Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск
Том 8, № 3 (2020)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1 50
Аннотация

Введение. Подготовка курсантов в образовательных учреждениях Государственной противопожарной службы МЧС России к ликвидации пожаров является актуальной задачей, качественное выполнение которой может реализовываться с использованием игровых форм обучения.

Материалы и методы. Реализация игровых форм обучения предложена в форме деловой игры, для разработки методики которой применялись основные положения теории игрового и контекстного обучения. В сценарии деловой игры реализованы дидактические принципы проблемного и рефлексивного методов обучения.

Результаты исследования. Для разработки методики и сценария деловой игры, для реализации подготовки курсантов в области пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ сформированы цели, разработаны требования к учебно-методическому обеспечению и материально-техническому оснащению. В качестве основных сформулированы профессионально-педагогические и игровые цели, для реализации которых сформирован актуальный сценарий пожара, сопровождающийся сложной обстановкой, требующей участия всего перечня штатных и нештатных должностей для его локализации и последующей ликвидации. Сценарий деловой игры включает 3 этапа ее проведения, направленных на получение обучаемыми знаний и навыков работы в конкретных должностях пожарно-спасательного подразделения в условиях развития пожара и воздействия его опасных факторов. К основным задачам деловой игры относится формирование навыков взаимодействия между должностными лицами в процессе ликвидации пожара, умения организовать работу подчиненных лиц и пожарно-спасательных подразделений, а также получение опыта анализа своих действий и действий участников деловой игры для оценки положительных и отрицательных аспектов совместной работы и достижения поставленной профессиональной и учебной цели.

Обсуждение и заключения. Эффективность практических занятий в форме деловой игры обуславливается активным погружением обучаемых в профессиональную среду, сопровождающимся возникновением дополнительной игровой мотивации и высоким уровнем усвоения курсантами получаемых знаний, умений и навыков в условиях формирования индивидуального и группового опыта совместной деятельности в экстремальной среде реального пожара.

 

2 43
Аннотация

Введение. В статье представлены методические основания концепции цифрового симулятора педагогической деятельности. Его характеристики позволяют увидеть возможности моделирования педагогической деятельности с позиции реализации принципов деятельностного подхода. Цель данного исследования заключается в создании концепции и методологического инструментария – сюжетной композиции для программирования тренажера педагогической деятельности по обучению решению геометрических задач. Показано содержание одной из сюжетных линий по теме «Ортоцентр треугольника».

Материалы и методы. Современная система высшего образования готовит учителей к профессиональной деятельности в глобальном информационном обществе. Развитие информационных и цифровых технологий предполагает активное применение дистанционных форм обучения, под которыми подразумеваются образовательные технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающихся и педагогов. В силу этих требований в работе рассматриваются возможности имитационного моделирования в процессе профессиональной подготовки будущих школьных учителей. В качестве методов исследования использовался педагогический эксперимент, наблюдение и моделирование, а также анализ тренажеров в системе высшего образования Российской Федерации [9, 10, 11, 14] и за рубежом [20].

Результаты исследования. Выработана концепция и адаптация математического содержания симулятора [16] к уровню профильного среднего полного общего образования. Для создания такого тренажера создан банк педагогических ситуаций и вариантов их решения, источником пополнения которого является педагогическая практика обучающихся в школе. Перспектива внедрения цифрового симулятора в том, чтобы отвечать потенциальным запросам пользователя и требованиям профессионального стандарта [19]. Концепция симулятора по обучению решению геометрических задач строится на основе теоретических основ элементарной геометрии и методов решения задач повышенной сложности по геометрии (профильный уровень, ЕГЭ, олимпиадные задачи), методики обучения геометрических задач, когнитивной психологии.

Обсуждение и заключения. В статье представлена модель симуляции действий будущего учителя математики в процессе организации решения геометрической задачи с точки зрения дидактики, психологии, методики и аксиоматики геометрии. Подготовлена методологическая и математическая основа для педагогического эксперимента по разработке цифрового симулятора и его внедрению в учебный процесс по подготовке учителей математики.

3 58
Аннотация

Введение. Статья анализирует роль отдельного учителя в формировании профессиональных ориентиров будущих учителей – студентов педагогического вуза. В научной литературе неоднократно отмечалось, что сформированные в школе представления о хорошем учителе часто устойчивы и препятствуют профессиональному развитию и отделению опыта прошлого от перспектив профессионального роста педагога. При этом большинство исследований занимаются анализом образа абстрактного «идеального учителя» без привязки к конкретному человеку, повлиявшему на выбор профессии и общие профессиональные ориентиры будущего педагога.  

