Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск
№ 2 (2015)

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

2 225
Аннотация
Статья посвящена проблеме осмысления человеком самого себя в эпоху античности. Определяется противоречивость современной философии в понимании человека в античности. Пытаясь преодолеть амбивалентные трактовки человека, авторы предлагают рассматриваеть его сквозь призму проекта - осознанных и не осознанных сконцентрированных идей, ценностей, к которым он стремится. Выделяются два вида проекта, сформировавшихся в рамках античной культуры, - проект политический (полисный) и проект философский. Оба проекта человека базируются на его сущности и вытекающих из сущности ценностях, таких как долг, коллективизм, патриотизм и свобода. Показывается диалектическая взаимосвязь между выделенными видами проектов и исторической действительностью. Фиксируются и раскрываются их кризисные признаки. Несмотря на кризис обоих проектов, определяется их роль для последующей культуры.
3 68
Аннотация
В данной статье проанализированы основные подходы к определению антимотивов и антимотивации учебной деятельности в отечественной психологической науке, обоснована значимость и актуальность их изучения у современных студентов. Авторами представлены содержание разработанной методики для диагностики антимотивации учебной деятельности у студентов педагогического университета и результаты ее пилотажной апробации. На основе анализа результатов диагностики выявлено, что психодидактический компонент образовательной среды обладает наибольшим антимотивационным влиянием на учебную деятельность студентов педагогического вуза по сравнению с другими компонентами образовательной среды (пространственно-предметным, социальным и субъектным), а также микро- и макросредой. Выделены наиболее существенные вопросы в рамках проблемы антимотивации учебной деятельности у студентов педагогических вузов, требующие дальнейшего специального изучения.
4 60
Аннотация
В статье охарактеризованы особенности разработанных и внедренных государственных образовательных стандартов трех поколений по направлению «Экология и природопользование» с 1994 года и по настоящее время. Выделены этапы и противоречия развития высшего профессионального экологического образования, которые неразрывно связаны с образовательными стандартами. Первый этап зарождения и формирования самостоятельных экологических специальностей характеризуется первоначальной разработкой содержания профессиональной подготовки специалистов с ориентацией на решение экологических проблем. Характерная черта - отсутствие разделения между техническими и фундаментальными (естественнонаучными) экологическими специальностями, а главная тенденция - ориентация на вновь возникающие научные направления в экологии. Второй этап характеризуется разработкой первого государственного образовательного стандарта. Это этап определения требований к условиям реализации профессиональных образовательных программ и выделения инвариантного ядра содержания этих программ. Третий этап - методическое обеспечение реализации дифференцированных программ. В качестве основных противоречий этого выделяются следующие: между необходимостью введения широкой подготовки будущих специалистов и ограниченностью объема учебного плана; между необходимостью изучения профессиональных дисциплин и отсутствием соответствующих учебно-методических пособий.
5 92
Аннотация
Проведение мониторинга правоприменения административного законодательства в области охраны окружающей среды в настоящее время является актуальным направлением деятельности органов государственной власти. Административное законодательство в области охраны окружающей среды призвано обеспечить экологическую функцию государства и соблюдать законность и правопорядок в общественных отношениях. Большая задача по реализации административного законодательства возложена на органы местного самоуправления, которые, как показало исследование, не готовы к ее выполнению. В статье указаны причины и основания отсутствия соответствующих результатов работы, а также ресурсов и компетенций у органов государственной власти и местных органов власти, необходимых для эффективной работы в рассматриваемой сфере. Анализ информации, полученной в результате мониторинга, позволяет оценить эффективность реализаций положений законодательства, а также выявить проблемные вопросы и правовые пробелы.
6 949
Аннотация
В статье обсуждаются важнейшие аспекты формирования культуры устойчивого развития как базовой культуры современного человека. Раскрываются ее аксиологический, онтологический, гносеологический, праксиологический аспекты, отразившие многообразие философских концепций культуры. Определена роль образования в трансляции новых культурных ценностей, становлении культуры устойчивого развития. Рассматриваются актуальные вопросы реформирования современного образования в интересах устойчивого развития. Систематизирующая роль в решении данной проблемы отводится экологическому образованию, которое рассматривается как стратегическое направление обновления всех образовательных систем в интересах устойчивого развития. Особое внимание уделяется роли геоэкологического образования в разрешении социальных, экономических, экологических противоречий. Выделены категориальная сущность и методические основы геоэкологической культуры как цели экологизации географии, придающие ей характер опережающего образования для устойчивого развития.
7 116
Аннотация
Статья посвящена одной из проблем личностного развития современных подростков, касающейся их самоотношения и психологической защиты. В ней представлены результаты сравнительного анализа специфики развития самоотношения и проявления защитных механизмов у подростков из полных и неполных семей, а также характерные для них особенности взаимосвязи основных компонентов самоотношения и некоторых видов психологической защиты. Выявлен факт большего благополучия и большей расположенности к себе тех, кто воспитывается в полной семье, и склонности к самоуничижению их сверстников из неполной семьи, у которых к тому же обнаружена тенденция более интенсивного использования психологической защиты. Установлено, что состав семьи по признаку «полная» - «неполная» является важным фактором становления самооотношения и проявления психологической защиты в подростковом возрасте.
