Preview

Вестник Мининского университета

Расширенный поиск
№ 1-1 (2016)

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

1 135
Аннотация
В стaтьe провeдeн aнализ оргaнизационно-тeхнологической среды рынкa элeктронных (информационных) услуг Российской Федерации, основaнный нa стaтистических дaнных и основных достижeниях в дaнной области, которыe в дальнейшeм способствуют интeнсивному развитию информационно-коммуникaционных тeхнологий, прeимуществaх элeктронного бизнeсa в России, в чaстности, торговли, a тaкжe мeроприятия по рaзвитию рынкa дaнного вида услуг. На основe аналитических данных вeдущих стрaн мирa по уровню рaзвития информaционных тeхнологий, устaновлено, что, нeсмотря на положитeльную динaмику рaзвития рынкa данных услуг в нaшeй стрaнe, он продолжaeт остaвaться крaйнe низким. Обнаружены проблемные области в развитии рынка элeктронных услуг. Однако интeрнетоeмкими являeтся дeятeльность учрeждений высшего обрaзовaния, финaнсовой дeятeльности, здрaвоохранeния.
2 120
Аннотация
В статье уделяется внимание актуальному вопросу, раскрывающему особенности финансирования инновационных проектов предприятий промышленного сектора России в период экономического кризиса. Основной акцент сделан на рисковую составляющую данного процесса. Анализ произведен с позиции доступности финансовых ресурсов для хозяйствующего субъекта и их структуры для предпринимателя-инноватора в сложившихся в России экономических условиях. Обосновывается необходимость использования венчурного инвестирования инновационной деятельности в современных условиях. Выводы базируются на основе анализа динамики затрат на технологические инновации по данным российской статистики и показателям Приволжского федерального округа. Авторами реализован сравнительный анализ существующих источников финансовых ресурсов предприятий с позиции риска и осуществления процесса управления инвестициями, выявлены положительные и отрицательные стороны при выборе источников финансирования в плане возникновения.
3 143
Аннотация
В исследовании на основе систематизации накопленного научного опыта уточняется понятийный аппарат; определены критерии отнесения товаров работ и услуг к высокотехнологичной продукции: соответствие приоритетным направлениям развития науки технологий и техники в Российской Федерации; высокотехнологичность товаров, работ, услуг. Изучены свойства, присущие непосредственно высокотехнологичным продуктам: использование научно-технических исследований и разработок; сложность и затратность производства; уникальность; высокие эксплуатационные издержки. На примерах разобрана классификация продуктов, имеющих высокотехнологичную основу для их создания: от степени наукоемкости отрасли, занимающейся соответствующим производством, до длительности жизненного цикла рассматриваемого продукта. Проведена сравнительная классификация высокотехнологичных отраслей в мире. На основании чего сделан вывод, что Россия во многом отстает от развитых стран мира и на развитие данных отраслей нужно приложить много усилий со стороны государства.
4 92
Аннотация
В статье обсуждается проблема вузовской подготовки в соответствии с современными требованиями. Рассматривается понятие профессиональное самоопределение, его структурные компоненты. Дается обоснование введения системы профессиональной системы психодиагностики как важного элемента процесса вузовской подготовки студентов. В статье предложен подход к организации психодиагностического процесса в системе образовательных курсов. Рассмотрен метод портфолио как метод аутентичного оценивания результатов профессионально-диагностической деятельности студентов. В статье определена и обоснована структура профессионального рабочего портфолио. Основное внимание уделяется внешним и внутренним условиям введения профессиональной психодиагностики студентов в системе вузовской подготовки. На основании выявленных критериев определены уровневые характеристики студентов. Доказана зависимость показателей профессионального психодиагностического обследования студентов и результатов прогнозирования их профессионального самоопределения после окончания вуза.
5 156
Аннотация
В статье уточнено понятие «риск» на основе анализа определений отечественных и зарубежных учёных в области экономики и производственного менеджмента. Выделены ключевые классификации рисков по источникам, факторам или причинам опасности/ущерба, по объектам уязвимости к опасности, по масштабам/уровням опасности/последствиям, на их основе предложена классификация рисков по видам деятельности предприятия. Рассмотрена взаимосвязь факторов риска, видов риска и их влияние на деятельность предприятия. Проведён анализ влияния факторов риска на деятельность ведущих предприятий машиностроения России - ОАО «АвтоВАЗ» и ОАО «КамАЗ». Дана краткая характеристика видов и факторов риска, обозначена степень их влияния (высокая, средняя, низкая) на деятельность предприятий машиностроения. Выделены основные недостатки в системе управления рисками промышленных предприятий. Предложена система управления рисками посредством страхования как наиболее экономически целесообразного способа обеспечения компенсации всевозможных потерь.