Материалы и методы. В представленном исследовании была проведена декомпозиция 31 нарратива студентов НГПУ им. К. Минина о своём лучшем школьном учителе. Нарративы были собраны в рамках профессионального конкурса «Лучший учитель» в 2019 году. Выделенные в нарративах эксплицитные характеристики учителей были классифицированы по системе, предложенной в монографии «Портрет педагога» [7]. 

Результаты исследования. Полученные данные показали, что для большинства студентов важными являются личностные характеристики, проявляющиеся в общении с учениками: эмоциональные (43%) и коммуникативные (23%). На втором месте располагается группа способностей педагога, связанных с глубиной его знаний, потребностью в расширении его знаний и практическим применением в решении педагогических задач (познавательные (12%) и деятельностные (14%) способности), на третьем – аксиологические способности педагога (8%), связанные с ценностями и гражданской позицией. Обобщая все выявленные в нарративах характеристики лучших учителей, можно сделать вывод, что для студентов, участвовавших в опросе, большую роль играет эмоциональный неформальный контакт с педагогом: отзывчивость и открытость, готовность помочь и ответить на вопросы, создание мотивации к обучению, самообразованию и поиску решений, а также преданность своему делу, любовь к предмету и к детям, энтузиазм и творческий подход в работе, достижение учениками высоких результатов в выпускных экзаменах и различных конкурсах, опыт работы. 

Обсуждение и заключения. Данные из нарративов о лучшем учителе отражают некий образ идеального учителя, интуитивно сформированный во время школьного обучения при наблюдении ситуации «изнутри». Любопытно, что эти представления полностью соответствуют определенным Дж. Хэтти в своем метаисследовании характеристикам успешных учителей. При научном изучении ситуации обучения «извне» Дж. Хэтти установил, что максимальных успехов достигают ученики учителей, отличающихся коммуникативными, эмоциональными и деятельностными способностями в структуре педагогического интеллекта, прежде всего: 1) использующие разнообразные методы и технологии на уроках; 2) предъявляющие высокие требования к ученикам, 3) выстраивающие позитивные отношения между учителем и учеником. Это позволяет сделать вывод о роли школьного учителя в выявлении педагогической одаренности будущих педагогов и прямой связи с выбором педагогической профессии.

4 43
Аннотация

Введение. В современных условиях развития общества, государства и образования актуальным остается вопрос подготовки юристов, обладающих способностью к правотворческой деятельности. Правотворческая деятельность связывается с разработкой нормативных правовых документов и применением нормативных правовых актов в конкретной сфере юридической деятельности, реализации нормативного материального и процессуального права в профессиональной деятельности. Целью данного исследования является разработка педагогических условий формирования у будущих юристов правотворческой деятельности, а именно: определение сущности правотворческой деятельности, разработка содержания правотворческой деятельности и условий его реализации в процессе профессиональной подготовки будущих юристов.

Материалы и методы. Методологической основой исследования являются: деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, В.Н. Батищев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Петровский, Н.В. Кузьмина, А.М. Новиков, М.С. Каган и др.); комплексный подход (А.А. Вербицкий, Э.Г. Скибицкий); системный подход (И.В. Блауберг, П.К. Анохин, В.Н. Садовский, А.И. Уемов, Б.Г. Юдин, А.М. Новиков, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн и др.); знаково-контекстный подход (А.А. Вербицкий, Е.А. Сорокоумова, И.А. Зимняя и др.); аксиологический (ценностный) подход (О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Л.В. Баева, В.С. Степин, Н.Л. Худякова, М.С. Яницкий, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров и др.).

Для достижения цели исследования и решения определенных в работе задач применялся комплекс взаимодополняющих, взаимосвязанных и не противоречащих друг другу методов научного поиска: а) общенаучные; б) психолого-педагогические; в) практико-эмпирические.

Результаты исследования. Педагогическое стимулирование понимается как целенаправленный, эмоционально-интеллектуальный субъектный процесс побуждения и активизации потенциала обучаемых методами и средствами внешнего психолого-педагогического воздействия, направленного на достижение запланированного результата и повышения эффективности стимулируемой правотворческой деятельности. Средствами педагогического стимулирования формирования готовности будущего юриста к правотворческой деятельности могут выступать консультации и обучающий модуль. Также широко представлена характеристика этапов проведенной работы и полученных результатов.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

5 47
Аннотация

Введение. В статье рассматриваются потенциальные возможности педагогических вузов в решении проблемы профориентационной работы в стране. Описывается современное состояние профориентации, оцениваются причины её низкой эффективности, раскрывается роль начального этапа школьного обучения как базового для формирования надпрофессиональных навыков.

Материалы и методы. Базой исследования стали публикации, монографии, диссертации отечественных и зарубежных ученых в области организации профориентационной работы, проведен сравнительный анализ данных социологических опросов, использовались методы анализа, синтеза и моделирования социально-педагогического пространства. 

