Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск
№ 2 (2017)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

1 265
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению новых подходов к организации подготовки педагогических кадров. В работе раскрываются предпосылки разработки новых технических средств обучения, отвечающих задачам современного образовательного процесса и использующих современные возможности информатизации. Статья рассматривает требования и общие характеристики тренажера «Дополненной педагогической реальности» как комплекса технических средств обучения, позволяющих имитировать деятельность педагога в условиях, максимально приближенных к реальной практике. Тренажер дает возможность адекватно и объективно оценивать действия преподавателя, отрабатывать различные приемы, методики и технологические элементы педагогической деятельности. В работе дается обоснование, что такой тренажер позволит осуществлять быстрый трансферт передовых педагогических технологий в образовательную практику, позволит исключить элемент субъективных суждений в процессе оценки деятельности педагога, дает возможность интенсивного преодоления разрыва между развитием педагогической теории и ее практическим использованием, что обеспечит ускоренное формирование образовательной системы нового типа.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

2 290
Аннотация
В статье обсуждается проблема проектирования учебного занятия в вузе на основе компетентностного подхода. Рассматриваются и анализируются различные подходы к понятиям педагогическое проектирование, прогностическая компетенция педагога, прогностические действий. Рассмотрены этапы проектирования учебных занятий в высшей школе. В статье предложен авторский подход к проектированию учебного процесса в вузе в соответствии с этапами учебного занятия: этап целеполагания, процессуальный этап и рефлексивный этап. Обоснована целесообразность проектирования социального контекста занятия. Содержание этапов проектирования проанализировано в сопоставлении компетентностной и традиционной системы обучения. Предложенные в статье содержательные характеристики критериев анализа проектировочных действий на каждом этапе учебного занятия могут быть использованы преподавателями вуза в качестве реальных ориентиров при осуществлении проектировочной деятельности.
3 151
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме моделирования системы инклюзивного высшего образования, где важнейшим компонентом выступает соблюдение требований безбарьерной дидактики, обращение к которой имеет научно-практический смысл. Инновационность и дискуссионность понятия «безбарьерная дидактика» определили содержание научного дискурса и описания терминологического поля. Лексико-семантический ряд безбарьерной дидактики основывается на детализации понятий «дидактика», «дидактика высшей школы», «дидактические барьеры». В качестве примеров в статье представлен терминологический ряд понятий «студенты с ограниченными возможностями здоровья» и «безбарьерная дидактика», полученный в ходе использования технологии «Синквейн» при работе с преподавателями вузов. Предложено рабочее определение ключевого понятия статьи, актуализированы задачи и принципы безбарьерной дидактики в качестве исходных положений для реализации в системе инклюзивного высшего образования.
4 189
Аннотация
В статье представлены возможности реализации самостоятельной работы обучающихся в вузе в форме проектной деятельности. Раскрыты сущность, содержание и особенности организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации Федеральных образовательных стандартов высшего образования, описаны основные характеристики самостоятельной работы обучающихся, которые необходимо учитывать при её проектировании. Отмечено, что самостоятельная работа обучающихся может иметь репродуктивный и продуктивный характер, последний является более целесообразным в целях активизации познавательной деятельности обучающихся и подготовки их к самостоятельной профессиональной деятельности. Далее в статье проанализированы возможности организации самостоятельной работы обучающихся в проектной форме, рассмотрена последовательность её выполнения, отмечено, что проектная форма представляет более широкие возможности по обеспечению согласованности содержания обучения с содержанием Профессиональных стандартов. С целью иллюстрации представленных теоретических положений в статье приводится разработанная технологическая карта самостоятельной работы обучающихся при вовлечении их в проектную деятельность. Технологическая карта носит универсальный характер (не «привязана» к конкретной дисциплине), содержит последовательное содержание аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся с указанием форм представления результатов. В качестве промежуточных результатов самостоятельной работы целесообразно планировать значимые для обучающегося образовательные достижения, которые могут быть использованы в портфолио и продемонстрированы будущему работодателю. В статье также представлены критерии оценки планируемых результатов самостоятельной работы, перечислены требования и условия её организации в форме проектной деятельности.
5 124
Аннотация