6 400
Аннотация
В статье авторы обращаются к решению актуальной для фирмы проблемы привлечения большего числа клиентов, увеличение продаж и прибыли в условиях российской экономики. Авторы указывают на тот факт, что традиционные методы рекламы не эффективны. Для многих компаний, не обладающих большими бюджетами на рекламу и продвижение, использование именно этого вида маркетинга - партизанского - является шансом привлечь клиентов. Авторы представляют различные трактовки, определяя «партизанский маркетинг» как совокупность незатратных способов привлечения клиентов, поднятия продаж и увеличения оборота с клиента. Выделяется ряд преимуществ партизанского маркетинга перед традиционной рекламой. Рассматриваются принципы построения партизанского маркетинга. Авторы выделяют задачи, которые помогает решить партизанский маркетинг. Выделяются особенности применения партизанского маркетинга в России, а также предлагаются приемы партизанского маркетинга.
7 184
Аннотация
В статье исследуется языковая картина мира А.П.Чехова, выявляется специфика индивидуального мировосприятия, реализованного в языке писателя. Слова, обозначающие цвет, занимают важное место в языковой системе Чехова. Авторское лексико-семантическое поле “Цветосветовые обозначения” отличается более детальным, чем в общенародном языке, составом. В структуре самих конституентов поля, лексемах, наблюдаются изменения, преобразования: усложнение семной структуры слова, поскольку на семантику лексемы оказывает влияние мировоззрение художника. Наибольшей репрезентативностью обладают лексемы черного и белого цветов. Они характеризуются самой большой частотностью и сложной семантической структурой. Индивидуально-авторские значения связаны с основными категориями мироощущения писателя (смерть, скука, тоска, равнодушие, одиночество). А.П.Чехов выводит прилагательные за рамки основного значения, широко используя их для создания образов. Строя отвлеченные образы, писатель часто отталкивается от образа зрительного, в том числе и цветового.
8 301
Аннотация
В статье определены основные подходы к анализу процессов формирования внешней политики США в период 1980-х гг.; установлена эволюция геостратегической конфигурации мира в течение заключительного периода «холодной войны». Определены концептуальные, функциональные и политические особенности разработки и реализации внешнеполитической стратегии США. Выявлена тактика, позволившая администрации Р. Рейгана одержать победу над СССР в ходе системного противостояния. Систематизированы глобальные, региональные и национальные составляющие «большой стратегии» Р. Рейгана и причины её победного воплощения в политическую практику; выяснены внутренние мотивы ставки Белого дома на разработку и внедрение антикоммунистической стратегии. Проведён анализ политического курса Р. Рейгана относительно СССР как основной составляющей глобальной стратегии США, направленной на обеспечение условий для реализации «американской мечты», заложенной в идеологии «явного предначертания».
9 128
Аннотация
В статье исследуется отношение к здоровью и здоровому образу жизни у мужчин и женщин среднего возраста. Одной из главных проблем, которые существуют в нашем обществе, является проблема пассивного или равнодушного отношения к своему здоровью взрослых людей. Другой немаловажной проблемой является то, что ценность здоровья становится больше инструментальной и теряется его ценность как средства жить долго и полноценно. Установки и представления человека о здоровье зависят от условий социализации человека, в том числе и от гендерных (полоролевых) стереотипов и ожиданий, характерных для конкретного общества и культуры. Анализ полученных в ходе эмпирического исследования результатов подтверждает, что существуют определенные расхождения в отношении к здоровью у мужчин и женщин. Выявлены достоверные различия ценностной ориентации в отношении ЗОЖ у мужчин и женщин. Определены статистически достоверные различия в мужской и женской группах относительно факторов, влияющих на здоровье человека. Ключевые слова: отношение к здоровью, гендерная специфика, ценностные ориентации, уровень субъективного контроля, факторы, влияющие на здоровье.
