ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Введение. Подготовка курсантов в образовательных учреждениях Государственной противопожарной службы МЧС России к ликвидации пожаров является актуальной задачей, качественное выполнение которой может реализовываться с использованием игровых форм обучения.
Материалы и методы. Реализация игровых форм обучения предложена в форме деловой игры, для разработки методики которой применялись основные положения теории игрового и контекстного обучения. В сценарии деловой игры реализованы дидактические принципы проблемного и рефлексивного методов обучения.
Результаты исследования. Для разработки методики и сценария деловой игры, для реализации подготовки курсантов в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ сформированы цели, разработаны требования к учебно-методическому обеспечению и материально-техническому оснащению. В качестве основных сформулированы профессионально-педагогические и игровые цели, для реализации которых сформирован актуальный сценарий пожара, сопровождающийся сложной обстановкой, требующей участия всего перечня штатных и нештатных должностей для его локализации и последующей ликвидации. Сценарий деловой игры включает 3 этапа ее проведения, направленных на получение обучаемыми знаний и навыков работы в конкретных должностях пожарно-спасательного подразделения в условиях развития пожара и воздействия его опасных факторов. К основным задачам деловой игры относится формирование навыков взаимодействия между должностными лицами в процессе ликвидации пожара, умения организовать работу подчиненных лиц и пожарно-спасательных подразделений, а также получение опыта анализа своих действий и действий участников деловой игры для оценки положительных и отрицательных аспектов совместной работы и достижения поставленной профессиональной и учебной цели.
Обсуждение и заключения. Эффективность практических занятий в форме деловой игры обуславливается активным погружением обучаемых в профессиональную среду, сопровождающимся возникновением дополнительной игровой мотивации и высоким уровнем усвоения курсантами получаемых знаний, умений и навыков в условиях формирования индивидуального и группового опыта совместной деятельности в экстремальной среде реального пожара.
Введение. В статье представлены методические основания концепции цифрового симулятора педагогической деятельности. Его характеристики позволяют увидеть возможности моделирования педагогической деятельности с позиции реализации принципов деятельностного подхода. Цель данного исследования заключается в создании концепции и методологического инструментария – сюжетной композиции для программирования тренажера педагогической деятельности по обучению решению геометрических задач. Показано содержание одной из сюжетных линий по теме «Ортоцентр треугольника».
Материалы и методы. Современная система высшего образования готовит учителей к профессиональной деятельности в глобальном информационном обществе. Развитие информационных и цифровых технологий предполагает активное применение дистанционных форм обучения, под которыми подразумеваются образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогов. В силу этих требований в работе рассматриваются возможности имитационного моделирования в процессе профессиональной подготовки будущих школьных учителей. В качестве методов исследования использовался педагогический эксперимент, наблюдение и моделирование, а также анализ тренажеров в системе высшего образования Российской Федерации [9, 10, 11, 14] и за рубежом [20].
Результаты исследования. Выработана концепция и адаптация математического содержания симулятора [16] к уровню профильного среднего полного общего образования. Для создания такого тренажера создан банк педагогических ситуаций и вариантов их решения, источником пополнения которого является педагогическая практика обучающихся в школе. Перспектива внедрения цифрового симулятора в том, чтобы отвечать потенциальным запросам пользователя и требованиям профессионального стандарта [19]. Концепция симулятора по обучению решению геометрических задач строится на основе теоретических основ элементарной геометрии и методов решения задач повышенной сложности по геометрии (профильный уровень, ЕГЭ, олимпиадные задачи), методики обучения геометрических задач, когнитивной психологии.
Обсуждение и заключения. В статье представлена модель симуляции действий будущего учителя математики в процессе организации решения геометрической задачи с точки зрения дидактики, психологии, методики и аксиоматики геометрии. Подготовлена методологическая и математическая основа для педагогического эксперимента по разработке цифрового симулятора и его внедрению в учебный процесс по подготовке учителей математики.
Введение. Статья анализирует роль отдельного учителя в формировании профессиональных ориентиров будущих учителей – студентов педагогического вуза. В научной литературе неоднократно отмечалось, что сформированные в школе представления о хорошем учителе часто устойчивы и препятствуют профессиональному развитию и отделению опыта прошлого от перспектив профессионального роста педагога. При этом большинство исследований занимаются анализом образа абстрактного «идеального учителя» без привязки к конкретному человеку, повлиявшему на выбор профессии и общие профессиональные ориентиры будущего педагога.
