Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск
№ 1 (2015)

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

1 74
Аннотация
В статье автор анализирует Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросу определения понятия муниципальной службы. Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. В качестве теоретических основ автор рассматривает основные подходы законодателя к определению нормы - дефиниции муниципальной службы по различным нормативно-правовым актам в сравнении с действующим в настоящее время Федеральным законом от 6 октября 2003 г. Высказывается мнение автора по этому вопросу.
2 84
Аннотация
Текст, любезно предоставленный М. Джеем, представляет собой итоговую главу его монографии «Потупленный взор: падение зрения во французской мысли ХХ в.», в которой рассматривается длительная борьба двух тенденций в европейской культуре модерна: страсти ко всему визуальному и непримиримого иконоборчества. По мнению автора, современная полемика вокруг постмодернизма и «торжества симулякров» оказывается лишь небольшим фрагментом этой сложной интеллектуальной истории, которая, подобно маятнику, склоняется то к всепоглощающему вуаейризму, то к бескомпромиссному иконоборчеству. Именно в этом контексте Джей обращается к философской мысли Э. Левинаса и Ж.-Ф. Лиотара - двух известнейших французских мыслителей, выражающих указанные полюса мысли. Однако автора интересует не только указанное различие, но и существенная преемственность, а также эволюция их взглядов.
3 84
Аннотация
Статья посвящена исследованию языковой картины мира А.П.Чехова, его идиолекта с помощью полевой методики. Авторское лексико-семантическое поле «День» отличается более детальным, чем в общенародном языке, составом, спецификой семантической структуры конституентов поля, структурой самого поля в целом, на которые оказывает влияние преобразующая роль мировоззрения писателя. Семантема день обладает сложной семантической структурой, включая индивидуально-авторское значение: 1. Часть суток от восхода до захода солнца, от утра до вечера. 2. Время господства солнца, распространения его огненной стихии, то живительной, то уничтожающей все живое. Конституенты ЛСП «День» связаны с основными категориями мироощущения писателя: радость жизни (кратковременное пребывание человека на земле) и смерть.
4 75
Аннотация
Данная статья является фрагментом исследовательского проекта, который посвящен изучению возможностей образовательно-воспитательной среды педагогического вуза в сохранении и формировании у студентов - будущих педагогов основных компонентов психологического здоровья. В статье рассматривается понятие «психологическое здоровье» в современной психологической литературе, а также представлены результаты изучения восприятия феномена «психологическое здоровье» студентами 1-6 курсов, обучающимися по разным специальностям в педагогическом вузе. В частности, проведенное исследование затронуло следующие аспекты: особенности восприятия и содержательного наполнения обучающимися термина «психологическое здоровье»; особенности представления изучаемого феномена в контексте выделения его основных компонентов; осознания возможностей педагогического вуза в создании условий, способствующих сохранению и укреплению психологического здоровья студентов. В статье представлена авторская разработка, направленная на изучение исследуемого феномена, а также количественный и качественный анализ полученных в процессе изучения исследуемых параметров результатов.
5 466
Аннотация
В статье уточнены и показаны в формализованном виде условия приемлемости инновационно-инвестиционных проектов с точки зрения их доходности с учетом структуры финансирования и публичности предприятия. Представлены подходы к определению требуемой доходности проектов на различных стадиях разработки. Описаны особенности расчета стоимости заемного капитала проектов, предложена формула, позволяющая ее определить в случае, когда проценты за использование средств могут быть отнесены к расходам лишь частично. Представлены подходы к определению стоимости финансовых ресурсов, сформированных за счет эмиссии обыкновенных и привилегированных акций предприятия. Предложен метод определения величины корректировки доходности альтернативы, если рассматриваемый инновационно-инвестиционный проект отличается по уровню риска. Метод основан на количественных оценках кредитными учреждениями уровня финансового риска, ассоциируемого с предприятием при различных инвестиционных решениях.
6 55
Аннотация
В статье исследуются проблема фиксации жреческого института автохтонных религий черемис и вотяков отечественными исследователями XVIII - начала ХХ веков. Рассматриваются попытки научного сообщества систематизировать и классифицировать, построить иерархию служителей культа изучаемых этносов. На основе сравнительного анализа делается вывод о схожести функционального багажа священнослужителей, принципа открытости, наличии определенной аналогии, вместе с тем различия, в системах рассматриваемого религиозного института. Авторы прослеживают наличие исследовательского диссонанса в построении систем жречества, связанного с отсутствием единого выработанного подхода к изучению проблематики. Выдвигается предположение, о том, что распределение обязанностей между служителями культа, с учётом расположения участников моления, являет собой некий образ, универсальную модель, по фигуре напоминающий ветвистое «мировое древо».
7 123
Аннотация
В статье рассмотрены ключевые этические проблемы, которые необходимо решать в любом исследовании с участием детей и подростков, пострадавших от насилия и жесткого обращения. Психологическое исследование и вмешательство представляет собой социальное взаимодействие и ориентировано на достижение позитивной социальной цели, в организации и проведении которых необходимо соблюдение профессионально этических норм. Морально-этические принципы специалистов, работающих с детьми и подростками, являются частью совокупности общечеловеческих норм, они включают в себя наиболее общие правила обследования, предупреждающие неоправданное или некомпетентное использование методов и методик диагностики и вмешательства. Независимо от того, в каком состоянии находится испытуемый, исследователь должен быть неизменно чуток к нему, сострадателен и заинтересован в его судьбе. В статье также освещается вопрос об обязательной процедуре оглашения и подписания всеми участниками исследования и/или вмешательства Информированного согласия, соблюдения принципа конфиденциальности и анонимности.
8 71
Аннотация
В статье исследуются два памятника канонического права начала XVI в. - комментированный конспект устава лондонского собора св. Павла (1506) и дополнение к уставу относительно уставных каноников (1518), составленные деканом собора Дж. Колетом. На основе сравнительного анализа этих текстов и сопоставления их с каноническими опытами других английских церковных иерархов делается вывод о том, что задолго до начала Реформации в католической церкви в Англии предпринимались попытки осуществления клерикальной реформы с целью духовно-нравственного обновления клира.
9 102
Аннотация
В статье рассматриваются проекты создания и функционирования религиозных институтов: центра, монастыря, школы, в рамках современной языческой традиции. На основе анализа нарративных источников, данных интернет-контента и материалов интервью с одним из лидеров современного русского язычества авторами выявлены системообразующие элементы «языческой церкви» руководителя общины «Коляда Вятичей» Н.Н. Сперанского (Велимира). Важнейшими составляющими, необходимыми для жизнедеятельности предлагаемой религиозной проекции, следует считать: унификацию существующих русских языческих обрядовых практик, строительство комплекса сакральных объектов (магический комплекс, жреческую избу, «скит»), подготовку pagan-элиты (жреческо-волховской группы), абсолютизацию роли сословия служителей культа через сакрализацию и деификацию, главенствующую роль нового жреческо-волховского элемента в политической, воспитательной и образовательных сферах жизни социума.
10 126
Аннотация
В статье исследуется современное состояние устного народного творчества Нижегородской губернии. На основе анализа фактического материала делается вывод о том, что фольклорные произведения бытуют сегодня на территории Нижегородской области во всех основных жанровых разновидностях и продолжают оказывать самое непосредственное влияние на развитие художественного вкуса и нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения нижегородцев. Статья посвящена функционированию различных жанров устного народного творчества на территории Нижегородской области в последние годы. Особое внимание уделяется фольклору как части общекультурного процесса. Актуальность статьи связана с проблемой формирования через фольклор национальной и гражданской идентичности. Научная новизна обусловлена анализом самостоятельно записанных фольклорных текстов на территории Нижегородской области. Теоретическая значимость статьи обусловлена тем, что вводится в научный оборот новый материал; изложены основные аргументы, позволяющие констатировать факт бытования многих фольклорных жанров. Прикладная значимость связана с использованием полученных результатов в вузовском преподавании.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