10 382
Аннотация
В статье дается описание системы управления развитием научно-педагогических работников вуза, основанной на комплексном мониторинге деятельности, системе оценки и построении индивидуальной траектории развития. В работе определены принципы управления развитием ключевых компетенций научно-педагогических работников, дано описание системы построения индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности НПР, предложена система управления индивидуальными траекториями развития работников. Предложенная система раскрывается как комплексный элемент развития вуза, обеспечивающий анализ и оценку профессиональных качеств научно-педагогических работников, с одной стороны, и систему мер по формированию необходимой траектории развития работника - с другой. В статье дано обоснование оптимальности выбранной системы при построении индивидуальной траектории развития профессионально-педагогической компетентности научно-педагогических работников и ее эффективности для управления раскрытием индивидуальных и профессиональных способностей научно-педагогического персонала вуза, позволяющих мобилизовать и в полной мере использовать совокупность кадровых ресурсов, процессов и технологий, находящихся в распоряжении кадрового менеджмента университета.
11 125
Аннотация
В статье рассматривается современное состояние системы обязательного страхования в РФ. Показана роль обязательного страхования в РФ как системы, обеспечивающей снижение стрессовой нагрузки на государственный бюджет. Большую долю сегмента обязательного страхования в РФ занимает два вида - это обязательное медицинское страхование и страхование ОСАГО, поскольку эти виды страхования являются массовыми. В целом, по рынку страхования доля премий по обязательным видам постоянно увеличивается, что указывает на экстенсивный путь развития страхового рынка в РФ Проанализирована статистика обязательного страхования по показателям страховых премий и выплат, выявлены основные проблемы и предложены пути их решения в условиях экономического кризиса. Выявлена проблема повышения убыточности обязательных и добровольных видов страхования. Обоснована необходимость усиления контроля со стороны ЦБ РФ за финансовым положением страховщиков и предложены меры по его улучшению.
12 104
Аннотация
Оценка экономической эффективности является одной из ключевых задач, требующих решения в процессе инвестиционного проектирования. При этом отдельные аспекты ее проведения исследованы недостаточно полно. В частности, требует дополнительной проработки методический базис определения влияния реализации той или иной инновационно-инвестиционной альтернативы на способность бизнеса генерировать прибыль в периоде, превосходящем сроки реализации проекта. При этом оснащение предприятий, чьи стратегические планы ориентированы на перспективу, являющихся основой экономического развития страны, подобным аналитическим инструментарием и, как следствие, обеспечение соответствующей информацией представляется важным, способствующим оптимальному выбору и успешному развитию. В статье предложен метод, позволяющий учесть в процессе принятия решений влияние инновационно-инвестиционных проектов на прибыльность предприятия в постпроектном периоде. Представлен методический пример основных расчетов.
13 184
Аннотация
В процессе движения по логистической цепи материальные потоки проходят стадии от разработки и производства до продажи и послепродажного обслуживания, добавляя или снижая ценность продукции. Анализируя цепочки добавленной ценности и издержек поставщиков, потребителей, а также движение потоков внутри компании, можно повышать рентабельность и снижать затраты ресурсов на различных стадиях жизненного цикла за счет их оптимизации и эффективного управления. Актуальность данной проблемы подчеркивается также тенденциями повышения энергоэффективности и сбережения всех видов ресурсов. В статье представлена разработка ресурсосберегающей модели управления материальными потоками организации на примере логистического предприятия. Предлагаемая модель, основанная на процессном подходе, позволяет снижать себестоимость продукции на различных этапах товародвижения за счет оптимизации затрат.
14 256
Аннотация
Статья построена на анализе данных, полученных в ходе анкетного опроса рядовых членов современных языческих общин. В результате проведённого исследования выявлены космологические представления, свойственные приверженцам современного политеизма, обозначены важнейшие константы, формирующие мировосприятие русских язычников XXI века. С 17 по 23 июня 2014 года члены научно-исследовательской лаборатории «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы» Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина проводили анкетный опрос среди рядовых членов современных языческих общин, которые собрались на празднование Купальского праздника. Местом проведения Купалы стало поле (так называемый «Красный Луг») под селом Игнатьевское Малоярославецкого района Калужской области. На празднике присутствовало около тысячи язычников. Репрезентативная выборка представлена 230 респондентами. «Анкета №2» состояла из 15 разноуровневых вопросов как открытого, так и закрытого характера. В статье рассматривается первый блок анкеты, включивший закрытые вопросы. Данный блок опросного листа условно обозначен как «онтологический». Анализ полученных данных позволил: во-первых, определить «высшую инстанцию» в мировоззренческом базисе российских нативистов. Во-вторых, установить движущие силы исторической и социальной действительности, выступающие «мировоззренческой доминантой» в среде представителей современного язычества. В-третьих, раскрыть соотношение фатума и свободы воли в мировоззрении политеистов. В-четвёртых, выявить наличие танатологического аспекта в представлениях носителей данного социально-экономического и культурного феномена.
