Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск
Том 7, № 2 (2019)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

1 144
Аннотация

Введение: авторы статьи поставили целью провести анализ решения проблемы информатизации образования в зарубежных образовательных учреждениях и сопоставить материально-технические, учебно-методические и организационные возможности российских и зарубежных вузов в вопросе развития информационной образовательной среды как фактора успешности профессионального образования.

Материалы и методы: исследование осуществлялось на основе научно-педагогических методов анализа, сравнительного обобщения и систематизации теоретических и эмпирических источников, определяющих необходимую объективность и эвристичность выводов.

Результаты исследования: авторами сделан вывод, что развитие информационной образовательной среды и в России, и за рубежом является важным фактором успешности образования: как среднего, так и профессионального. Увеличение числа студентов, обучающихся по индивидуальным учебным планам, уменьшение аудиторных часов в пользу часов на самостоятельную работу студентов, возрастание в учебных планах процента дисциплин по выбору, интеграция дистанционных форм обучения и т.п. требует развития новых инструментов для решения этих проблем, и одним из эффективных инструментов является информационная образовательная среда учебного заведения.

Анализируя информационные среды российских и зарубежных вузов авторы приходят к выводу, что объединение обособленных средств информатизации, применяемых в различных областях деятельности учебного заведения, в единую информационную образовательную среду позволяет решать две основные проблемы, которые в настоящее время волнуют педагогическое сообщество: эффективность обучения и эффективная организация учебного процесса.

Обсуждение и заключения: авторы считают, что перевод содержания и технологий образовательного процесса на современные электронные носители может осуществляться только при условии сохранения достижений педагогической науки и ее методологии как фундаментальной основы проектирования современных педагогических технологий с использованием информационных технологий. Концептуальная основа состоит в том, что разработка контента информационной образовательной среды предусматривает не сканирование учебного материала, а программирование взаимодействия субъектов образовательного процессе с учетом закономерностей учебно-познавательной деятельности.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

2 178
Аннотация

Введение: развитие компетенции делового спора направлено на достижение образовательных результатов, связанных с приобретением личностного опыта в осваиваемых видах деятельности. Личный опыт составляет обязательный компонент любого вида компетентности работника. Процесс формирования такого вида компетенции связан с решением ряда проблем: с уточнением содержания иноязычного образования, с выработкой специальных технологий, выбором приемов обучения, режимов работы на занятиях по формированию, развитию и совершенствованию такой компетенции.

Материалы и методы: в рамках проведенного исследования использовались общенаучные методы познания, а также специальные методы исследования.

Результаты исследования: описана межкультурная деловая среда в содержании образовательной программы дополнительного иноязычного образования «Деловой английский язык» (“Business Result Upper-Intermediate”, “Business Benchmark Upper-Intermediate”). Определены предпосылки формирования компетенции межкультурного делового спора предпринимателей в иноязычном образовании по деловому английскому языку. Подробно описаны технологические блоки по формированию компетенции межкультурного делового спора предпринимателей в дидактическом модуле «Деловая иноязычная медиация» в курсе делового английского языка для бизнесменов и предпринимателей.

Обсуждение и заключения: на основе проведенного теоретико-практического исследования, собственной практики по преподаванию иностранного языка в разных дидактико-методических условиях разработано содержание специального дидактического модуля «Деловая иноязычная медиация». Он активно используется в системе дополнительного иноязычного образования, в системе повышения квалификации, обеспечивает положительные результаты, готовит бизнесменов-практиков к конкретной экономической деятельности с учетом особенностей страны-партнера, особенностей культуры и менталитета партнеров по бизнесу.

3 115
Аннотация

Введение: большую долю в будущей деятельности современных бакалавров по физической культуре занимают соревнования. Для организации и проведения соревнований различного уровня необходимо овладеть дополнительной компетенцией – способностью организовывать и проводить соревнования, осуществлять судейство по базовым видам спорта и избранному виду спорта. Актуальность исследования заключается в необходимости разработки курса, обеспечивающего профессиональную подготовку бакалавров педагогического образования (профиль «Физическая культура») к организации и проведению соревнований различного уровня.

