Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск
№ 3 (2014)

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

2 138
Аннотация
Игровая компьютерная зависимость представляет собой новую форму зависимости, качественно отличающейся от других нехимических форм зависимостей выходом на безграничные возможности виртуального мира, механизмами формирования, а также особенностями протекания на разных этапах возрастного развития. Диагностика степени увлеченности компьютерными играми является важной задачей психодиагностической работы с подростками. Высокий показатель увлеченности компьютерными играми у подростков является условием, предрасполагающим к неблагоприятным вариантам жизненного самоопределения, приводящим к психологическому и физическому истощению от сильного напряжения, ухудшению социального, семейного и межличностного функционирования. Актуальность исследования проблемы игровой компьютерной зависимости обусловливает необходимость разработки эксперементально-психологической методики, позволяющей быстро и эффективно оценить степень увлеченности компьютерными играми в младшем подростковом возрасте. В статье представлен модифицированный вариант опросника на выявление уровня игровой компьютерной зависимости, созданный на базе методики выявления степени интернет-зависимости, разработанной К.Янг (Internet Addiction Test - IAT, 1998); Модифицированный вариант опросника прошел процедуру стандартизации на выборке из 304 человек (учащихся 5-6 классов общеобразовательных школ Н. Новгорода в возрасте от 10 до 12 лет, из них 150 (49%) мальчиков и 154 (51%) девочки).
3 233
Аннотация
В статье представлены результаты теоретико-экспериментального изучения социально-личностного развития старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, сравнительные данные о характере связи социально-личностного развития этих детей со способностью осуществлять школьный тип поведения.
4 90
Аннотация
В данной статье актуализируется проблема организации работы по эмоциональному развитию дошкольников с нарушениями интеллектуального развития. Детализируются понятие и задачи эмоционально-ориентированного сопровождения. Определена ключевая роль педагога-психолога в процессе эмоционально-ориентированного сопровождения. Продемонстрированы примеры форм взаимодействия педагога-психолога с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, воспитателями и др. в рамках эмоционально-ориентированного сопровождения дошкольников с нарушениями интеллектуального развития.
5 75
Аннотация
В статье представлены некоторые аспекты проблемы поиска психологических механизмов осуществления интеграции детей с задержкой психического развития в общеобразовательную среду на этапе их перехода из начальной в основную школу, рассматривается одно из важнейших психических новообразований детей 10-11 лет - психологическая готовность к обучению в основной школе как фактор, необходимый для такой интеграции.
6 99
Аннотация
Данная статья посвящена анализу психологических проблем внедрения интегрированного обучения подростков с задержкой психического развития в сравнении с дифференцированным обучением, приводятся результаты исследования особенностей самопознания подростков с задержкой психического развития, указываются направления работы по интеграции этой категории подростков в социальную среду.
7 89
Аннотация
Данная статья посвящена проблематике исправления нарушений моторики и расширения двигательных возможностей умственно отсталого ребенка средствами определенных физических, ритмических и танцевальных упражнений с использованием элементов бального танца.
8 88
Аннотация
В статье осуществляется анализ некоторых эмоционально-личностных особенностей мальчиков старшего подросткового возраста, страдающих заиканием. Представлены фактические данные, иллюстрирующие связь субъективной оценки заикающимися мальчиками подростками своих речевых нарушений со степенью выраженности у них заикания, а также динамику степени их фиксации на речевом дефекте после проведения коррекционно-развивающей работы.
10 106
Аннотация
В статье представлено теоретико-экспериментальное исследование детской субъектности в возрастном переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Содержится анализ развития субъектности ребенка в возрастном переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Процесс развития личности рассматривается как движение от досубъектного к предсубъектному и просубъектному уровням. Представлены результаты эмпирического исследования развития субъектности ребенка под влиянием семейной среды, особенностей личности и коммуникации родителей.
11 107
Аннотация
В статье исследуются технологии развития двигательных навыков у лиц с тяжелыми интеллектуальными нарушениями средствами адаптивного плавания. На основе комплексного анализа причин двигательных нарушений с позиции нейрофизиологии, психологических и коммуникативных особенностей воспитанников была разработана программа адаптивного плавания как способа коррекции и развития двигательных навыков и социальной адаптации данного контингента в условиях интегрированной разновозрастной группы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