15 97
Аннотация
В статье рассматривается одна из важнейших проблем современного общества - социальное сиротство, в ее историческом аспекте. В статье исследуется проблема осознания необходимости заботы о детях, оставшихся без попечения родителей и понимания особого статуса ребенка в мире взрослых в разные исторические эпохи. В статье рассматриваются этапы развития отношения общества к данной проблеме - от полного игнорирования обществом данной проблемы до начальных этапов изменения общественного сознания. В исторической перспективе в статье показаны формы узаконенной эксплуатации детей - сирот и социальных сирот в разные исторические эпохи, а также формы защиты интересов детей и законодательно обоснованные права детей на помощь и заботу, на основе анализа ряда исторических источников и литературы.
16 86
Аннотация
Авторы анализируют ряд писем нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского (1487-1488 гг.) в первый год его пребывания в монастыре Стейн. Послания адресованы земляку Эразма молодому монаху той же обители Серватию Рогеру. Авторы статьи изучают возможность интерпретации данных текстов с трех точек зрения: как неких образцов эпистолярного искусства; как возможного проявления гомосексуальной модели поведения молодого Эразма; как свидетельства о сентиментальной мужской дружбе, присущей монашеской средневековой культуре и традиции devotio moderna. Источники позволяют поставить вопрос о роли риторических стандартов при описании эмоционального состояния, адекватно судить о взглядах Роттердамца на дружбу, любовь, их соотношение. Авторы предлагают первый русский перевод одного из писем Эразма СерватиюРогеру.
17 80
Аннотация
В статье раскрываются сущностные аспекты решения проблемы занятости за счет создания и развития промышленных парков. Эффективным способом, который искоренит социально-экономическую нестабильность производительных сил, является поддержка среднего и малого бизнеса при помощи: налоговых каникул для бизнеса, отмены проверок на три года, все эти меры способствуют развитию и созданию бизнеса, созданию рабочих мест. Диверсификация деятельности градообразующих предприятий за счет организации на их территории промышленных парков способствует решению вопросов занятости, созданию новых рабочих мест в моногородах. Обеспечивается возможность сохранения занятости даже в условиях снижения спроса или потребления в одной из отраслей, поэтому необходимо развивать промышленные парки. Эффективной формой организации производства, гарантирующей экономический рост, является кластерная система. Создание кластеров важно для перевода отечественной экономики на инновационный путь развития, которые являются движущей силой социального развития, источниками долгосрочного экономического роста.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

18 133
Аннотация
В статье представлен опыт проектирования содержания дисциплины «Информационные технологии в образовании». Учтены требования ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование», требования ФГОС общего образования, требования профессионального стандарта педагога. Рассмотрены возможности формирования в курсе общепедагогической и предметно-педагогической ИКТ-компетентности. Важным является разработка студентами собственных образовательных продуктов. Такими продуктами служат технологические карты учебных ситуаций, интерактивные рабочие листы, оценочные материалы. При этом студенты используют современные сетевые технологии (сервисы Веб 2.0). Важной частью курса является раздел «Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века». Студенты разрабатывают портфолио проекта по одной из тем своего будущего предмета и размещают на вики-сайте университета. Рассмотрены формируемые универсальные учебные действия обучающихся, компоненты их ИКТ-компетентности.
19 143
Аннотация
Статья содержит описание силлабуса - плана изучения дисциплины, который преподаватели разрабатывают в помощь студентам. Жестких правил написания силлабуса не существует и автором предложена и рассмотрена в статье собственная структура силлабуса: цели и задачи дисциплины; технологическая карта; контрольные мероприятия и оценки; описание заданий и критерии оценки; критерии аттестации текущей работы; критерии аттестации итоговой работы; необходимые условия для получение зачета (допуска на экзамен). Силлабус не должен быть слишком объемным и должен быть написан на языке, доступном для начинающего изучать данную дисциплину студента. В условиях повышающейся роли самостоятельной работы студентов силлабус определит начальные и граничные условия продвижения студента в учебном процессе и даст ему возможность самостоятельно распределять время, силы и интенсивность своей работы.