Материалы и методы: были использованы следующие методы исследования: теоретические – анализ, синтез, моделирование, сравнение; эмпирические – анкетирование, наблюдение и тестирование. Проведено анкетирование с целью выявления востребованности разработанного авторского курса «Организация и проведение спортивных мероприятий» в системе дополнительного образования и внедрения его в систему непрерывной подготовки бакалавров по физической культуре.

Результаты исследования: для овладения студентами компетенцией, связанной с организацией и проведением спортивных соревнований различного уровня, была разработана и внедрена дополнительная образовательная программа «Организация и проведение спортивных мероприятий». Целью разработанного курса является формирование дополнительных профессиональных компетенций, обеспечивающих способность и готовность студентов к проведению различного рода соревнований, формированию способности использования разнообразных средств физической культуры для сохранения здоровья.

Обсуждение и заключения: результаты исследования выявили назревшую необходимость в расширении профессионального поля будущего выпускника по физической культуре. Проведенное анкетирование среди будущих бакалавров по физической культуре показало необходимость реализации дополнительного курса «Организация и проведение спортивных мероприятий». Чтобы обеспечить формирование дополнительных профессиональных компетенций выпускников и будущего бакалавра педагогического образования (профиль «Физическая культура») в сфере спортивной деятельности, необходимо внедрить в учебный процесс авторский курс «Организация и проведение спортивных мероприятий». 

4 120
Аннотация

Введение: в статье рассматриваются вопросы формирования компетенций в области математического моделирования у педагогов профессионального обучения в условиях информационно-образовательной среды вуза. Предложена модель обучения математическому моделированию в процессе профессиональной подготовки педагогов. В основу проектирования модели положены следующие теоретические положения: обучение математическому моделированию студентов в вузе обеспечивается достижением системной интегрированности и непрерывности компонентов междисциплинарного пространства будущей профессиональной деятельности; системообразующим фактором интеграции междисциплинарных знаний выступает математическое моделирование, обеспечивающее целостность, структурность, иерархичность и динамичность знаний; реализация процесса обучения математическому моделированию обеспечивается созданием организационно-педагогических условий. Выделены и обоснованы этапы обучения математическому моделированию студентов в вузе: освоение математической грамотности; овладение содержательным и ценностно-смысловым компонентом; развитие способности к математическому моделированию; формирование компетенций в области математического моделирования.

Материалы и методы: при написании статьи использовались следующие методы – теоретико-методологический анализ и синтез имеющейся специальной отечественной и зарубежной научно-методической литературы, концептуальный анализ научных статей и публикаций по теме; изучение и обобщение как отечественных, так и зарубежных разработок; применение методов обобщения, сравнения, прогнозирования.

Результаты исследования: рассмотрены вопросы, связанные с содержанием и структурой процесса обучения математическому моделированию в рамках профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Разработана и внедрена в образовательную практику вуза модульная программа обучения «Математическое моделирование в профессиональном образовании». Разработан электронный учебно-методический комплекс обучения студентов математическому моделированию, интегрированный в информационно-образовательную среду вуза, отвечающий принципам фундаментальности, открытости, интегрированности, интерактивности, персонификации.

Обсуждение и заключения: проблематика формирования компетенций в области математического моделирования у педагогов профессионального обучения является актуальной и заключается в выявлении, осмыслении и уточнении комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность обучения математическому моделированию в процессе профессиональной подготовки студентов вуза. 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

5 118
Аннотация

Введение: актуальность данной темы обусловлена тем, что на данный момент не существует единого структурированного подхода к созданию цифровых образовательных ресурсов, на государственном уровне не определены четкие требования к их структуре и содержанию. Соответственно имеется необходимость в систематизации цифровых образовательных ресурсов и разработке унифицированных требований к их созданию, структуре и содержанию с целью применения в образовательных учреждениях.

Целью исследования является выявление системного подхода к структуре и использованию цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе.

Объектом исследования выбраны цифровые образовательные ресурсы.

Предметом исследования является цифровые образовательные ресурсы в образовательной деятельности современного вуза.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

            выявлены существующие подходы систематизации цифровых образовательных ресурсов;

            предложена систематизация цифровых образовательных ресурсов по образовательно-методическим функциям, по назначению;

            обозначена целесообразность и необходимость обеспечить воспитательно-образовательный процесс цифровыми образовательными ресурсами.

Материалы и методы: написание статьи сопровождалось использованием следующих методов: анализ литературных источников, педагогический эксперимент, сравнительный анализ, метод экспертных оценок.