8 47
Аннотация
В статье раскрыто становление и развитие экологического аудита в России, понятие экологического аудита, аудита систем менеджмента, обоснована возможность применения процедуры экологического аудита для оценки эффективности систем экологического менеджмента. Рассмотрены направления применения процедуры экологического аудита в интегрированных системах менеджмента, основанные на Международных стандартах ИСО и Федеральных стандартах аудиторской деятельности, содержащих руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента. Раскрыты этапы процесса управления программой аудита как инструментом контроля, приобретающего в данный период особую востребованность и значимость. Ставится вопрос о необходимости разработать одну или несколько процедур, устанавливающих порядок осуществления экологического аудита как элемента управления, направленного на обеспечение прав собственности, важность для экономики в снижении коммерческих рисков. Процедуры связаны с принятием управленческих решений, связанных с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду. При этом особое внимание уделяется формированию результатов аудита.
9 72
Аннотация
В статье предпринимается попытка систематизации коммуникативных ходов, реализующих тактику положительной презентации объекта рецензии. Так как основной задачей данной тактики является оценка объекта рецензии, целесообразным представляется выбор в качестве основания классификации таких компонентов категории оценки, как субъект, объект и основание оценки. В зависимости от субъекта оценки выделены такие коммуникативные ходы, как впечатление от прочитанного, выражение личной симпатии, апелляция к чужому мнению, введение самооценки автора книги и т.д.; в зависимости от объекта оценки - утверждение достоинств произведения, позитивный прогноз, похвала, комплимент, указание на достижение писателя и т.д.; в зависимости от основания оценки - противопоставление типичному современному художественному тексту, продолжение традиций, апелляция к вечным ценностям и т.д. Многообразие и специфика проанализированных коммуникативных ходов в рамках тактики положительной презентации позволяет сделать вывод об установке рецензии на привлечение внимания читателя и стимулирование потребности приобрести книгу; усложнении авторского начала; персонализации оценки.
10 901
Аннотация
В статье рассматриваются научно-географические особенности изучения природного и культурного наследия в русле становления образования в интересах устойчивого развития. Анализ исследований ученых-географов в области изучения наследия позволил сделать вывод о ключевых геоэкологических аспектах наследия, связанных с представлением о наследии как уникальном культурно-экологическом феномене, отражающем идею сотворчества и сбалансированного развития человека и природы. Природное наследие раскрывается на основе особо охраняемых природных территорий, а культурное наследие - на основе культурного ландшафта. Представленные идеи важно использовать при изучении природного и культурного наследия в школьном географическом образовании. Особое место при этом отводится школьной географии России и геоэкологическому краеведению, которые создают предпосылки к познавательному, ценностному, деятельностному изучению наследия. Содержание данных курсов обеспечивает мотивацию изучения школьниками природного и культурного наследия, способствует осознанию причастности школьников к проблемам его сохранения в русле гармонизации отношений человека и природы для устойчивого развития.
11 85
Аннотация
В статье предпринята попытка педагогического осмысления феномена «образования для устойчивого развития» на основе интеграции ключевых положений педагогики окружающей среды (экологической педагогики), педагогики здоровья и педагогики безопасности. Используемая идея разноуровневой и разноскоростной интеграции в науке об устойчивом развитии общества и образовании для устойчивого развития позволила обосновать следующие положения. Во-первых, проблему устойчивого развития целесообразно рассматривать как результат асимметричной интеграции экологии, социума и экономики, имеющих разные уровни современного развития и разные скоростные показатели этого развития. Во-вторых, образование для устойчивого развития также целесообразно рассматривать с позиции асимметричной интеграции экологического образования, социального образования и экономического образования. В-третьих, представляется возможным объединение экологического и экономического образования в новое направление - экологическое образование для устойчивого развития. Социальное образование, включая культурологическую составляющую, можно рассматривать в единстве процессов формирования культуры здоровья, культуры безопасности, физической культуры и культуры гуманитарной.
12 65
Аннотация
В статье раскрыты актуальные проблемы современного образования, связанные с формированием коэволюционных ценностей, отражающих идеи устойчивого развития средствами изучения городского ландшафта. Обосновывается коэволюционный потенциал экологического ландшафтоведения в целом, и городского ландшафта как объекта геоэкологического образования, в частности. Формулируются содержательные линии, отражающие коэволюционный потенциал ландшафта. Рассмотрена авторская программа по данной тематике, которая реализуется с использованием модульного подхода. Он предусматривает разработку проблемы в более широком контексте личного опыта, способствуя развитию коэволюционных ценностей в соответствии с идеями устойчивого развития. Данный модуль осуществляет интеграцию междисциплинарного проблемно-системного, личностно-ориентированного подходов к формированию коэволюционных ценностей как мировоззренческого ядра экологической культуры школьников, раскрывая взаимосвязь объективных и субъективных условий образовательного процесса. Формирование коэволюционных ценностей у учащихся в пространстве родной городской среды выступает как новая реальность, связанная с преданием образованию опережающей функции в реализации идей устойчивого развития человека и природы.
13 98
Аннотация