11 122
Аннотация
В данной статье рассматриваются методолого-теоретические проблемы развития профессионально-педагогического образования. К ним относятся: обеспечение процессов социализации и профессионализации педагога профессионального обучения; актуализация культурологической направленности профессионально-педагогического образования; реализация системного и прогностического подходов в образовательный процесс; духовное развитие личности; а также проблема исследования профессионально-педагогических процессов на основе социального, педагогического, интегративного и комплексного подходов. К ним относится: создание новых типов учебных заведений; подготовка по интегрированным группам профессий; включение системы переподготовки и повышения квалификации специалистов, обеспечение трудоустройства и занятости в системе профессионально-педагогического образования; организация профессиональной подготовки через научно-исследовательскую и научно-производственную деятельности; функционирование интегративно-модульной педагогической системы и систем управления профессионально-педагогическим образованием.
12 76
Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования психологической грамотности школьников как важного условия достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Представлены результаты эмпирического исследования, свидетельствующие о продуктивном воздействии психологических знаний на становление произвольности познавательной сферы учащихся. Проанализированы основные психолого-дидактические условия формирования психологической грамотности учащихся в условиях современной школы.
13 185
Аннотация
В статье рассматривает необходимость и возможности применения в образовательном процессе инновационных технологий на примере кейс-метода. Авторами проанализирована сущность кейс-метода, его инновационная составляющая, причины внедрения кейс-метода в педагогическую практику. Отдельно отмечены трудности, с которыми сталкиваются педагоги при внедрении кейс-метода в практику работы организаций среднего и высшего профессионального образования. Определены ориентиры применения кейс-метода в качестве инструментария информационных технологий. Даны рекомендации по внедрению кейс-технологии в систему профессионального образования. Рассмотрены теоретико-методические основы разработки и реализации технологии диалоговых комментируемых ученых ситуаций (ДУС) в организации как внеаудиторной, так и аудиторной форм самостоятельной учебной деятельности студентов по правовым дисциплинам в организациях среднего профессионального образования. Авторы приводят аргументы в пользу применения кейс-технологии в целях формирования профессионально значимых качеств личности.
14 188
Аннотация
В статье авторы обращаются к рассмотрению современных методов развития познавательной активности студентов в высшей школе. Дается определение познавательной активности. Выделены этапы познавательной учебной деятельности студентов. Определены современные методы развития познавательной активности. По мнению авторов, целесообразно применение определенных приемов развития познавательной активности.
16 136
Аннотация
В статье рассматривается технология реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения, в процессе реализации которой у студентов формируется проектная компетенция. Проектная компетенция проверяется через когнитивный компонент, ценностный компонент и профессионально-творческий компонент. Данная технология реализации проектной деятельности рассматривается как совокупность взаимосвязанных этапов (прогнозно-ориентировочный, учебно-проектировочный, социально-проектировочный, проектно-творческий), каждый из которых рассматривается как процесс, реализующийся на основе научных методов и подходов. При реализации каждого этапа технологии проектной деятельности должны учитываться научно-технические, психолого-педагогические, методические, социально-экономические, дидактические факторы. Также в статье определены основные виды проектов и их характеристика. Определены принципы, на которых основывается технология реализации проектной деятельности педагога профессионального обучения. В статье приводится опыт реализации технологии проектной деятельности на базе кафедры профессионального обучения и управления образовательными системами НГПУ им. Козьмы Минина.
17 60
Аннотация
В статье исследуется тип доминирующих установок в отношении к природе у школьников, так как именно формирование мировоззрения человека, его системы взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, деятельности обусловливается, прежде всего, системой отношений, в частности экологических. Данный принцип приобретает особую актуальность в наши дни, когда резко усугубился разрыв между человеком и природой, когда подлинной гармонии в их отношениях становится все меньше. На основании результатов исследования делается вывод, что школьное образование практически не формирует коэволюционное отношение к природе, которое необходимо для устойчивого развития общества. Поэтому, с нашей точки зрения, актуальной становится задача организации процесса обучения в вузе с целью формирования экологического мышления, экологической культуры и этичности в отношениях с окружающей природной средой.
18 86
Аннотация