Результаты исследования: практическая значимость работы заключается в доработке, обновлении информационной составляющей существующих электронных учебно-методических комплексов по дисциплине «Информационная безопасность», «ЭВМ и периферийное оборудование» и «Введение в операционные системы», разработанных на платформе Moodle. 

Обсуждение и заключения: проблема комплексной оценки цифровых образовательных ресурсов является актуальной наряду с формулировкой требований, предъявляемых к цифровым образовательным ресурсам, так как вопрос здоровьесбережения в условиях работы с компьютером имеет приоритет.

6 130
Аннотация

Введение: важная задача отечественной педагогики связана с осмыслением и анализом опыта образовательных систем других стран, которые имеют многовековой педагогический опыт с целью оценки и использования наиболее успешных и эффективных разработок отечественной педагогикой. Опыт Великобритании выступает ведущим в отношении развития индивидуализации образования. Это опыт элитный, так как традиционная тьюторская система обучения складывалась и реализовывалась десятилетиями, она доказала свою эффективность в ходе взаимодействия со многими национальными педагогическими системами.

Материалы и методы: основополагающими для данного исследования являются теоретические методы: метод аналогии понятий «наставничество», «тьюторство», «поддержка», «сопровождение»; метод сопоставления, состоящий в рассмотрении применения практики тьюторства от Средневековья до наших дней и опыта тьюторской деятельности на разных уровнях образования Великобритании; метод анализа опыта тьюторской деятельности в образовательной практике Великобритании и опыта использования системы тьюторства в наши дни.

Результаты исследования: один из важнейших элементов образовательной системы Великобритании – тьюторское взаимодействие обучающегося и тьютора при обучении и воспитании, возникновение которого относится к периоду Средневековья. Технология тьюторской деятельности предполагает продуманное и чётко организованное психолого-педагогическое сопровождение, заключающееся в помощи обучающимся в выявлении и раскрытии способностей, в соотнесении их желаний с реально существующими возможностями, в определении перспектив роста и продвижения в личностном развитии, в ориентировке в быстро меняющемся мире. Во время всего периода обучения студент нуждается в руководстве и поддержке, которые включают в себя эффективное реагирование на возникающие вопросы, обеспечение реализации потребностей по  мере их возникновения.

При анализе тьюторской системы обучения как средства повышения качества образования мы не можем не согласиться с выводами многих учёных, основанными на статистических данных ведущих университетов Англии, что улучшение академических достижений студентов высших учебных заведений и обучающихся школ напрямую связано с тьюторской системой обучения.

Обсуждение и заключения: зарубежный опыт, в нашем случае английского образования, содержащий конструктивную практику повышения качества образовательного процесса, становится актуальным для современного российского образования. Изучая и анализируя опыт организации тьюторского сопровождения в Англии, мы можем определить стимул для более широкого осознания педагогической действительности, более ясно увидеть возникающие проблемы и пути их решения и обозначить направления дальнейшего развития российского образования в указанной сфере.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

7 127
Аннотация

Введение: в статье рассматривается проблема формирования профессиональных интересов абитуриентов вузов с ограниченными возможностями и инвалидностью на этапе профориентации. Обосновывается необходимость выявления потенциального спроса абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на высшее образование.

Материалы и методы: выявление образовательных потребностей абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью проводилось в ходе мониторинга с использованием опросного метода. Форма проведения опроса – анкетирование обучающихся старших классов коррекционных школ на территории 7-ми субъектов Приволжского федерального округа.

Результаты исследования: по итогам проведенного мониторинга образовательных потребностей абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью дан количественный и качественный анализ полученных результатов исследования. В ходе анализа результатов мониторинга определены профессиональные интересы абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью, а также факторы выбора ими профессии. Сделаны выводы о необходимости целенаправленной работы в вузе специалиста по профориентации с такой категорией абитуриентов. Сформулирован перечень особых потребностей инвалидов при обучении в вузе.