СТАТЬЯ ОТОЗВАНА 

В статье анализируется роль информационного моделирования как универсального подхода к изучению сложных объектов при обучении студентов дисциплинам естественнонаучного цикла (информатика, математика, физика). Именно в рамках этих дисциплин студенты должны научиться выявлять связи и отношения между отдельными элементами, уметь представлять информацию в формализованном виде, строить информационные модели объекта или процесса для решения поставленной задачи, что делает метод информационного моделирования крайне актуальным для изучения дисциплин естественнонаучного цикла. В статье приведены примеры использования информационного моделирования при обучении этим дисциплинам. На примере ряда моделей из различных областей практической деятельности описаны этапы информационного моделирования - от постановки задачи до решения, полученного в ходе вычислительного эксперимента.

14 69
Аннотация
В статье раскрываются основные современные приоритеты экологического образования как образования для устойчивого развития в контексте идей комплементарной стратегии освоения действительности. Обращается внимание на взаимосвязанные культурологический, средовый, проективный, коммуникативный дискурсы, определяющие инновационный характер образовательного процесса, направленный на формирование экологической культуры личности. Комплементарная стратегия основана на понимании взаимосвязи человека и окружающего его мира как единой и неразрывной средовой целостности. Взаимодействие человека и природы происходит в определенной культурной среде, поэтому определяющим в целях экологического образования являются коэволюционные ценности экологической культуры. Экологическая культура, выступая доминирующим фактором становления индивида как субъекта, способствует формированию у него взгляда на себя как творца нового экологосообразного мира. Мы рассматриваем формирование экологической культуры и, связанной с ней, экологической компетентности как социально значимых личностных качеств: от мировоззренческих и смысловых до рефлексивно-оценочных. Идеи опережающего развития системы непрерывного экологического образования, актуализируют востребованность проектирования как одного из центральных механизмов преобразования педагогической действительности и формирования культурно-экологической образовательной среды, в которой происходит таинство «будущетворения». Подчеркивается важность коммуникативного потенциала культурно-экологической образовательной среды.
15 53
Аннотация
В статье рассмотрено современное состояние профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита, становление и развитие которого проходит в условиях господства неоклассической экономической теории. Приведена критика этой теории как неадекватной в современных социокультурных условиях. Раскрыта сущность экологического менеджмента и аудита как эффективных механизмов экологизации хозяйственной деятельности. Обоснована значимость профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита в современных условиях. Охарактеризована концептуальная модель профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита. Конструирование модели осуществлено с учетом внешних факторов: ценностей общества, социально-экономических условий, экологической ситуации, тенденций развития экологической науки и теории управления, современных парадигм развития профессионального образования, а также социальных и личностных потребностей, формирующих ценностно-целевые, структурно-содержательные, процессуально-технологические ее стороны.
16 53
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы формирования одной из ключевых профессиональных компетенций, определенных стандартом бакалавров направления подготовки «Экология и природопользование»,-знание теоретических основ экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска и способность к использованию теоретических знаний в практической деятельности. Изучение экологических аспектов взаимодействия техногенных систем с природной средой, анализ возникающих при этом экологических рисков,изучение современных путей обеспечения безопасного взаимодействия техногенных систем с природной средой в рамках концепции устойчивого развитияявляется важнейшим элементом формирования указанной компетенции. В статье представлены вопросы, рассмотрение которых необходимо для освоения содержания курса, структура и принципы отбора содержания, требования к уровню подготовки обучающихся.
17 76
Аннотация
В статье исследуется проблема профессионального самоопределения учащихся в современных социально-экономических условиях. Рассматриваются подходы к определению сущности профессионального самоопределения, раскрываются факторы его формирования, характерные особенности и типология. Экологические олимпиады авторы рассматривают в качестве ведущей формы профориентационной деятельности, оказывающей существенное влияние на результат профессионального самоопределения учащихся. Раскрываются цели, задачи, функции и уровни олимпиадного движения по экологии. На основе обобщения различных подходов к классификациям представлена типология олимпиад по экологии. Проанализированы подходы к отбору заданий различного уровня творческой активности в зависимости от вида олимпиады. Делается вывод о том, что участие школьников в экологических олимпиадах различных уровней способствует развитию творческой активности и становлению профессионального самоопределения будущего выпускника.
