы, формирует деловой и профессиональный стиль общения, гарантирует взаимное общение между участниками работы.
7 164
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена парадигмальными процессами модернизации системы российского высшего образования. Автор описывает опыт реализации инновационного проекта «Модернизация образовательной деятельности - новые логистические решения» в Мининском университете. Также подводятся итоги инновационного проекта. Подчеркивается роль проектных межкафедральных команд в реализации инновационных изменений. Приведены результаты анкетирования преподавателей - членов проектных команд («команд изменений»). Акцент делается на оценке влияния рассматриваемого проекта на профессиональную самореализацию преподавателей вуза. Обосновывается общий вывод о высокой оценке возможности профессионального роста преподавателей через участие в инновационном проекте. Вовлеченность преподавателей в инновационный проект способствует формированию инновационной направленности и повышению инновационной продуктивности преподавателей вуза.
8 349
Аннотация
Изменение условий жизнедеятельности современного человека и инновационный менталитет личности активизировали проблемы профессионального и личностного самоопределения. Старший школьный возраст является периодом амбивалентной, первичной оптации. В данном возрасте формируются основы нравственного отношения к различным видам труда, осуществляется становление системы личностных ценностей, которые предопределяют избирательность отношения старшеклассников к разнообразным профессиям. Целью исследования стало выявление социально-педагогических условий профессиональной ориентации старшеклассников. Объект исследования - профессиональная ориентация старшеклассников. Предмет исследования - проектирование социально-педагогических условий профессиональной ориентации старшеклассников. В статье анализируются следующие социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников школы: осуществление педагогической поддержки развития профессионального самоопределения старшеклассников; формирование конкурентоспособности личности; включение подростков в игровую деятельность. Авторы делают акцент на том, что профориентация выступает одной из ключевых функций школы в современных условиях. Именно профориентационные мероприятия содействуют адекватному профессиональному выбору старших школьников, который определяет их дальнейший жизненный успех. Следовательно, эффективность профессиональной ориентации может быть обеспечена выявлением профессионально-образовательных выборов старшеклассников и оценкой качества получаемых профориентационных услуг. Подобные исследования необходимы для повышения качества осуществляемой школами профориентационной деятельности.
9 236
Аннотация
В статье представлен опыт участия ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» в апробации модели целевой подготовки педагогов. Анализируя процедуру комплексного экзамена при отборе участников проекта, а также содержание целевой подготовки, авторы обосновывают целесообразность применения разработанной в УрГПУ программы педагогической интернатуры. Содержание программы интернатуры соответствует целям целевой подготовки педагогов и ценностным ориентирам модернизации педагогического образования, определяющих деятельностный подход в обучении на принципах школьно-университетского партнёрства, образовательные результаты в качестве исходной основы и модульный принцип проектирования образовательных программ. Структурной единицей данной программы является комплекс практико-теоретических модулей, разработанных совместно с работодателями, направленных на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих требованиям профессионального стандарта педагога и отраслевой специфики образовательной среды.
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
10 300
Аннотация
В статье предлагаются новые походы к рассмотрению понятийно-терминологического поля цифровой дидактики. Обосновывается целесообразность дифференциации понятий «цифровая педагогика», «цифровая дидактика» и «цифровое образование». Проблема типологии сервисов в данном исследовании имеет как прикладное значение для структурирования единого целостного открытого образовательного пространства университета, так и методологическую, прогностическую значимость, позволившую авторам выйти на задачи разработки принципиально нового типа электронных образовательных сервисов. В типологии сервисов выделены сервисы логистики управления процессами сопровождения основной профессиональной образовательной программы и сервисы логистики управления содержанием. Данная типология имеет прежде всего прикладное значение и предполагает охват различных направлений взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса. Вторая группа сервисов классифицируется авторами на двух основаниях: по этапам процесса усвоения содержания и на основе теории множественного интеллекта, которая интерпретируется в предлагаемом авторами понятии «педагогический интеллект».
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
11 199
Аннотация
В русскоязычных источниках имеются лишь краткие, обрывочные сведения о Борисе Сайдисе, где упоминается, что он родился в 1867 году в Российской империи в городе Бердичев (Украина), а умер в 1923 г. в США (г. Портсмут, штат Нью-Гемпшир), куда эмигрировал в 1887 г . В англоязычных источниках, начиная с конца XIX века, о нем пишут как о «русском революционере» и еврейском эмигранте. Родившись в России, Борис Сайдис, стал известным американским ученым в различных областях медицины, психологии и психотерапии. Его исследования человеческой личности, глубин бессознательного, возможностей использования метода гипнотизации, а также исследование факторов и механизмов внушения были признаны известными учеными-современниками, в частности психологом Уильямом Джеймсом. В статье частично восстановлена биография Бориса Сайдиса, раскрыты его научные интересы, представлены основные труды в период с 1898 по 1922 годы.
КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
12 256
Аннотация
В статье теоретически обосновано авторское понимание структуры, подходов к изучению и внешней речи ребенка и её влияния на становление его психики. Определена сложная структура данного феномена, компоненты и уровни тех сторон психической деятельности, развитие которых находится в прямой зависимости от внешней речи. В теоретическом аспекте авторами показано, что структура усвоения устной речи рассматривается как единая система, включающая три главные субсистемы регуляции (речевую, эмоциональную, коммуникативную регуляцию), которые основаны на ресурсах индивидуальности и интегрируются, создавая индивидуальный паттерн регуляции. Из-за системного строения психики в ряде случаев задержка экспрессивной речи приводит к аффективно-коммуникативным нарушениям, что, в свою очередь, негативно отражается как на познавательном, так и на личностном развитии. Без оказания ранней помощи, отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психики, коммуникации, социально-психологической адаптации ребенка в целом.