Обсуждение и заключение: сделаны выводы о том, что получение услуг по профориентации способствует более ответственному отношению к выбору профессии. Сформулированы рекомендации вузам для совершенствования деятельности по осуществлению профориентационной работы для привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

8 140
Аннотация

Введение: количество детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии (ТМНР) увеличивается. У этих детей страдают интеллект, речь, сенсорная сфера, общая и мелкая моторика, поведение и коммуникация. Семья, воспитывающая ребенка с ТМНР, сталкивается с комплексом не только разнообразных медицинских, но и психолого-педагогических проблем, которые связаны с функционированием самой семьи, с выполнением родителями разнообразных ролей по воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Специалистами недостаточно внимания уделяется потребностям родителей и тем семейным контекстам ребенка, в которых он воспитывается. Необходимо сместить акцент внимания с реабилитации детей с особыми образовательными потребностями (ООП) на сопровождение семьи как реабилитационной системы. С позиций семьецентрированного подхода эффективность сопровождения специалистами детей с ТМНР зависит от того, в какой степени удастся активизировать и укрепить ресурсы родителей. Цель: анализ проблемных зон и ресурсов семей, воспитывающих детей с ТМНР.

Материалы и методы: теоретико-методологической базой исследования являются: 1) теория экологических систем У. Бронфенбреннера, в которой он опирается на тезисы Л.С. Выготского о роли социальной ситуации развития в становлении высших функций у детей; 2) системно-факторный подход в анализе проблемных зон и ресурсов семьи; 3) ресурсный подход в повышении качества жизни семьи, воспитывающей ребенка с ТМНР. Использованы системный анализ, сравнительно-сопоставительный и аналитический методы.

Результаты исследования: с позиций семьецентрированного подхода у семей, воспитывающих детей с ТМНР, выявлены на уровне разных экологических систем разнообразные проблемные зоны и ресурсы, которые помогают их преодолевать. Акцент сделан на том, что проблемы семьи и ресурсы взаимосвязаны и их можно представить виде конкретных факторов.

Обсуждение и заключения: семья, в которой рождается ребёнок с инвалидностью, сталкивается с комплексом разнообразных медицинских, психолого-педагогических, информационных и материальных проблем. С позиций семьецентрированного подхода проблемы и ресурсы семьи, воспитывающей ребёнка с ТМНР, рассматриваются на уровне микро-мезо-экзо-макросистем. В каждой системе существуют факторы, выступающие в качестве проблемных зон, которые обладают ресурсным потенциалом для повышения качества жизни семьи, воспитывающей ребёнка с ТНР. Предложенный системно-факторный подход к выявлению проблемных зон и ресурсов семей, воспитывающих детей с ТМНР, может быть использован для эффективного выстраивания ранней помощи и координации деятельности специалистов.

Научная новизна. В статье предлагается рассмотреть проблемные зоны и ресурсные состояния семей, воспитывающих детей с ТМНР, с позиций семьецентрированного подхода и экологических (микро-, мезо-, экзо-, макро-) систем с конкретизацией факторов, влияющих на качество жизни семьи: семейно-родственного, дошкольно-школьного, коррекционно-реабилитационного и общественно-государственного.

Практическая значимость. Предложенный системно-факторный подход к выявлению проблемных зон и ресурсов семьи, воспитывающих детей с ТМНР, может использоваться для координации деятельности специалистов в выстраивании эффективной ранней помощи. 

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

9 150
Аннотация

Введение: в статье рассмотрены актуальные для современной науки и практики проблемы психологических особенностей личности на этапе поздней взрослости и возможности использования речи как основы для изучения особенностей когнитивного функционирования личности. Проблема взаимосвязи речи и мышления является традиционной для психологической науки, однако основная часть исследований носит теоретический характер. Данное исследование является эмпирическим.

Материалы и методы: для изучения особенностей речи и ее взаимосвязи с различными формами мышления (дивергентного, конвергентного, понятийного), а также его гибкости использовалась обширная батарея методик. Для изучения дивергентного мышления использовался тест Дж. Гилфорда, методика Б.В. Зейгарник «Соотношение пословиц» использовалась для изучения понятийного мышления, для диагностики конвергентного мышления использовался культурно-свободный тест Р. Кеттелла (CFIT) и тест Дж. Струпа для диагностики гибкости-ригидности познавательного контроля. Для изучения характеристик речи использовались прямой и цепной ассоциативные тесты. Всего в исследовании приняло участие 84 респондента в возрасте от 25 до 84 лет. Для изучения динамики изучаемых переменных респонденты были разделены на четыре возрастные группы (средний возраст 28,6 лет, 52,4 года, 64,9 года и 75,8 лет).