18 62
Аннотация
В статье рассматривается реализация проектной деятельности Мининского университета по формированию Портфолио Абитуриента Мининского университета как одной из составляющих проекта «Steps to Profession», основной целью которого является привлечение сильных мотивированных абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ путем обеспечения профориентации и профессионального самоопределения, обусловливающего эффективное овладение профессией, опережающее трудоустройство и успешную трудовую деятельность. Сформированы основные сведения, учитываемые при формировании рейтинга абитуриентов, по направлениям деятельности: учебной, научной, общественной, а также определены показатели, отражающие индивидуальные достижения, учитываемые при начислении баллов на момент зачисления абитуриентов. В статье представлены мероприятия, проводимые Мининским университетом для привлечения мотивированных абитуриентов, учитываемые при начислении дополнительных баллов за индивидуальные достижения абитуриентов.
19 112
Аннотация
Статья посвящена раскрытию высокого потенциала проектной деятельности учащихся по изучению экологических особенностей живой природы урбанизированной среды в процессе формирования экологической компетентности. Экологическая компетентность как результативно-целевая основа современного экологического образования является необходимым условием становления инициативной, творческой, деятельной личности, осознающей значимость и серьезность современных экологических проблем, понимающей их причины и возможные последствия, способной к планированию и реализации природоохранной деятельности для устойчивого развития всей биосферы. Пониманию, осознанию и практическому решению экологических проблем своей среды обитания способствует внедрение в учебно-воспитательный процесс проектной технологии, которая наряду с научным (познавательным) аспектом решения поставленной учебной задачи включает личностный и деятельностный аспекты. В статье определено понятие «экологическая компетентность», выделены её основные компоненты: ценностно-смысловой, когнитивный, творческо-деятельностный, - которые направлены на развитие всех сфер сознания личности учащихся. Автором статьи раскрыты такие важные дидактические принципы, как экогуманизм, фундаментальность, культуросообразность, принцип визуализации, практико-ориентированный и эколого-краеведческий, принцип системности; предложена система учебных проектов в предпрофильном элективном курсе «Мир живой природы родного города», в которой отражена корреляция между компонентами экологической компетентности, сферами сознания личности и функциями учебного проекта.
21 53
Аннотация
В статье рассматривается сущность проблемы экологизации подготовки студентов в условиях современного высшего педагогического образования. Раскрываются методологические аспекты современного образования в контексте культурологических идей. Обосновывается значение экологического образования в системе профессионального высшего педагогического образования. Экологическая ориентация профессиональной подготовки студентов рассматривается как условие становления интегративных качеств личности, выступающих показателями профессионального развития человека. Обращается внимание на включение в образовательные программы проектно-экологической исследовательской деятельности студентов, обеспечивающих разнообразную коммуникацию. Выделяются традиционные и инновационные формы развития экологической культуры, основанные на системной интеграции науки экологии с экономикой, педагогикой, образовательной и экологической политикой. Обобщается опыт фундаментальных исследований в области экологизации профессионального образования учителей биологии в РГПУ им. А.И. Герцена.
22 45
Аннотация
Представленные подходы заключаются не столько в кардинальном изменении основных путей и средств, сколько в новом взгляде на акцентирование методических приоритетов, в специфическом подходе к логике и содержанию данной работы. В обучении игре на фортепиано будущих учителей музыки, не имеющих специальной фортепианной подготовки, необходимо в большей мере опираться на их возросший интеллектуальный потенциал, мотивационно-волевые качества, имеющийся опыт общения с искусством и стремление к овладению профессией. В этой связи обучение игре на фортепиано с учётом принципа последовательного формирования игровых действий направлено на постепенное расширение зоны самостоятельности, самоконтроля учащегося, переход его на каждом следующем этапе на качественно новый уровень свободы взаимодействия с музыкальным инструментом.