Материалы и методы. В представленном исследовании была проведена декомпозиция 31 нарратива студентов НГПУ им. К. Минина о своём лучшем школьном учителе. Нарративы были собраны в рамках профессионального конкурса «Лучший учитель» в 2019 году. Выделенные в нарративах эксплицитные характеристики учителей были классифицированы по системе, предложенной в монографии «Портрет педагога» [7].
Результаты исследования. Полученные данные показали, что для большинства студентов важными являются личностные характеристики, проявляющиеся в общении с учениками: эмоциональные (43%) и коммуникативные (23%). На втором месте располагается группа способностей педагога, связанных с глубиной его знаний, потребностью в расширении его знаний и практическим применением в решении педагогических задач (познавательные (12%) и деятельностные (14%) способности), на третьем – аксиологические способности педагога (8%), связанные с ценностями и гражданской позицией. Обобщая все выявленные в нарративах характеристики лучших учителей, можно сделать вывод, что для студентов, участвовавших в опросе, большую роль играет эмоциональный неформальный контакт с педагогом: отзывчивость и открытость, готовность помочь и ответить на вопросы, создание мотивации к обучению, самообразованию и поиску решений, а также преданность своему делу, любовь к предмету и к детям, энтузиазм и творческий подход в работе, достижение учениками высоких результатов в выпускных экзаменах и различных конкурсах, опыт работы.
Обсуждение и заключения. Данные из нарративов о лучшем учителе отражают некий образ идеального учителя, интуитивно сформированный во время школьного обучения при наблюдении ситуации «изнутри». Любопытно, что эти представления полностью соответствуют определенным Дж. Хэтти в своем метаисследовании характеристикам успешных учителей. При научном изучении ситуации обучения «извне» Дж. Хэтти установил, что максимальных успехов достигают ученики учителей, отличающихся коммуникативными, эмоциональными и деятельностными способностями в структуре педагогического интеллекта, прежде всего: 1) использующие разнообразные методы и технологии на уроках; 2) предъявляющие высокие требования к ученикам, 3) выстраивающие позитивные отношения между учителем и учеником. Это позволяет сделать вывод о роли школьного учителя в выявлении педагогической одаренности будущих педагогов и прямой связи с выбором педагогической профессии.
Введение. В современных условиях развития общества, государства и образования актуальным остается вопрос подготовки юристов, обладающих способностью к правотворческой деятельности. Правотворческая деятельность связывается с разработкой нормативных правовых документов и применением нормативных правовых актов в конкретной сфере юридической деятельности, реализации нормативного материального и процессуального права в профессиональной деятельности. Целью данного исследования является разработка педагогических условий формирования у будущих юристов правотворческой деятельности, а именно: определение сущности правотворческой деятельности, разработка содержания правотворческой деятельности и условий его реализации в процессе профессиональной подготовки будущих юристов.
Материалы и методы. Методологической основой исследования являются: деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, В.Н. Батищев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, Н.В. Кузьмина, А.М. Новиков, М.С. Каган и др.); комплексный подход (А.А. Вербицкий, Э.Г. Скибицкий); системный подход (И.В. Блауберг, П.К. Анохин, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, Б.Г. Юдин, А.М. Новиков, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.); знаково-контекстный подход (А.А. Вербицкий, Е.А. Сорокоумова, И.А. Зимняя и др.); аксиологический (ценностный) подход (О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Л.В. Баева, В.С. Степин, Н.Л. Худякова, М.С. Яницкий, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров и др.).
Для достижения цели исследования и решения определенных в работе задач применялся комплекс взаимодополняющих, взаимосвязанных и не противоречащих друг другу методов научного поиска: а) общенаучные; б) психолого-педагогические; в) практико-эмпирические.
Результаты исследования. Педагогическое стимулирование понимается как целенаправленный, эмоционально-интеллектуальный субъектный процесс побуждения и активизации потенциала обучаемых методами и средствами внешнего психолого-педагогического воздействия, направленного на достижение запланированного результата и повышения эффективности стимулируемой правотворческой деятельности. Средствами педагогического стимулирования формирования готовности будущего юриста к правотворческой деятельности могут выступать консультации и обучающий модуль. Также широко представлена характеристика этапов проведенной работы и полученных результатов.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Введение. В статье рассматриваются потенциальные возможности педагогических вузов в решении проблемы профориентационной работы в стране. Описывается современное состояние профориентации, оцениваются причины её низкой эффективности, раскрывается роль начального этапа школьного обучения как базового для формирования надпрофессиональных навыков.
Материалы и методы. Базой исследования стали публикации, монографии, диссертации отечественных и зарубежных ученых в области организации профориентационной работы, проведен сравнительный анализ данных социологических опросов, использовались методы анализа, синтеза и моделирования социально-педагогического пространства.