Результаты исследования. Установлено, что неэффективная организация профориентационной работы приводит к ошибкам в выборе профессии. Это является неблагоприятным фактором не только личностного роста, но и наносит ущерб экономике страны, что диктует необходимость развития нового направления деятельности в условиях педагогических вузов, которые, имея необходимый кадровый и производственный потенциал, могут стать региональными центрами профориентации, осуществляя методическое руководство и координационную деятельность, сопровождая и поддерживая профориентационную работу школ, реализуя программы комплексной профориентационной диагностики, а также программы подготовки специалистов профориентационного консультирования (советников по профориентации). Эти специалисты, осуществляя квалифицированную системную деятельность в различных образовательных учреждениях, смогут работать по информационному, учебно-воспитательному, диагностическому, консультационному, посредническому и др. направлениям. Авторы доказывают необходимость системно-деятельностного подхода к профориентационной работе, элементы которой должны быть взаимосвязаны и возглавляемы.

Обсуждение и заключения. В статье предложена новая модель организации профориентационной работы, доказана необходимость применения системно-деятельностного подхода, базирующегося на преемственности всех ступеней образования. Основные положения статьи могут стать основой актуальных, педагогически обоснованных профориентационных проектов, учитывающих и социально-экономические интересы государства, и потребности субъектов профориентационного выбора.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

6 42
Аннотация

Введение. В статье представлен обзор российских и зарубежных исследований вандализма среди детей и подростков, который выполнен с целью выделить личностные и средовые детерминанты вандальной активности учащихся, а также определить возможности их учета при разработке способов превенции вандального поведения.

Материалы и методы. Анализ, обобщение и структурирование результатов исследований, теоретического материала и практических рекомендаций по проблеме вандального поведения молодежи.

Результаты исследования. Общий список публикаций составил 1499 российских и зарубежных работ. Содержание отобранных в соответствии с выделенными критериями 44 публикаций позволяет дать характеристику сущности вандализма и его видов, возрастным, гендерным и личностным предикторам вандального поведения, протективным и провокативным факторам вандализма в образовательной и семейной среде, а также направлениям его профилактики.

Обсуждение и заключения. Проведенный анализ дает возможность рассматривать вандализм как форму агрессивного поведения детей и подростков и наметить перспективы разработки программы профилактики вандализма среди учащихся. В качестве перспектив исследования выделяется необходимость более подробного эмпирического изучения ситуативных факторов и социально-психологических детерминант, которые выступают пусковым механизмом вандального поведения, а также учет российских социокультурных условий.

7 49
Аннотация

Введение. В статье изложены результаты диагностики интернет-зависимого поведения у обучающихся, проживающих в разных климатогеографических условиях России, выявлены взаимосвязи между выраженностью интернет-аддикции и когнитивно-стилевыми характеристиками по параметрам «полезависимость / поленезависимость» и «импульсивность / рефлексивность».

Материалы и методы. С целью диагностики выраженности интернет-зависимости использовалась шкала С. Чена (адаптация – К.А. Феклисов, В.Л. Малыгин), когнитивно-стилевых особенностей – тест Готтшальдта «Включенные фигуры» и тест Дж. Кагана «Сравнение сходных рисунков». Методы математической статистики: описательные статистики, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критерий хи-квадрат, критерий Левена, критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования. Общий уровень выраженности интернет-зависимого поведения у старшеклассников из разных регионов значимо не отличается и свидетельствует о преобладании склонности к возникновению интернет-аддикции у обучающихся. Взаимосвязи между общим показателем интернет-зависимого поведения и когнитивным стилем полезависимость / поленезависимость не обнаружено. В результате корреляционного анализа между показателями отдельных шкал теста интернет-зависимости и индекса поленезависимости установлена положительная связь между выраженностью симптома отмены и поленезависимостью. У респондентов из южного региона выраженность интернет-зависимости сопровождается характеристиками импульсивного когнитивного стиля, а у респондентов из северного региона России данной закономерности не выявлено.

Обсуждение и заключения. Выдвинуто предположение о существовании у индивидов из северного и южного регионов разной реакции на условно патогенное воздействие интернета в части когнитивно-стилевой специфики импульсивность / рефлексивность. Обоснована целесообразность изучения когнитивно-стилевой специфики у лиц с уже сформированной интернет-аддикцией с последующим сравнением результатов с данным исследованием.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

8 47
Аннотация

Введение. В статье теоретически и экспериментально обосновывается значение своевременного психомоторного развития детей на начальном этапе обучения письму. Анализируется влияние нарушений функционирования субкортикальных и кортикальных неврологических уровней построения движений на реализацию фонетического принципа письма учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи в виде наличия гипер- и гипотонуса, микро- и макрографии, моторных, зрительно-моторных ошибок.