20 122
Аннотация
Авторами статьи раскрываются изменяющиеся условия, в которых проводится обучение и методы работы современных преподавателей с учетом требований государства и общества. Обосновывается необходимость повышения информационной компетентности современного преподавателя в направлении развития использования в своей профессиональной деятельности информационных коммуникационных технологий обучения. Определяется значимость создания и развития электронной информационно-образовательной среды современного педагогического вуза, в процессе подготовки педагога нового поколения. Раскрываются определения понятий «информационно-технологического обеспечения» и «педагога будущего». Дается авторское видение миссии современной системы высшего педагогического образования, заключающейся в необходимости научно-практической разработки, создания и внедрения в практику педагогической деятельности совершенно нового информационно-технологического обеспечения. Приводятся основные направления и требования информационных преобразований в высшем педагогическом образовании. Аргументируется значимость и функционал информационных служб, научно-педагогических работников в решении стратегических задач современной высшей педагогической образовательной организации.
21 104
Аннотация
Цель публикации - педагогическое проектирование образования бакалавров в области безопасности жизнедеятельности в контексте идей устойчивого развития как одного из современных и перспективных направлений высшего образования. Раскрыты философско-методологические, научно-технические и педагогические аспекты положений концепции устойчивого развития. Показано, что наибольшим потенциалом для реализации идей устойчивого развития обладает инвариантная учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», изучаемая будущими бакалаврами независимо от направления и профиля подготовки. Сформулированы основополагающие принципы образования в области безопасности жизнедеятельности будущих бакалавров. Определены ключевые функции образования бакалавров в области безопасности жизнедеятельности: ценностно-ориентационная, теоретико-мировоззренческая, конструктивно-деятельностная, рефлексивно-оценочная. Раскрыты методические задачи, приближающие проект к конкретным социокультурным и педагогическим условиям: определение целевых ориентиров, модульное структурирование содержания образования, разработка процессуально-технологических особенностей построения учебной деятельности; диагностика результатов. Обоснована и раскрыта идея дидактического цикла при освоении содержания образования в области безопасности жизнедеятельности. Получаемые в процессе апробации результаты образования будущих бакалавров в области безопасности жизнедеятельности в контексте идеологии устойчивого (безопасного) развития позволяют говорить об эффективности выбранных научно-методологических и организационно-технологических оснований и проектировать новые образцы практического опыта в условиях обеспечения оптимальных путей продуктивного педагогического взаимодействия.
22 90
Аннотация
В статье рассматриваются особенности создания инновационной площадки - студенческого бизнес-инкубатора как формы проектной деятельности студентов и организации их психолого-педагогического сопровождения. Инновационная площадка - это форма особой организации инновационной деятельности, способствующая развитию способностей в условиях проектирования, включающая элементы стратегирования, консультирования, экспертизы. Описывается опыт создания в 2011 году в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы инновационной площадки - студенческого бизнес-инкубатора, основной целью которого является поддержка инновационных проектов студентов, включающих в себя два стратегических направления: образовательное и инвестиционное. Анализируется позитивный опыт формирования креативного мышления студентов в процессе деятельности инновационной площадки, так как именно в ней есть возможность создания ресурсов для обогащения субъектного опыта студента. Обозначены условия для развития креативной деятельности студентов.
23 106
Аннотация
В статье представлена модель образовательной технологии подготовки педагогов профессионального обучения. Авторы рассматривают сущность, структуру модели образовательной технологии как педагогическую систему теоретических и практических знаний, определяющих стратегию, содержание, процесс, управление, деятельность педагогов и обучающихся на основе широкого использования педагогических и информационных средств обучения и комплексного обеспечения учебно-познавательной и учебно-профессиональной деятельности обучающихся. Образовательную технологию авторы рассматривают через структурные компоненты: целевой, содержательный, процессуальный, результативный, функциональный. При этом авторы выделяют показатели эффективности модели образовательной технологии, выраженные через систему оценки эффективности по каждому компоненту, что обеспечивает возможность получить интегральный критерий эффективности модели образовательной технологии подготовки педагога профессионального обучения, в качестве которого выступает готовность педагога к использованию образовательных технологий в профессионально-педагогической деятельности и уровень их компетентности.