В статье представлен опыт тьюторского сопровождения студентов первого курса в процессе проектирования индивидуальных образовательных траекторий. Показано, что в условиях перехода вузов на новую модель управления образовательными программами, представляющую собой управление многомерным образовательным продуктом, ориентированным на рынок труда и реализацию социально-образовательного заказа, роль тьютора отводится руководителю образовательной программы. Программа тьюторского сопровождения студентов первого курса представляет собой психолого-педагогическое сопровождение по проектированию индивидуальных образовательных траекторий, проведение мониторинга и экспертизы этого процесса и результатов проектной деятельности обучающихся. Структура программы представлена четырьмя модулями, направленными на формирование персонального профиля компетенций обучающихся и определения стратегий личностно-профессионального развития студентов. Проектной единицей индивидуальной образовательной траектории обучающихся выступает персональный учебный план, представляющий собой индивидуальный профиль компетенций, направленный на обучение профессии.
6 108
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению логико-структурного подхода к управлению образовательными проектами, дается характеристика проектной деятельности в образовательном процессе, описываются требования к образовательному проекту, рассматривается роль логико-структурного подхода в планировании, разработке и реализации образовательного проекта. В работе дается характеристика логико-структурного подхода как совокупности методов и приемов, обеспечивающих аналитическое сопровождение проекта на каждом его этапе, выделяются его основные признаки. Обосновано, что логико-структурный подход к реализации образовательных проектов является важным аналитическим инструментом и эффективным способом исследования сложных и комплексных проблем. Он обеспечивает повышение ответственности участников проекта и соблюдение ими обязательств, дает возможность мониторинга и критериальной оценки на всех этапах проектной деятельности, является способом активизации действий участников проекта. Универсальность подхода дает возможность использовать его в образовательном процессе и способствует общему пониманию проблемы, формирует деловой и профессиональный стиль общения, гарантирует взаимное общение между участниками работы.
7 83
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы вовлечения в инновационную деятельность преподавателей вуза. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена парадигмальными процессами модернизации системы российского высшего образования. Автор описывает опыт реализации инновационного проекта «Модернизация образовательной деятельности - новые логистические решения» в Мининском университете. Также подводятся итоги инновационного проекта. Подчеркивается роль проектных межкафедральных команд в реализации инновационных изменений. Приведены результаты анкетирования преподавателей - членов проектных команд («команд изменений»). Акцент делается на оценке влияния рассматриваемого проекта на профессиональную самореализацию преподавателей вуза. Обосновывается общий вывод о высокой оценке возможности профессионального роста преподавателей через участие в инновационном проекте. Вовлеченность преподавателей в инновационный проект способствует формированию инновационной направленности и повышению инновационной продуктивности преподавателей вуза.
8 227
Аннотация
Изменение условий жизнедеятельности современного человека и инновационный менталитет личности активизировали проблемы профессионального и личностного самоопределения. Старший школьный возраст является периодом амбивалентной, первичной оптации. В данном возрасте формируются основы нравственного отношения к различным видам труда, осуществляется становление системы личностных ценностей, которые предопределяют избирательность отношения старшеклассников к разнообразным профессиям. Целью исследования стало выявление социально-педагогических условий профессиональной ориентации старшеклассников. Объект исследования - профессиональная ориентация старшеклассников. Предмет исследования - проектирование социально-педагогических условий профессиональной ориентации старшеклассников. В статье анализируются следующие социально-педагогические условия профессиональной ориентации старшеклассников школы: осуществление педагогической поддержки развития профессионального самоопределения старшеклассников; формирование конкурентоспособности личности; включение подростков в игровую деятельность. Авторы делают акцент на том, что профориентация выступает одной из ключевых функций школы в современных условиях. Именно профориентационные мероприятия содействуют адекватному профессиональному выбору старших школьников, который определяет их дальнейший жизненный успех. Следовательно, эффективность профессиональной ориентации может быть обеспечена выявлением профессионально-образовательных выборов старшеклассников и оценкой качества получаемых профориентационных услуг. Подобные исследования необходимы для повышения качества осуществляемой школами профориентационной деятельности.
9 133
Аннотация
В статье представлен опыт участия ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» в апробации модели целевой подготовки педагогов. Анализируя процедуру комплексного экзамена при отборе участников проекта, а также содержание целевой подготовки, авторы обосновывают целесообразность применения разработанной в УрГПУ программы педагогической интернатуры. Содержание программы интернатуры соответствует целям целевой подготовки педагогов и ценностным ориентирам модернизации педагогического образования, определяющих деятельностный подход в обучении на принципах школьно-университетского партнёрства, образовательные результаты в качестве исходной основы и модульный принцип проектирования образовательных программ. Структурной единицей данной программы является комплекс практико-теоретических модулей, разработанных совместно с работодателями, направленных на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих требованиям профессионального стандарта педагога и отраслевой специфики образовательной среды.