Результаты исследования. Установлено, что неэффективная организация профориентационной работы приводит к ошибкам в выборе профессии. Это является неблагоприятным фактором не только личностного роста, но и наносит ущерб экономике страны, что диктует необходимость развития нового направления деятельности в условиях педагогических вузов, которые, имея необходимый кадровый и производственный потенциал, могут стать региональными центрами профориентации, осуществляя методическое руководство и координационную деятельность, сопровождая и поддерживая профориентационную работу школ, реализуя программы комплексной профориентационной диагностики, а также программы подготовки специалистов профориентационного консультирования (советников по профориентации). Эти специалисты, осуществляя квалифицированную системную деятельность в различных образовательных учреждениях, смогут работать по информационному, учебно-воспитательному, диагностическому, консультационному, посредническому и др. направлениям. Авторы доказывают необходимость системно-деятельностного подхода к профориентационной работе, элементы которой должны быть взаимосвязаны и возглавляемы.
Обсуждение и заключения. В статье предложена новая модель организации профориентационной работы, доказана необходимость применения системно-деятельностного подхода, базирующегося на преемственности всех ступеней образования. Основные положения статьи могут стать основой актуальных, педагогически обоснованных профориентационных проектов, учитывающих и социально-экономические интересы государства, и потребности субъектов профориентационного выбора.
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Введение. В статье представлен обзор российских и зарубежных исследований вандализма среди детей и подростков, который выполнен с целью выделить личностные и средовые детерминанты вандальной активности учащихся, а также определить возможности их учета при разработке способов превенции вандального поведения.
Материалы и методы. Анализ, обобщение и структурирование результатов исследований, теоретического материала и практических рекомендаций по проблеме вандального поведения молодежи.
Результаты исследования. Общий список публикаций составил 1499 российских и зарубежных работ. Содержание отобранных в соответствии с выделенными критериями 44 публикаций позволяет дать характеристику сущности вандализма и его видов, возрастным, гендерным и личностным предикторам вандального поведения, протективным и провокативным факторам вандализма в образовательной и семейной среде, а также направлениям его профилактики.
Обсуждение и заключения. Проведенный анализ дает возможность рассматривать вандализм как форму агрессивного поведения детей и подростков и наметить перспективы разработки программы профилактики вандализма среди учащихся. В качестве перспектив исследования выделяется необходимость более подробного эмпирического изучения ситуативных факторов и социально-психологических детерминант, которые выступают пусковым механизмом вандального поведения, а также учет российских социокультурных условий.
Введение. В статье изложены результаты диагностики интернет-зависимого поведения у обучающихся, проживающих в разных климатогеографических условиях России, выявлены взаимосвязи между выраженностью интернет-аддикции и когнитивно-стилевыми характеристиками по параметрам «полезависимость / поленезависимость» и «импульсивность / рефлексивность».
Материалы и методы. С целью диагностики выраженности интернет-зависимости использовалась шкала С. Чена (адаптация – К.А. Феклисов, В.Л. Малыгин), когнитивно-стилевых особенностей – тест Готтшальдта «Включенные фигуры» и тест Дж. Кагана «Сравнение сходных рисунков». Методы математической статистики: описательные статистики, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критерий хи-квадрат, критерий Левена, критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни.
Результаты исследования. Общий уровень выраженности интернет-зависимого поведения у старшеклассников из разных регионов значимо не отличается и свидетельствует о преобладании склонности к возникновению интернет-аддикции у обучающихся. Взаимосвязи между общим показателем интернет-зависимого поведения и когнитивным стилем полезависимость / поленезависимость не обнаружено. В результате корреляционного анализа между показателями отдельных шкал теста интернет-зависимости и индекса поленезависимости установлена положительная связь между выраженностью симптома отмены и поленезависимостью. У респондентов из южного региона выраженность интернет-зависимости сопровождается характеристиками импульсивного когнитивного стиля, а у респондентов из северного региона России данной закономерности не выявлено.
Обсуждение и заключения. Выдвинуто предположение о существовании у индивидов из северного и южного регионов разной реакции на условно патогенное воздействие интернета в части когнитивно-стилевой специфики импульсивность / рефлексивность. Обоснована целесообразность изучения когнитивно-стилевой специфики у лиц с уже сформированной интернет-аддикцией с последующим сравнением результатов с данным исследованием.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Введение. В статье теоретически и экспериментально обосновывается значение своевременного психомоторного развития детей на начальном этапе обучения письму. Анализируется влияние нарушений функционирования субкортикальных и кортикальных неврологических уровней построения движений на реализацию фонетического принципа письма учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи в виде наличия гипер- и гипотонуса, микро- и макрографии, моторных, зрительно-моторных ошибок.