Результаты исследования: сравнительный анализ переменных показал, что статистически значимые изменения наблюдаются только в доле парадигматических речевых реакций. Для изучения взаимосвязи между различными формами мышления были использованы факторный и регрессионный анализы. Их результаты показали, что в характеристиках речи, отражающих ее структуру, проявляются особенности конвергентного мышления, которое направлено на поиск одного единственного решения и основано на стратегии использования уже имеющихся алгоритмов решения задач определенного типа.

Обсуждение и заключения: динамические характеристики речи связаны с гибкостью мышления, со способностью личности быстро переключаться с одной задачи на другую. Однако данные динамические характеристики не изменяются с возрастом респондентов, и их использование для диагностики особенностей мышления личности на этапе поздней взрослости вызывает сомнение.

ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, АКМЕОЛОГИЯ

10 111
Аннотация

Введение: в условиях глобальных преобразований современного общества меняется и детство как социокультурный феномен, имеющий конкретно-исторический характер. Трансформации современного детства все чаще становятся предметом научного анализа, однако не менее важно получить представление о том, каким видят детство своего ребенка современные родители, собственное детство которых протекало в иных социокультурных условиях.

Материалы и методы: в исследовании использовалась методика незаконченных предложений, результаты которой подвергались процедуре контент-анализа.

Результаты исследования: существующий у родителей образ детства имеет определенную структуру и динамику. Образ современного детства трансформируется в зависимости от возраста ребенка, детство которого описывают родители. Базовые, стабильные компоненты образа детства – родители, семья и время, проведенное ребенком вместе с родителями. Его динамичные компоненты соответствуют специфике актуальных возрастных потребностей ребенка того или иного возраста: для дошкольника это – создаваемый семьей позитивный эмоциональный фон (радость, счастье, чувство защищенности), для младшего подростка – школа и учение, для старшего подростка – виртуальное общение, жизнь в информационном пространстве. В отличие от этого образ собственного прошедшего детства у родителей более статичный и стереотипный: его основным содержанием является тесная связь ребенка с родителями, семьей, а также выраженный позитивный эмоциональный фон («счастливое детство»), что соответствует образу дошкольного детства.

Обсуждение и заключения: образ детства отражает интуитивные представления родителей об основных потребностях своих детей. В целом родительские представления о детстве соответствуют традиционно выделяемому возрастному содержанию мотивационно-потребностной сферы, которое у поколения сегодняшних детей принципиально не меняется, хотя и реализуется в несколько иных формах. Как свое прошедшее детство, так и актуальное детство своего ребенка взрослые воспринимают непосредственно и безоценочно, однако у более зрелых родителей возникает потребность осмысления перемен, наблюдаемых в современном детстве.

11 145
Аннотация

Введение: в данной статье рассматривается проблема личностного становления подростков, воспитывающихся в условиях отцовской депривации, на примере содержательных аспектов основных компонентов их Я-концепции. На основе анализа представленных в современных исследованиях фактических данных констатирована тенденция роста числа неполных (материнских) семей и специфика развития детей и подростков из таких семей. Дана общая оценка степени изученности проблемы Я-концепции в подростковом возрасте и показана ее недостаточная разработанность применительно к подросткам, воспитывающимся в условиях отцовской депривации.

Материалы и методы: проведен сравнительный анализ особенностей содержательных аспектов основных структурных компонентов Я-концепции подростков из полных и материнских семей, общей численностью 170 человек. Изучены содержательные характеристики когнитивного компонента Я-концепции – образа Я и проявления эмоционального компонента – самооценки, включая общее самопринятие подростков.

Результаты исследования: получены данные, свидетельствующие о некоторой специфике становления Я-концепции подростков, воспитывающихся в материнских семьях без участия отца. В частности, в исследовании нашла подтверждение гипотеза о том, что отцовская депривация оказывает существенное влияние на содержание образа Я подростков, что находит свое отражение как в количественных, так и в качественных особенностях их самоописаний. Кроме того, по результатам сравнительного анализа установлен факт наличия у подростков из материнских семей более низких показателей по большинству параметров самооценки, за исключением сферы романтических отношений.