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

10 188
Аннотация
В статье предлагаются новые походы к рассмотрению понятийно-терминологического поля цифровой дидактики. Обосновывается целесообразность дифференциации понятий «цифровая педагогика», «цифровая дидактика» и «цифровое образование». Проблема типологии сервисов в данном исследовании имеет как прикладное значение для структурирования единого целостного открытого образовательного пространства университета, так и методологическую, прогностическую значимость, позволившую авторам выйти на задачи разработки принципиально нового типа электронных образовательных сервисов. В типологии сервисов выделены сервисы логистики управления процессами сопровождения основной профессиональной образовательной программы и сервисы логистики управления содержанием. Данная типология имеет прежде всего прикладное значение и предполагает охват различных направлений взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса. Вторая группа сервисов классифицируется авторами на двух основаниях: по этапам процесса усвоения содержания и на основе теории множественного интеллекта, которая интерпретируется в предлагаемом авторами понятии «педагогический интеллект».

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

11 95
Аннотация
В русскоязычных источниках имеются лишь краткие, обрывочные сведения о Борисе Сайдисе, где упоминается, что он родился в 1867 году в Российской империи в городе Бердичев (Украина), а умер в 1923 г. в США (г. Портсмут, штат Нью-Гемпшир), куда эмигрировал в 1887 г . В англоязычных источниках, начиная с конца XIX века, о нем пишут как о «русском революционере» и еврейском эмигранте. Родившись в России, Борис Сайдис, стал известным американским ученым в различных областях медицины, психологии и психотерапии. Его исследования человеческой личности, глубин бессознательного, возможностей использования метода гипнотизации, а также исследование факторов и механизмов внушения были признаны известными учеными-современниками, в частности психологом Уильямом Джеймсом. В статье частично восстановлена биография Бориса Сайдиса, раскрыты его научные интересы, представлены основные труды в период с 1898 по 1922 годы.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ

12 137
Аннотация
В статье теоретически обосновано авторское понимание структуры, подходов к изучению и внешней речи ребенка и её влияния на становление его психики. Определена сложная структура данного феномена, компоненты и уровни тех сторон психической деятельности, развитие которых находится в прямой зависимости от внешней речи. В теоретическом аспекте авторами показано, что структура усвоения устной речи рассматривается как единая система, включающая три главные субсистемы регуляции (речевую, эмоциональную, коммуникативную регуляцию), которые основаны на ресурсах индивидуальности и интегрируются, создавая индивидуальный паттерн регуляции. Из-за системного строения психики в ряде случаев задержка экспрессивной речи приводит к аффективно-коммуникативным нарушениям, что, в свою очередь, негативно отражается как на познавательном, так и на личностном развитии. Без оказания ранней помощи, отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психики, коммуникации, социально-психологической адаптации ребенка в целом.
13 440
Аннотация
Исследование посвящено изучению особенностей восприятия родителей подростками с задержкой психического развития, выявлению путей коррекции межличностного восприятия родителей подростками. В статье рассматриваются специфические, связанные со структурой дефекта, а также общевозрастные особенности формирования образа родителя в старшем подростковом возрасте. Сравнительный анализ межличностного восприятия осуществлялся в двух группах: подростки с нормальным развитием и их сверстники с задержкой психического развития. В ходе исследования установлено, что подростки с задержкой психического развития значительно чаще испытывают необходимость в помощи и поддержке матери по сравнению с отцом. У них также ниже удовлетворенность отношениями с отцом. По результатам констатирующего эксперимента разработана программа формирующего эксперимента. Её целью стала коррекция межличностного восприятия у подростков с задержкой психического развития, оптимизация детско-родительских отношений. Апробация программы формирующего эксперимента показала её эффективность в коррекции основных показателей межличностного восприятия, формировании благоприятного психологического климата в семье.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ

14 89
Аннотация
В статье исследуются рефлексивность - важнейшее профессиональное качество личности педагога в контексте его профессионального становления. Рефлексивность является базовым свойством личности, благодаря которому происходит осознание и регуляция субъектом своей деятельности. В качестве личностных коррелятов рефлексивности изучаются нервно-психическая устойчивость, индивидуальные стили принятия решений (бдительность и избегание), спонтанность, эмоциональный интеллект (эмпатия и способность управлять эмоциями других людей). В работе проводится сравнительный анализ рефлексивности и качеств, с ней коррелирующих, молодых учителей, работающих по специальности от 1 до 5 лет и студентов (будущих учителей) разных направлений подготовки педагогического вуза. Полученные в ходе эмпирического исследования результаты подтверждают, что в процессе профессионального становления учителя происходит развитие данных качеств. Выявлены достоверные различия показателей по параметрам системная рефлексивность, бдительность, спонтанность, эмпатия, которые отличаются у учителей и студентов.
15 178
Аннотация
В статье рассматривается проблема психологического здоровья профессорско-преподавательского состава вуза, систематизированы причины и факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания преподавателей. Выявлены признаки, характеризующие возникновение синдрома эмоционального выгорания. Особое внимание уделяется методологии и результатам проведённого эмпирического исследования предрасположенности к синдрому. Прослежено наличие у преподавателей вуза определенных личностных характеристик, предрасполагаемых к формированию и развитию эмоционального выгорания. Выявлено, что синдром оказывает влияние не только на преподавателей, но и опосредованно на студентов учебного заведения. Отмечается зависимость степени тяжести синдрома эмоционального выгорания от возраста и стажа работы преподавателя. Определено, что для противостояния выгоранию преподавательский состав вуза должен обладать, соответствующими ресурсами, представляющими внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

16 118
Аннотация
Во многом сформировавшиеся на идеях ранних славянофилов (главным образом А.С. Хомякова и Ю.Ф. Самарина) взгляды Н.Я. Данилевского и К.Н. Леонтьева на цивилизацию складывались под влиянием русского православия, его противопоставления различного рода экспансионистским попыткам западного христианства. Но при этом Данилевский полагал необходимым создание всеславянской цивилизации, объединяющей Россию со славянскими народами, а Леонтьев - славяно-азиатской цивилизации, в которую вместе с Россией должны войти не только европейские, но и азиатские народы, что существенно развили евразийские мыслители (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский и др.). Для них Россия есть Евразия, т.е. Россия-Евразия - единая мощная цивилизация, объединившая в границах СССР всех русских людей, для которых, однако, Восток был значительно ближе, чем Запад.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

17 139
Аннотация
Осознание исторического прошлого, его оценка и интерпретация социумом имеет важное научное значение, так как самосознание любого народа начинается именно с истории. Ее символически значимые события формируют смысловую основу национальной и гражданской идентичности. Целью исследования, результаты которого представлены в данной статье, является изучение представлений нижегородцев относительно исторического прошлого нашей страны. В исследовании был применен междисциплинарный подход. Методологию исследования составляют такие направления в социологии, как символический интеракционизм Г. Гарфинкеля и феноменологическая социология А. Шюца. Непосредственно инструментарий опроса был разработан доктором социологических наук, профессором кафедры культурной антропологии и этнической социологии Санкт-Петербургского государственного университета З.В. Сикевич. В целом результаты исследования позволяют оценить степень консолидации и солидарности россиян относительно представлений об историческом прошлом своей страны, о ее роли и месте в мире.

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

18 137
Аннотация
Статья посвящена основной богословской проблеме, возникшей в рамках монофелитских споров первой половины VII века. Обосновывается точка зрения св. Максима Исповедника, согласно которой волю следует относить к природе и, таким образом, рассматривать ее как принадлежность природы. Согласно такой точке зрения, поскольку Христос в одном своем Божьем Лице соединяет два естества, а воля есть принадлежность природы, то Он имеет две воли, каждая из которых соответствует одному из двух Его природ. Воля Божественная - природе Божественной. А воля человеческая - человеческому естеству. Наряду с признанием и обоснованием первой точки зрения рассматривается точка зрения, согласно которой волю следует рассматривать как принадлежность Лица. Как Его атрибут. Речь идет о так называемой гномической воле или, другими словами, воле выбора. Христос обладает только естественной волей. Человек обладает и той, и другой. Согласно такой точке зрения, так называемая свобода выбора есть не подлинная свобода, поскольку обусловлена искажением (деформацией) человеческой природы, вызванной первородным грехом.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)