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

23 135
Аннотация
В статье представлен многоплановый обзор теоретических данных и экспериментальных исследований кремниевых веществ, задействованных в биогеохимической системе «почва - растение». Рассмотренные работы описывают значение кремния и его веществ в почвенно-поглощающем комплексе, физиологию и оптимизацию питания сельскохозяйственных культур, оптимизацию экологической составляющей их при выращивании. Показано значение кремния в индуцировании (активизации) механизмов внутренней физиологической системы устойчивости растений к абиотическим стрессам и как активатора защиты от поражения насекомыми-вредителями и болезнетворными микроорганизмами. Кремний и его соединения обладают ростостимулирующими свойствами, поэтому применение силикатсодержащих стимуляторов роста способствует повышению устойчивости культурных растений к неблагоприятным факторам окружающей среды и в целом оптимизации фитосанитарного фона сельскохозяйственных посевов. В заключение работы указывается обоснование о необходимости подробного изучения влияния кремнийсодержащих веществ на почвенно-биотический комплекс агробиогеоценозов и выявления физиологических и биохимических механизмов действия соединений кремния в растительном организме в части его защиты от фитопатогенов.
24 122
Аннотация
В условиях защищенного грунта испытан стрессовый адаптоген Эпин-Экстра (24 - эпибрассинолид). Целью исследования являлось изучение влияния регулятора роста на продуктивность оздоровленного картофеля сорта Удача (отечественной селекции), полученного методом апикальной меристемы. Установлено положительное влияние регулятора роста на продуктивность и качество растений картофеля в системе оригинального семеноводства в условиях теплицы. Применение Эпина-Экстра способствовало повышению приживаемости микрорастений, увеличению вегетативной массы и корневой системы, ассимиляционной поверхности растений картофеля. Благодаря повышению надземной и подземной биомассы, а также повышению стрессоустойчивости растений Эпин-Экстра увеличивает урожайность и биохимические показатели, такие как содержание крахмала и сухих веществ, а также способствует снижению аккумуляции нитратов в клубнях на раннем сорте Удача селекции ВНИИКХ.
25 69
Аннотация
Проведена сравнительная оценка содержания тяжелых металлов в образцах мёда, воска, прополиса, пчелиного яда и тел пчёл, полученных в разных районах Нижегородской области, отличающихся экологической напряженностью. Проведена сравнительная характеристика содержания тяжелых металлов в продуктах пчеловодства, полученных на пасеках, расположенных вблизи федеральной автомагистрали и в лесной зоне. Показано, что содержание свинца, кадмия, стронция, цинка и меди в исследуемых образцах продуктов пчеловодства выше в образцах, полученных на пасеках, расположенных вблизи автомагистрали. Максимальная разница между зонами зарегистрированы для цинка, которого в 5-9 раз больше в образцах, полученных вблизи автомагистрали.