В статье обсуждается проблема становления профессиональных кадров сферы искусства и культуры, описывается опыт использования некоторых видов информационных технологий, рассматриваются аспекты эффективности их реализации в обучении студентов вуза, раскрываются возможности применения информационных технологий в процессе профессионального самоопределения будущего специалиста сферы искусства и культуры. В качестве аналитического материала использован образец задания студентам-продюсерам для анализа к практическому занятию по курсу «Маркетинг, связи с общественностью и реклама в продюсерской деятельности».
19 72
Аннотация
В статье раскрыты научно-теоретические аспекты и ведущие тенденции в развитии устойчивости личности на двух взаимосвязанных уровнях проявления: личностного (индивидуального) развития и профессионального, рассмотрены интегративные качества, составляющие сущностные черты устойчивости личности. В публикации говорится, что устойчивость личностного (индивидуального) развития человека - это гармоничное единство его постоянства и изменчивости. Устойчивость личности рассматривается как уникальное и неповторимое сочетание качеств, свойств, состояний и характеристик человека, позволяющих ему находиться в состоянии равновесия в разнообразных условиях жизнедеятельности. Системообразующей характеристикой в структуре личности определяется устремленность в будущее. Выделены компоненты устойчивого личностно-профессионального развития студентов: нравственно-ценностный, познавательно-содержательный, структурно-процессуальный (деятельностный) и личностный. Показано, что основополагающим фактором устойчивой профессиональной деятельности является организация единого личностно-профессионального пространства. Выделены принципы его организации.
20 65
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования эмпатии и децентрации как универсальных учебных действий у младших школьников на уроках психологии в начальной школе. Показано, что формирование психологической грамотности является условием формирования эмпатии и децентрации как личностных компетенций младших школьников.
21 91
Аннотация
В данной статье рассматривается вопрос проектирования научно-методического обеспечения обучения студентов на основе модульного похода в условиях социального взаимодействия. Даётся понимание модуля, модульного подхода и его преимущества с точки зрения реализации практико ориентированного обучения. Научно-методическое обеспечение обучения студентов в условиях социального партнёрства носит системный характер и рассматривается как часть системы непрерывного формирования профессиональной компетентности студентов. Представлен опыт разработки инновационной модульной программы обучения студентов «Руководитель IT-проектов». Данная программа направлена на формирование профессиональных компетенций студентов, необходимых будущим менеджерам для управления IT-проектом. В результате научно-методической работы с социальными партнёрами были выделены основные группы профессиональных компетенций руководителя IT-проектов: компетенции в сфере проектного менеджмента; компетенции в сфере создания корпоративных информационных систем предприятий; компетенции в сфере управления процессами предметной области; компетенции в сфере управления персоналом проекта.
22 64
Аннотация
В статье производится историческая реконструкция первого этапа возникновения и развития института воспитателя класса в общеобразовательных школах России. На основании анализа нормативных документов, исторических исследований и архивных источников государственных архивов Нижегородской и Рязанской областей авторы делают выводы о причинах возникновения этого института и о постепенном уменьшении его надзорных функций и усилении функций воспитательных. На примере конкретных фактов описывается первый опыт организации целенаправленной воспитательной работы в гимназиях России. Описываются разнообразные воспитательные мероприятия: общеобразовательные лекции, расширяющие кругозор учащихся в различных направлениях, экскурсии, спортивные занятия, спортивные праздники и др. На основе анализа разных источников в статье выделяются ряд факторов, стимулировавших процесс становления и развития института классных наставников в гимназиях России на рубеже XIX и XX веков.
23 95
Аннотация
В статье авторы обращаются к вопросу оказания помощи и поддержки учащимся старших классов средней школы в профессиональном самоопределении. Достаточно развёрнуто трактуется понятие «профессиональное самоопределение», рассматриваются различные подходы к пониманию сущности профессионального самоопределения, даётся характеристика процесса профессионального самоопределения. Решение исследуемого вопроса автор видит во внедрении тьюторской деятельности педагога в образовательный процесс учащихся старших классов. Автором рассматривается тьюторская деятельность педагога, описана сущность, цели, функции, структура и содержание тьюторской деятельности в условиях профессионального самоопределения школьников.
24 78
Аннотация
В статье исследуется наличие интереса у студентов к изучению предмета. Успешное формирование профессиональной компетенции бакалавра во многом зависит от наличия и развития интереса к его будущей специальности. Интерес- ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности. Выявлены противоречия, обусловившие выбор данного исследования. Критериями исследования выбраны три вида интереса: интерес, направленный на предмет изучения, интерес, направленный на педагога, и интерес, направленный на другого человека. Определено значение проделанной работы и представлены результаты исследования, подчеркнута задача преподавателя развивать интерес к предмету для дальнейшего формирования потребности профессионального овладения предметом.