12 47
Аннотация
В статье описывается адаптация метода оценки пожарной опасности к муниципальным образованиям Нижегородской области, а именно: Арзамасского муниципального района и городского округа город Дзержинск с использованием интегральных (территориальных) пожарных рисков. На основе методики оценки пожарной опасности и анализа пожарных рисков рассчитан комплексный показатель пожарной опасности, проведена оценка уровня пожарной опасности и разработана методика принятия управленческих решений по обеспечению пожарной безопасности Арзамасского муниципального района и городского округа город Дзержинск Нижегородской области.
13 60
Аннотация
В статье обсуждается проблема изменений требований к деятельности преподавателя высшей профессиональной школы в связи с переходом на компетентностную модель профессионального образования. Рассматривается интегративный подход к организации деятельности многопредметной выпускающей кафедры вуза.
14 180
Аннотация
В статье анализируются информационно-коммуникационные технологии в логопедической работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями речи. Представлен анализ современных подходов в использовании компьютерных технологий на различных этапах логопедической работы и рассмотрены основные принципы, положенные в основу построения интерактивных коррекционных игр для детей с нарушениями речи.
15 163
Аннотация
В статье рассмотрена современная ситуация относительно логопедической помощи детям раннего возраста. Предложены основные направления работы, определяющие модель раннего педагогического сопровождения и эффективность социализации данной категории воспитанников.
16 80
Аннотация
В статье исследуются сущность понятий «династии», в частности, рассматриваются педагогические династии. Исследование посвящено изучению механизма социального воспроизводства семейных традиций, мотивов в выборе профессиональной деятельности своих предшественников на примере педагогической династии семьи Иорданских (Михаил Анатольевич Иорданский, Лилия Игоревна Иорданская - муж и жена, преподаватели НГПУ им.К.Минина) (номинация «Из века в век»). На основе социально-ретроспективного анализа делается вывод о том, что связь времен неразрывна и служит одной из самых ценных особенностей культуры общества: в нем сосредоточены и взаимосвязаны трудовые навыки и творческие принципы многих поколений.
18 83
Аннотация
В статье исследуются возможности реализации проблемного обучения студентов педагогических вузов на всех видах учебных занятий по физике с использованием современных информационных средств. Даются основные методические рекомендации по проблемному изложению лекционного материала с применением компьютерных презентаций, частично - поискового метода в процессе решения физических задач и исследовательского - в ходе лабораторного эксперимента с использованием компьютерных моделей.
19 88
Аннотация
В данной статье рассматриваются особенности проектировочной деятельности как творческого процесса (личностно-деятельностная ориентация, логическая и гносеологическая детерминированность, мотивационная и преобразовательная направленность); дается характеристика взаимосвязи проектировочной и творческой деятельности. В этой связи проектировочная деятельность рассматривается как система исследовательской деятельности, направленной на поиск новых, эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов, на развитие творческого потенциала; а также рассматриваются функции проектировочной деятельности педагога как творческого процесса (прогностическая, интегративная, системная, информационная, управленческая, рефлексивная, технологическая, научно-техническая).
20 82
Аннотация
В статье рассматривается проектирование педагогического процесса как проектирование целей, содержания, формы организации и методов обучения; дается характеристика проектировочной деятельности педагога на методологическом, общепедагогическом, технологическом уровнях обобщения.
21 102
Аннотация
В статье представлен анализ работы с детьми с нарушениями речи. Рассматривается технология использования семантических полей в работе с детьми данной категории.
22 59
Аннотация
В статье представлен анализ многолетней работы кафедры специальной педагогики и психологии по реализации программы городской экспериментальной площадки по теме «Формирование зрительной культуры у слабовидящих дошкольников в процессе подготовки к школе» в рамках сетевого партнёрства дошкольными организациями г. Н. Новгорода.
24 115
Аннотация
В статье освещается и анализируется один из методов коррекционной работы-иппотерапия. Описывается комплексное воздействие лечебной верховой езды, ее влияние на двигательное и эмоциональное развитие. Сформулированы условия для наибольшей эффективности коррекционного воздействия иппотерапии.