ИССЛЕДОВАНИЯ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

26 84
Аннотация
Статья посвящена анализу функциональных возможностей геоинформационных систем, выбору конкретного программного обеспечения в зависимости от решаемых задач, особенностям преподавания элементов курса «геоинформационные системы» при подготовке специалистов. В статье приводится краткая история развития геоинформационных технологий, а также современные направления и тенденции развития. Приводятся примеры междисциплинарных связей геоинформационных систем с картографией и дистанционным зондированием, а также широкого спектра задач, решаемых при помощи геоинформационных технологий. Описывается наиболее широко используемое программное обеспечение, его функциональные возможности, практика применения специалистами. Оценивается степень интуитивности интерфейса программного обеспечения ГИС и проблемы, связанные с изучением ГИС программ специалистами. Обсуждаются основные направления применения ГИС в экологических исследованиях и методики освоения прикладных программных ГИС средств.
27 35
Аннотация
Массовые орнитологические акции - наиболее привлекательная форма работы в процессе формирования коммуникативной компетентности в дополнительном экологическом образовании. Процесс формирования коммуникативной компетентности представляет собой систему последовательных этапов, направленных на формирование мотивационного, когнитивного, творческо-деятельностного и личностного компонентов компетентности. Для каждого этапа характерно использование своей компетентностно-ориентированной коммуникативной ситуации, отвечающей цели этапа. На ценностно-смысловом этапе с целью формирования положительной мотивации, создания атмосферы взаимопонимания, общего эмоционального фона межсубъектного общения применяется ситуация-«отношение» . Операционно-деятельностный этап отличается использованием ситуации-«действие». На результативно-оценочном этапе межсубъектное взаимодействие осуществляется в условиях ситуации-«рефлексии». Каждая ситуация предполагает использование форм, методов, средств интерактивных технологий, выделенных, исходя из особенностей коммуникативного взаимодействия: технологии межсубъектного взаимодействия, основанные на живом, непосредственном общении; технологии делового общения на основе читательской деятельности с текстом; информационно-коммуникационные технологии.
28 194
Аннотация
В статье раскрываются особенности виртуальных экскурсий. Проведен анализ и оценка литературных источников по теме исследования. Дано определение для виртуальных экскурсий в образовательном процессе. Охарактеризованы их специфические черты и свойства, указаны области использования. Раскрыты методические основы применения данного вида экскурсий в географии в качестве формы организации учебной деятельности и индивидуального проекта учащихся. Выявлены и описаны этапы разработки экскурсии. Описана сущность проведения экскурсий по географии в контексте ее экологизации. Установлены требования к отбору геоэкологического содержания экскурсионного материала. Изложены рекомендации по раскрытию ценностного аспекта при изучении экскурсионных объектов. Приведены примеры индивидуальных проектов школьников по созданию виртуальных экскурсий. Указаны некоторые проблемы и трудности, возникающие при их составлении.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

29 51
Аннотация
В данной статье восстановлена биография и анализируется научная деятельность Павла Владимировича Серебровского, известного отечественного биолога, погибшего в блокадном Ленинграде. Доктор биологических наук, талантливый популяризатор науки, ученик М.А. Мензбира и П.П. Сушкина, он работал заведующим сектором орнитологии Зоологического института Академии наук СССР. Его исследования стали отправной точкой мониторинга орнитофауны центра Европейской России (Нижегородской области и сопредельных регионов), внесли большой вклад в познание механизмов воздействия экологических факторов на распространение и эволюцию птиц. В истории науки он известен как эволюционист, зоогеограф и орнитолог. В фокусе его научных интересов - орнитогеография, история орнитофауны Палеарктики, изучения влияния климата на эволюцию птиц, вопросы подвидовой изменчивости пернатых.
30 60
Аннотация
Кафедра экологического образования и рационального природопользования Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина организует Молодежную межрегиональную научно-практическую конференцию молодых ученых, студентов, магистрантов и аспирантов «Экологические проблемы и пути их решения: естественнонаучные и социокультурные аспекты». Внедрение данной конференции в практику межвузовских научно-образовательных отношений позволяет объективно формировать систему представлений о современных тенденциях и направлениях развития экологической науки и образования в высших школах.
31 90
Аннотация
Региональная научно-практическая конференция «Современное дошкольное образование: проблемы и перспективы» (заочная), организованная кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования НГПУ им. К. Минина 27 февраля 2015 г., была посвящена актуальным проблемам теории и практики современного дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования. Участники конференции в своих статьях представили различные аспекты организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста: обогащение содержания образовательных областей, использование информационных технологий в разных видах детской деятельности, внедрение новых форм и методов взаимодействия с семьей и др. Автор особо подчеркивает первостепенное значение дошкольного детства как уникального и самоценного периода в развитии личности, актуализирует проблему специфики организации детской игры как ведущего в дошкольном возрасте, специфически детского вида деятельности.

ПРИГЛАШЕННЫЙ ГОСТЬ

1 56
Аннотация
Статья посвящена одной из актуальных задач радиационной экологии - изучению процессов переноса сверхтяжёлого изотопа водорода-трития в окружающей среде. Приводятся результаты исследований процессов окисления трития в ненасыщенном слое почвы, миграции в водоносном слое, вымывания из атмосферы каплями дождя и переноса в атмосфере.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)