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

25 100
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические основы развития экологического дизайна как проектного освоения культурно-экологических реальностей урбанизированной среды крупного города, отличающейся особой остротой проявления всех экологических проблем. Аргументируется актуальность средового подхода, методологический контекст которого отражает главную позицию - «человековключенности» - неразрывной целостности человека и среды. Раскрывается потенциал экологического дизайна как способа реализации экологического подхода в дизайне городской среды с целью гармонизации отношений в урбосистеме «человек - природа» и внесения в них ответственности со стороны человека. В контексте комплементарной стратегии освоения среды города обоснованы ведущие мировоззренческие идеи, принципы и функции развития экологического дизайна, реализующие коэволюционную траекторию устойчивого развития, подходы постнеклассической науки и постмодернизма через расширение познания за счет рациональных и иррациональных способов, нелинейности процессов мышления, дискурсивности, художественного творчества.
26 84
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению проблем влияния социальнозависимых заболеваний на демографическую ситуацию Нижегородской области. В исследовании по Нижегородской области проанализированы наиболее «острые» заболевания, такие как алкоголизм и наркомания, причиной которых является социально-экономическая нестабильность в обществе. В процессе исследования выявлено, что эти заболевания являются ведущими причинами ухудшения общественного здоровья. В статье говорится о том, что заболевания служат индикаторами неблагополучия развития общества и приводят к снижению его экономического потенциала, представляют реальную угрозу национальной безопасности. Основное решение проблемы авторы видят в устранении источников заболеваемости, в радикальном оздоровлении системы социальных и экономических отношений. Выявлена география заболеваемости населения наркоманией, хроническим алкоголизмом и алкогольными психозами по районам Нижегородской области. В процессе исследования выявлено, что эти заболевания являются ведущими причинами ухудшения общественного здоровья. Дается анализ причин и динамики социальнозависимых болезней, их территориальная дифференциация. В статье дается краткий обзор областных целевых программ, действующих на территории Нижегородской области.

ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

27 53
Аннотация
В статье рассматривается объем и содержание научного понятия менталитет / ментальность и особенности языковой экспликации данного термина в современном философском и научном дискурсе на материале толкований этого концепта в энциклопедических источниках и его определений в научных работах в области гуманитарных знаний. Анализируются синтагматические и парадигматические условия семантических преобразований слов менталитет и ментальность по моделям концептуальной метафоры. Доказано, что, несмотря на попытки дифференцировать объем и содержание этих близких по смыслу научных понятий, зафиксированные в ряде научных работ, в реальном языковом употреблении термины менталитет и ментальность выступают как концептуально, семантически и функционально нераспределенные терминоупотребления. В результате исследования выделяется 11 когнитивных признаков в экстралингвистическом содержании данного научного понятия, которые составляют ядро концепта менталитет / ментальность.
28 92
Аннотация
Статья направлена на раскрытие проблемы использования механизма социального партнерства в современных социально-экономических условиях в рамках современной системы образования. В статье представлен обзор основных направлений инновационной деятельности образовательных организаций, в том числе использование механизма социального партнерства, определенных в ведущих нормативных документахв сфере образования. Определена сущность понятия социальное партнерство. Определены принципы социального партнерства. Представлен общий обзор вариантов использования социального партнерства в образовании. На основе анализа нормативных документов, делается вывод о возможности использования механизма социального партнерства в образовательных организациях как наиболее эффективного для достижения целей их инновационного развития. Рассмотрен актуальный механизм реализации социального партнерства в рамках модели взаимодействия «Вуз - педагогический колледж».

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

29 71
Аннотация
Научно-практическая международная конференция «Русско-зарубежные литературные связи», прошедшая 2-4 октября 2014 года на базе кафедры русской и зарубежной филологии факультета гуманитарных наук ФГБОУ ВПО НГПУ им.К.Минина, была посвящена глубокому осмыслению русской литературы на широком фоне мирового литературного процесса. В ходе конференции обсуждался широкий круг вопросов, связанных с тематикой аксиологии славянских литератур (топосы славянских литератур; жанр как выразитель специфики формирования национального литературного процесса; типология персонажей, проблемы перевода в славяноведении), национальными образами мира (особенности создания, закрепления и распространения национального образа мира в культурном, литературном и языковом сознании иной страны; воплощение представлений о чужой стране (городе), об особенностях национального характера), русско-зарубежными литературными контактами XIX-XXI вв. (диалог литератур; особенности формирования культурных связей между странами; кинематографическая и театральная рецепция классики; перевод как рецепция инонациональной литературы).

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

30 71
Аннотация
Статья посвящена рассказу о научной и педагогической деятельности кандидата географических наук, профессора Ивана Константиновича Орфанова. Выходец из семьи священника, посвятивший свою жизнь географической науке, прошедший фронты Великой Отечественной войны, получивший тяжелое ранение и инвалидность, Иван Константинович сохранил преданность избранному делу. Автор многочисленных научных статей и книг, активный пропагандист географических знаний, умелый организатор и научный руководитель, заведующий кафедрой экономической географии, он сплотил вокруг себя творческих, целеустремленных единомышленников и способствовал развитию российской социально-экономической географии.
31 81
Аннотация
Статья посвящена одному из самых тяжелых периодов в деятельности кафедры педагогики Горьковского пединститута - периоду Великой Отечественной войны. В статье рассматривается ситуация, которая сложилась в системе высшего образования, основные направления деятельности и трудности, с которыми пришлось столкнуться преподавателям кафедры в этот период, а также те результаты, которые ими были достигнуты.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)