24 122
Аннотация
В статье обсуждается проблема готовности выпускников вузов к профессиональной творческой деятельности в условиях изменений требований работодателей к специалисту, рассматриваются возможности сетевого взаимодействия в системе профессиональной подготовки кадров сферы искусства и культуры. Сетевое взаимодействие в контексте новых требований является инновационной технологией, которая предлагает новые возможности в обновлении содержания образования и управления учебным процессом, совместного использования ресурсов. Рассматривается эффективность взаимодействия вуза и работодателя в процессе обучения и подготовки специалистов в сфере культуры и искусства. Раскрываются возможности применения сетевых форм реализации образовательных программ в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов творческих профессий. Подчеркивается функциональное значение привлечения работодателей в процесс профессиональной подготовки студентов в форме сетевого взаимодействия, что позволяет обеспечить качество обучения и реализует потребности всех участников этого взаимодействия.
25 74
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические основы и экспериментальные результаты создания в Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы Школы тьюторов. Интенсивный характер изменений, происходящих в образовательной политики, ее нацеленность на формирование молодого специалиста, способного быть активным субъектом своей деятельности, самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи актуализируют вопрос становления субъектности студента в условиях обучения в вузе, его готовности к реализации тьюторского сопровождения в будущей профессиональной деятельности. Под тьюторским сопровождением учебно-профессиональной самореализации будущего специалиста в образовательной среде вуза понимается системная работа тьютора, являющегося одновременно организатором, партнером, консультантом и наставником студента с целью оказания поддержки самореализации в различных микросредах вуза, в формировании культуры выбора и отказа. Тьюторское сопровождение учебно-профессиональной самореализации будущего специалиста в образовательной среде вуза рассматривается как системообразующий фактор его профессиональной подготовки, обеспечивающий высокий уровень овладения профессиональных компетенций.
26 150
Аннотация
В статье раскрыто значение инновационной деятельности преподавателя вуза в решении проблем повышения качества профессиональной педагогической подготовки. Представлено содержание понятия качества педагогического образования как основного требования реализации Федеральных государственных образовательных стандартов и основополагающие идеи подготовки учителей в соответствии с Профессиональным стандартом педагога и Концепцией поддержки развития образования. Обобщены современные требования к профессиональной подготовке учителей в высших учебных заведениях, основное из которых - формирование учителя-универсала, способного непрерывно обучаться и обучать других. Раскрыты содержание понятия инновационная деятельность преподавателя и основные тенденции в изменении содержания традиционной преподавательской деятельности: возрастание роли методической, научно-исследовательской, проектной деятельности. Систематизировано содержание инновационной деятельности преподавателя педагогического вуза, описаны деятельность по обновлению содержания образовательных программ и совершенствованию организации образовательного процесса, деятельность по применению инновационных образовательных и оценочных технологий, деятельность по обеспечению сетевого взаимодействия и академической мобильности. Сделаны выводы о значительном влиянии инновационной деятельности преподавателя педагогического вуза на качество профессиональной подготовки студентов.
27 114
Аннотация
В данной статье рассматривается содержательный аспект вариативности основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) с позиции потенциальных возможностей проектирования индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Описывается опыт проектирования вариативности ОПОП как механизма реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся по направлениям подготовки: «Информационные системы и технологии», «Прикладная информатика в менеджменте», реализуемых на кафедре прикладной информатики и информационных технологий в образовании в НГПУ им. К. Минина. В рамках исследования выделяется три уровня. Первый уровень – внутримодульный, предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий исходя из набора вариативных дисциплин, обеспечивающих модуль. Второй уровень – межмодульный, предполагает построение индивидуальных образовательных траекторий исходя из набора вариативных модулей, обеспечивающих достижение образовательных результатов. Третий уровень предполагает нелинейное построение индивидуальных образовательных траекторий путём перехода на смежный профиль подготовки или другое направление подготовки, находящиеся в одной укрупнённой группе специальностей.