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

25 71
Аннотация
В работе демонстрируется новый способ идентификации плазменных потоков в солнечном ветре самообучающейся классификационной нейронной сетью по их спектральным особенностям в диапазоне магнитной гидродинамики. Для этого вычисляются вейвлет-скелетонные спектры параметров солнечного ветра межпланетного магнитного поля, регистрируемых на орбите Земли патрульными космическими аппаратами. Предлагается алгоритм классификации вейвлет-скелетонных спектральных картин плазменных потоков в солнечном ветре на орбите Земли, основанный на нейросетевой обработке сжатой информации об основных магнитных и динамических параметрах потоков. Классификация выполняется нейронной сетью типа слоя Кохонена с дифференциацией по частотным диапазонам. Конкретно анализируются и устанавливаются спектральные особенности солнечных плазменных потоков в форме магнитных облаков (MC), областей взаимодействия потоков (CIR), ударных волн (Shocks) и высокоскоростных потоков от корональных дыр (HSS).

ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

26 98
Аннотация
В статье рассматривается характеристика дизартрии как нарушения произносительной стороны речи, а также на основе анализа ряда источников психолого-педагогической и методической литературы и проведённой опытно-экспериментальной работы раскрываются особенности звукопроизношения и фонематических процессов у старших дошкольников с дизартрией.
27 62
Аннотация
Статья посвящена проблеме проявления агрессии в процессе коммуникации детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Проявление агрессии детьми данной категории рассматривается как результат недостаточного развития коммуникативных навыков. Компромисс как стратегия поведения детей с СДВГ рассматривается как потребность в аффилиации. В статье представлены результаты исследования, их анализ и выводы по данной проблеме.
28 58
Аннотация
В статье проведён анализ результатов расчетов коэффициента естественной защищённости для ландшафтов Павловского района Нижегородской области. В процессе исследования внутри каждого ландшафта выявлены территории со средообразующими функциями, обеспечивающие его существование, развитие и самовосстановление. Выявлены ландшафты с наибольшей и наименьшей естественной защищённостью. Проанализированы причины дифференциации данного показателя на исследуемой территории.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

29 70
Аннотация
В статье подводятся итоги Международного макаренковедческого симпозиума, организованного нижегородской исследовательской лабораторией Мининского университета «Воспитательная педагогика А.С. Макаренко». Представлена противоречивая история становления и развития отечественного и зарубежного макаренковедения, его состояние и перспективы.
30 62
Аннотация
Всероссийская научная конференция молодых ученых «Проблемы языковой картины мира в синхронии и диахронии», прошедшая на базе кафедры русского языка и культуры речи факультета гуманитарных наук НГПУ им. К. Минина 15-16 апреля 2014 г., была посвящена актуальным проблемам исследования картины мира этноса, социума, личности по данным языка в аспекте диахронии и синхронии в разных дискурсах, а также сквозь призму различных областей гуманитарного знания.

ПРИГЛАШЕННЫЙ ГОСТЬ

1 363
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы изучения познавательного интереса в структуре общей способности к учению у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. На основе авторского понимания психологического строения познавательного интереса и подходов к его диагностике при актуализации структурных составляющих общей способности к учению произведен сравнительный анализ проявлений познавательного интереса у детей обозначенных возрастов и тенденций его генезиса на протяжении возрастного периода 5-8 лет.

ПАМЯТНАЯ ДАТА

31 371
Аннотация
В статье представлен анализ основных результатов научной и практической деятельности доктора психологических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки Российской Федерации Ульяны Васильевны Ульенковой. Показана теоретическая и практическая значимость ее научного и педагогического наследия.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)