Материалы и методы. При написании статьи применялся теоретический анализ отечественных дефектологических исследований; психолого-педагогический эксперимент.

Результаты исследования. Установлено, что психомоторика выступает структурным компоненом письма, формирование которого обусловлено сочетанием зрительных и слухоречедвигательных представлений с кинестетическим образом букв, а также нарушения психомоторного развития оказывают негативное влияние на формирование навыка письма детей семи лет с общим недоразвитием речи III уровня на начальном этапе обучения. Психомоторные нарушения сопряжены с недостаточной реализацией фонетического принципа письма, а также характеризуется рядом особенностей, определяющих их письменные умения и навыки в начале обучения в школе.

Обсуждение и заключения. Результаты исследования являются основанием для разработки коррекционно-развивающих программ сопряженного психолого-педагогического воздействия на объективизацию в процессе обучения письму в сознании ребенка комплекса сенсорных и проприоцептивных ощущений и устранение имеющихся у него трудностей фонетико-фонематического восприятия, морфологического анализа слова, лексико-грамматических и орфографических ошибок.

 

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

9 41
Аннотация

Введение. Актуальность исследования концепции субъективности в творчестве И.А. Ильина связана с тем, что центром философской рефлексии русского мыслителя является антропологическая проблематика мировоззренческого характера, что созвучно с наработками и отечественных исследователей, и зарубежных мыслителей в связи с перманентными попытками преодоления наличного кризиса осмысления феномена человека в современном гуманитарном знании.

Материалы и методы. Материалом исследования являются работы И.А. Ильина, связанные с субъективистской тематикой. Принцип историзма, конкретности, метод реконструкции, компаративистский метод и феноменологический подход являются той методологической базой, которая позволяет оптимальным образом эксплицировать разработки И.А. Ильина в  области субъективизма.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования установлено, что проблематика субъективности является системообразующей для философской системы И.А. Ильина. Модели немецкой классической философии, с точки зрения И.А. Ильина, обнаруживают свою противоречивость, тогда как феноменологический подход требует дополнения с позиций онтологического реализма. С точки зрения И.А. Ильина, личность обретает свою конкретность через связь с инициирующей личностью Абсолюта.

Обсуждение и заключения. Исследование позволило осуществить экспликацию, конституирование и анализ концепции человеческой субъективности в творчестве И.А. Ильина. Своеобразие понимания субъективности в персоналистической философии И.А. Ильиным произведено в контексте творческой рефлексии мыслителя относительно воззрений Канта, Фихте, Гегеля и Гуссерля. И.А. Ильин полагает, что непротиворечивая модель субъекта может быть выстроена лишь с учетом всех антропологических констант, включая и рациональную, и духовную компоненту в их направленности к абсолютному Субъекту.

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

10 49
Аннотация

Введение. Информационное общество меняет многие привычные феномены общества традиционного. К таковым относится, прежде всего, культура, которая выступает в качестве показателя того, что цивилизация переходит на новый этап развития. В информационную эпоху в культуре происходят существенные изменения. В трудах ученых разрабатывается категориальный аппарат, позволяющий описывать и изучать новые явления. Категория «информационная культура» является одним из таких новшеств в научной литературе. Однако, как показывают исследования, единого подхода в понимании сущности этого феномена до сих пор не сложилось.

В исследовании информационной культуры достаточно хорошо проработаны вопросы ее соотношения с обществом, личностью, представлены возможные социальные последствия ее развития и внедрения во все сферы жизни и деятельности человека. Однако слабым местом или «белым пятном» остается изучение ее природы, сущностных, атрибутивных, субстратных свойств.

Целью данной статьи является обоснование актуальности разработки субстратно-атрибутивной модели информационной культуры в рамках философии культуры.

Материалы и методы. В качестве основных методов исследования были использованы метод аналитического обзора, анализ, группировка, обобщение, сравнение, субстратный подход.

Результаты исследования. Проведенный анализ работ, посвященных философско-культурологическому исследованию информационной культуры, показал, что исследователи природы и сущности информационной культуры как категории философии культуры уделяют недостаточно внимания разработке ее субстратно-атрибутивной модели. Целостных системных исследований, результатом которых является построение субстратно-атрибутивной модели информационной культуры, практически нет.

Обсуждение и заключения. Исследованные модели информационной культуры не в полной мере отражают ее природу, сущностные черты и качества, позволяющие понять причины и механизмы ее влияния на ход цивилизационных, социальных и антропологических изменений. Поэтому разработка субстратно-атрибутивной модели информационной культуры обусловлена необходимостью выявления причин возможных изменений родовых качеств человека, происходящих под ее воздействием как социокультурного феномена.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)