Материалы и методы. При написании статьи применялся теоретический анализ отечественных дефектологических исследований; психолого-педагогический эксперимент.
Результаты исследования. Установлено, что психомоторика выступает структурным компоненом письма, формирование которого обусловлено сочетанием зрительных и слухоречедвигательных представлений с кинестетическим образом букв, а также нарушения психомоторного развития оказывают негативное влияние на формирование навыка письма детей семи лет с общим недоразвитием речи III уровня на начальном этапе обучения. Психомоторные нарушения сопряжены с недостаточной реализацией фонетического принципа письма, а также характеризуется рядом особенностей, определяющих их письменные умения и навыки в начале обучения в школе.
Обсуждение и заключения. Результаты исследования являются основанием для разработки коррекционно-развивающих программ сопряженного психолого-педагогического воздействия на объективизацию в процессе обучения письму в сознании ребенка комплекса сенсорных и проприоцептивных ощущений и устранение имеющихся у него трудностей фонетико-фонематического восприятия, морфологического анализа слова, лексико-грамматических и орфографических ошибок.
ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Введение. Актуальность исследования концепции субъективности в творчестве И.А. Ильина связана с тем, что центром философской рефлексии русского мыслителя является антропологическая проблематика мировоззренческого характера, что созвучно с наработками и отечественных исследователей, и зарубежных мыслителей в связи с перманентными попытками преодоления наличного кризиса осмысления феномена человека в современном гуманитарном знании.
Материалы и методы. Материалом исследования являются работы И.А. Ильина, связанные с субъективистской тематикой. Принцип историзма, конкретности, метод реконструкции, компаративистский метод и феноменологический подход являются той методологической базой, которая позволяет оптимальным образом эксплицировать разработки И.А. Ильина в области субъективизма.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования установлено, что проблематика субъективности является системообразующей для философской системы И.А. Ильина. Модели немецкой классической философии, с точки зрения И.А. Ильина, обнаруживают свою противоречивость, тогда как феноменологический подход требует дополнения с позиций онтологического реализма. С точки зрения И.А. Ильина, личность обретает свою конкретность через связь с инициирующей личностью Абсолюта.
Обсуждение и заключения. Исследование позволило осуществить экспликацию, конституирование и анализ концепции человеческой субъективности в творчестве И.А. Ильина. Своеобразие понимания субъективности в персоналистической философии И.А. Ильиным произведено в контексте творческой рефлексии мыслителя относительно воззрений Канта, Фихте, Гегеля и Гуссерля. И.А. Ильин полагает, что непротиворечивая модель субъекта может быть выстроена лишь с учетом всех антропологических констант, включая и рациональную, и духовную компоненту в их направленности к абсолютному Субъекту.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ
Введение. Информационное общество меняет многие привычные феномены общества традиционного. К таковым относится, прежде всего, культура, которая выступает в качестве показателя того, что цивилизация переходит на новый этап развития. В информационную эпоху в культуре происходят существенные изменения. В трудах ученых разрабатывается категориальный аппарат, позволяющий описывать и изучать новые явления. Категория «информационная культура» является одним из таких новшеств в научной литературе. Однако, как показывают исследования, единого подхода в понимании сущности этого феномена до сих пор не сложилось.
В исследовании информационной культуры достаточно хорошо проработаны вопросы ее соотношения с обществом, личностью, представлены возможные социальные последствия ее развития и внедрения во все сферы жизни и деятельности человека. Однако слабым местом или «белым пятном» остается изучение ее природы, сущностных, атрибутивных, субстратных свойств.
Целью данной статьи является обоснование актуальности разработки субстратно-атрибутивной модели информационной культуры в рамках философии культуры.
Материалы и методы. В качестве основных методов исследования были использованы метод аналитического обзора, анализ, группировка, обобщение, сравнение, субстратный подход.
Результаты исследования. Проведенный анализ работ, посвященных философско-культурологическому исследованию информационной культуры, показал, что исследователи природы и сущности информационной культуры как категории философии культуры уделяют недостаточно внимания разработке ее субстратно-атрибутивной модели. Целостных системных исследований, результатом которых является построение субстратно-атрибутивной модели информационной культуры, практически нет.
Обсуждение и заключения. Исследованные модели информационной культуры не в полной мере отражают ее природу, сущностные черты и качества, позволяющие понять причины и механизмы ее влияния на ход цивилизационных, социальных и антропологических изменений. Поэтому разработка субстратно-атрибутивной модели информационной культуры обусловлена необходимостью выявления причин возможных изменений родовых качеств человека, происходящих под ее воздействием как социокультурного феномена.