13 561
Аннотация
Исследование посвящено изучению особенностей восприятия родителей подростками с задержкой психического развития, выявлению путей коррекции межличностного восприятия родителей подростками. В статье рассматриваются специфические, связанные со структурой дефекта, а также общевозрастные особенности формирования образа родителя в старшем подростковом возрасте. Сравнительный анализ межличностного восприятия осуществлялся в двух группах: подростки с нормальным развитием и их сверстники с задержкой психического развития. В ходе исследования установлено, что подростки с задержкой психического развития значительно чаще испытывают необходимость в помощи и поддержке матери по сравнению с отцом. У них также ниже удовлетворенность отношениями с отцом. По результатам констатирующего эксперимента разработана программа формирующего эксперимента. Её целью стала коррекция межличностного восприятия у подростков с задержкой психического развития, оптимизация детско-родительских отношений. Апробация программы формирующего эксперимента показала её эффективность в коррекции основных показателей межличностного восприятия, формировании благоприятного психологического климата в семье.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ
14 217
Аннотация
В статье исследуются рефлексивность - важнейшее профессиональное качество личности педагога в контексте его профессионального становления. Рефлексивность является базовым свойством личности, благодаря которому происходит осознание и регуляция субъектом своей деятельности. В качестве личностных коррелятов рефлексивности изучаются нервно-психическая устойчивость, индивидуальные стили принятия решений (бдительность и избегание), спонтанность, эмоциональный интеллект (эмпатия и способность управлять эмоциями других людей). В работе проводится сравнительный анализ рефлексивности и качеств, с ней коррелирующих, молодых учителей, работающих по специальности от 1 до 5 лет и студентов (будущих учителей) разных направлений подготовки педагогического вуза. Полученные в ходе эмпирического исследования результаты подтверждают, что в процессе профессионального становления учителя происходит развитие данных качеств. Выявлены достоверные различия показателей по параметрам системная рефлексивность, бдительность, спонтанность, эмпатия, которые отличаются у учителей и студентов.
15 292
Аннотация
В статье рассматривается проблема психологического здоровья профессорско-преподавательского состава вуза, систематизированы причины и факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания преподавателей. Выявлены признаки, характеризующие возникновение синдрома эмоционального выгорания. Особое внимание уделяется методологии и результатам проведённого эмпирического исследования предрасположенности к синдрому. Прослежено наличие у преподавателей вуза определенных личностных характеристик, предрасполагаемых к формированию и развитию эмоционального выгорания. Выявлено, что синдром оказывает влияние не только на преподавателей, но и опосредованно на студентов учебного заведения. Отмечается зависимость степени тяжести синдрома эмоционального выгорания от возраста и стажа работы преподавателя. Определено, что для противостояния выгоранию преподавательский состав вуза должен обладать, соответствующими ресурсами, представляющими внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
16 204
Аннотация
Во многом сформировавшиеся на идеях ранних славянофилов (главным образом А.С. Хомякова и Ю.Ф. Самарина) взгляды Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева на цивилизацию складывались под влиянием русского православия, его противопоставления различного рода экспансионистским попыткам западного христианства. Но при этом Данилевский полагал необходимым создание всеславянской цивилизации, объединяющей Россию со славянскими народами, а Леонтьев - славяно-азиатской цивилизации, в которую вместе с Россией должны войти не только европейские, но и азиатские народы, что существенно развили евразийские мыслители (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский и др.). Для них Россия есть Евразия, т.е. Россия-Евразия - единая мощная цивилизация, объединившая в границах СССР всех русских людей, для которых, однако, Восток был значительно ближе, чем Запад.
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
17 221
Аннотация
Осознание исторического прошлого, его оценка и интерпретация социумом имеет важное научное значение, так как самосознание любого народа начинается именно с истории. Ее символически значимые события формируют смысловую основу национальной и гражданской идентичности. Целью исследования, результаты которого представлены в данной статье, является изучение представлений нижегородцев относительно исторического прошлого нашей страны. В исследовании был применен междисциплинарный подход. Методологию исследования составляют такие направления в социологии, как символический интеракционизм Г. Гарфинкеля и феноменологическая социология А. Шюца. Непосредственно инструментарий опроса был разработан доктором социологических наук, профессором кафедры культурной антропологии и этнической социологии Санкт-Петербургского государственного университета З.В. Сикевич. В целом результаты исследования позволяют оценить степень консолидации и солидарности россиян относительно представлений об историческом прошлом своей страны, о ее роли и месте в мире.
ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
18 365
Аннотация
Статья посвящена основной богословской проблеме, возникшей в рамках монофелитских споров первой половины VII века. Обосновывается точка зрения св. Максима Исповедника, согласно которой волю следует относить к природе и, таким образом, рассматривать ее как принадлежность природы. Согласно такой точке зрения, поскольку Христос в одном своем Божьем Лице соединяет два естества, а воля есть принадлежность природы, то Он имеет две воли, каждая из которых соответствует одному из двух Его природ. Воля Божественная - природе Божественной. А воля человеческая - человеческому естеству. Наряду с признанием и обоснованием первой точки зрения рассматривается точка зрения, согласно которой волю следует рассматривать как принадлежность Лица. Как Его атрибут. Речь идет о так называемой гномической воле или, другими словами, воле выбора. Христос обладает только естественной волей. Человек обладает и той, и другой. Согласно такой точке зрения, так называемая свобода выбора есть не подлинная свобода, поскольку обусловлена искажением (деформацией) человеческой природы, вызванной первородным грехом.
ISSN 2307-1281 (Online)