Обсуждение и заключения: в целом полученные результаты исследования позволили обозначить преобладающие самопредставления подростков из полных и материнских семей, а также характер их самооценки по наиболее значимым для данного возраста параметрам.

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

12 126
Аннотация

Введение: статья обращена к проблематике формирования апофатической традиции в истории античной философии. Акцент в исследовании делается на вопросе истока негативности в неоплатонизме, анализируются учения Плотина и Дамаския. Выдвигается гипотеза о том, что одним из оснований может являться учение Демокрита о двух видах пустоты.

Материалы и методы: в качестве материалов, используемых в статье, следует отметить переводы с древнегреческого языка свидетельств, передающих учение атомистов, а также обращение к аутентичным семантическим единицам. Сочинения Плотина и Дамаския анализируются на основании переводной литературы. Используются традиционные для историко-философского исследования методы: герменевтический, феноменологический, исторический, компаративный анализ.

Результаты исследования: исходной предпосылкой исследования являются свидетельства об учении атомистов, в которых есть указания на существование не одного, а двух видов пустоты. Подчеркивается, с одной стороны, именно гипотетический характер данного положения. С другой, говорится о вариативности трактовок анализируемых свидетельств. В статье показывается, что принцип дуализма негативности наличествует в учениях Плотина и Дамаския. В философии Плотина негативность представлена в двух противоположных полюсах иерархии – в генологии и в учении о материи. Показывается также, что в сложных апофатических конструкциях Дамаския говорится, в частности, о двух видах Единого.

Обсуждение и заключения: в завершении подчеркивается, что найти прямые указания в текстах Плотина и Дамаския на взаимосвязь их концепций с учением Демокрита о двух видах пустоты представляется затруднительным, и что наличествующие в статье выводы справедливы только в контексте общей логики формирования античной апофатики.

13 128
Аннотация

Введение: цель данной статьи – в рамках историко-философского исследования создать философский портрет современного русского мыслителя, доктора философских наук, профессора Льва Евгеньевича Шапошникова, для чего необходимо дать целостную характеристику личности ученого, определить на основе анализа трудов философа его основные идеи и их место в контексте истории русской философии в синхронии и диахронии.

Материалы и методы: материалом исследования являются труды Л.Е. Шапошникова, посвященные проблемам русской религиозной философии, и работы выдающихся русских мыслителей ХIХ-ХХ вв. Для решения поставленных задач используются методы философского анализа, интерпретации, сопоставления, обобщения.

Результаты исследования: результатом проведенного исследования является создание философского портрета Л.Е. Шапошникова, включающего характеристику личности ученого, описание и оценку его просветительской, научной, управленческой и иной деятельности, непосредственно связанной с философским процессом.

В целом можно констатировать, что философские исследования профессора Шапошникова посвящены ограниченному кругу тем: история русской религиозной философии и православного богословия, а также история и своеобразие духовного образования в России. В настоящее время произошло расширение этого тематического круга за счет исследования философско-педагогических взглядов русских мыслителей ХIХ-ХХ века.

К основным заслугам профессора Л.Е. Шапошникова можно отнести не только фундаментальную научную деятельность в области изучения истории русской религиозной философии и православного богословия, но и создание научной школы по истории философии, широкую просветительскую деятельность, включающую организацию значимых научных мероприятий (например, Рождественских православно-философских чтений, которые почти 30 лет проводятся в Нижнем Новгороде), участие в коллективных исследованиях ученых ведущих вузов России (МГУ им. М.В. Ломоносова и др.).

Обсуждение и заключения: в рамках данной статьи представлена научная дискуссия известных специалистов по истории русской философии (Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Белоруссии) с профессором Шапошниковым, дающая возможность охарактеризовать основные идеи мыслителя в их отношении к современному научному контексту и творчеству выдающихся русских философов ХIХ-ХХ века.

Одной из важнейших тем философского творчества Л.Е. Шапошникова является анализ историософии русских мыслителей (В.В. Розанова, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева и др.), причем интерпретация философии истории в работах Льва Шапошникова часто носит новаторский характер, однако логика автора и глубокое понимание сущности проблем являются залогом достоверности научных результатов. Большую роль в философском творчестве профессора Шапошникова играет изучение русской религиозной философии, глубокий содержательный анализ отечественных консервативных идей, исследование истории духовного образования в России и православного богословия.

Несомненным достоинством исследовательского таланта Л.Е. Шапошникова является его умение систематизировать и классифицировать изучаемые явления и обогащать терминологический аппарат философской науки. Следовательно, можно утверждать, что исследования Л.Е. Шапошникова имеют существенный методологический потенциал.

Таким образом, коллективу авторов удалось сформировать полноценный философский портрет выдающегося современного мыслителя и определить значение его идей в истории русской философии.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

14 161
Аннотация

Введение: актуальность исследований города связана с тем, какую роль данная форма поселения играет на современном этапе развития цивилизации. Специфика изменения города с эпохи Нового времени заключается в динамизме, разнонаправленности и многообразии процессов. Перспективными оказываются междисциплинарные исследования, возникающие на стыке социологии, политологии, антропологии, философии и экономики. В данной статье поднимается проблема влияния городского пространства на жизнедеятельность общества, с одной стороны, и требований, которые предъявляются жителями города к логике организации их бытия в городской среде, – с другой.

Материалы и методы: в качестве ключевой рамки анализа направлений трансформации современного городского пространства предлагается концепция биовласти, сформулированная М. Фуко и его последователями. Данная методология позволяет рассматривать не только механику микровласти, но и массофицирующие политические стратегии. В свете указанной концепции центральным понятием является тело: тело человека, коллективное социальное тело и тело города. Теоретические выкладки иллюстрируются примерами российских и зарубежных городов, а также результатами социологического исследования «субъективного благополучия» жителей мегаполиса, на примере Нижнего Новгорода.

Результаты исследования: проводится мысль, что пространство современного крупного города трансформируется по проекту власти, преследующей цели оптимизации управления массами, – достижения максимальной безопасности и прозрачности городской среды. Однако новые архитектурные решения далеко не всегда ощущаются горожанами как комфортные и экзистенциально безопасные. В результате обозначаются тактики сопротивления властным решениям снизу. Российская действительность анализируется как специфическая, однако проводится мысль: крупные российские города имеют тенденцию вписаться в общую логику становления городского пространства. Авторы предпринимают попытку рассмотреть в качестве одной из сторон в процессе инициирования изменений и саму материю города.

Обсуждение и заключения: проведённое исследование позволило обозначить ведущие тенденции трансформации крупных городов мира и России, выявить основные точки «заботы» власти в процессе трансформации городской среды, описать комплекс проблем включения человека в коллективное социальное тело в пространстве современного мегаполиса.

15 132
Аннотация

Введение: актуальность изучения типов маскулинности в культуре потребления связана с изменением восприятия телесности и расширением представлений о мужественности и особых атрибутов ее идентичности, что создает новые мужские имиджевые образы. Появление типологий маскулинности в научной литературе свидетельствует о ранжированности образов мужественности и возникновении индивидуальных стратегий анализа мужского поведения.

Материалы и методы: на материале культуры потребления и модных тенденциях мужественности описаны типологии маскулинности с позиции системного подхода и философско-культурологического анализа; подчеркивается важность маркетинговых и визуальных культурных практик в расширении представлений о мужественности и возникновении новых типов маскулинностей; проводится анализ того, как модные тенденции во многих отраслях, таких как стиль, уход за собой, хобби, профессиональная деятельность, постепенно размывают границы, заданные гендерными нормами второй половины XX века, что вызывает расширение социального диапазона маскулинностей и становится основой для возникновения типологий маскулинности.

Результаты исследования: появление типологий маскулинности, ориентированных на моду и культуру потребления, свидетельствует об изменении восприятия мужского и женского в культуре и повышении роли маскулинности в маркетинговых стратегиях продвижения товаров и услуг. Исследования телесности также накладывает особый отпечаток на мужской образ, который, визуально окрашиваясь и гендерно трансформируясь, расширяет границы маскулинности и становится основой для индивидуализации мужского культурного образа.

Обсуждение и заключения: современная культура генерирует новые типы маскулинностей, что проявляется в культуре потребления и моде на отдельные («мужские») категории товаров, визуальных практиках, межкультурных взаимодействиях, субкультурах, индивидуализирующих современные мужские типажи. Подобные изменения свидетельствуют о возрастающей «чувственной» стороне восприятия маскулинности и требуют дальнейших изучений и осмыслений.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)