28 93
Аннотация
В статье авторы обращаются к рассмотрению вопроса о тьюторской деятельности педагога по индивидуализации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений. Говоря о значении самостоятельной работы студентов, авторы приводят мнения классиков педагогики по данному вопросу. Приведены трактовки понятия самостоятельной работы студентов, данные учёными: В.И.Загвязинским, И.А.Зимней, П.И.Пидкасистым, Л.М.Фридманом, М.Г.Гаруновым, В.П.Шишкиным, И.В.Поповой, Э.В.Губернаторовой. Авторы статьи указывают на недостатки самостоятельной работы студентов, к которым относят: неумение организовать самостоятельную работу, отсутствие навыков планирования, самоорганизациии и самоконтроля, отсутствие навыков работы с литературой и определяют возможные пути их устранения. Наиболее перспективным направлением совершенствования самостоятельной работы студентов авторы считают её индивидуализацию, осуществляемую преподавателем, применяющим технологии тьюторской деятельности. Авторы указывают на условия, которые должен обеспечить преподаватель при проектировании самостоятельной работы студентов, и определяют её компоненты: мотивационный, организаторский, рефлексивный, исполнительский, контрольный. Особое внимание в статье уделено рассмотрению этапов тьюторской деятельности по индивидуализации самостоятельной работы студентов высшей школы.
29 133
Аннотация
Данная статья посвящена актуальной теме - реализации основного принципа современной концепции образования: принципа эффективности. Под принципом эффективности автор понимает соответствие знаний выпускников с их умением применить эти знания на практике. Интернет-технологии в организации информационного пространства с использованием учебных материалов Академии Cisco позволяют повысить качество подготовки специалистов в области управления организацией. В статье представлены результаты исследования по двум параметрам - отношение преподавателей и студентов к прохождению данного модуля; мотивация студентов на построение карьеры с применением технологий «Всеобъемлющий Интернет». В заключение статьи сформулированы перспективы инновационной направленности обучения и влияние ее на качество формируемых практических умений будущих специалистов менеджмента организации

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

30 132
Аннотация
В статье рассматриваются экологические проблемы утилизации отходов на шламонакопителе «Белое море» завода «Капролактам» ОАО «СИБУР-Нефтехим» г.Дзержинск Нижегородской области. В настоящее время существует необходимость ликвидации шламонакопителя «Белое море», использовавшегося для складирования шлама хлорных производств завода «Капролактам», в связи с его заполнением. В статье представлена общая характеристика завода «Капролактам» ОАО «СИБУР-Нефтехим» и шламонакопителя «Белое море». Раскрыты виды производств завода «Капролактам», образующиеся в результате ведения хозяйственной деятельности отходы производства и способы их утилизации. Выделены проблемные области завода «Капролактам». Проведены исследования о степени оказания негативного воздействия на окружающую природную среду шламонакопителя «Белое море», внесены предложения по определению метода его ликвидации шламонакопителя «Белое море», а также представлен проект и определены необходимые инженерно-технические и рекультивационные мероприятия.
31 169
Аннотация
В работе рассмотрены результаты микрополевых опытов, заложенных в 2014-2015 гг. на дерново-подзолистой легкосуглинистой почве Борского района Нижегородской области, с изучением действия кремнийсодержащих стимуляторов роста Силиплант, Энергия-М и Мивал-Агро на общую биопродуктивность, и показатели качества озимой пшеницы сорта Московская 39 и картофеля сорта Ред Скарлет . В опытах установлено положительное действие всех изученных стимуляторов роста растений. Наилучшими и достоверными результатами отмечены варианты с препаратами, имеющими в основе кремний и его соединения. Некремниевый стимулятор роста растений Крезацин также отмечался положительным действием на продуктивность и качество сельскохозяйственных культур, однако данное действие имело вид тенденций. Общая биологическая продуктивность растений озимой пшеницы в значительной степени увеличивалась (на 32%) при применении комплексного стимулятора роста Мивал-Агро. Общая биомасса картофеля максимально повышалась (на 40%) при применении стимулятора роста Энергия-М. Из всех изученных стимуляторов роста на товарную часть озимой пшеницы (зерно) в существенной степени оказал свое действие препарат Мивал-Агро (прибавка по отношению к контролю 31%), а на товарную часть картофеля (клубни) - препарат Энергия-М (прибавка по отношению к контролю 37%). В отношении нетоварной части урожая пшеницы (солома) и картофеля (ботва) значительное действие оказали те же препараты с прибавками в массе в 32% и 45% соответственно. Препараты Энергия-М и Мивал-Агро способствовали повышению накопления не только клейковины в зерне (на 6% и 9%) и клетчатки в соломе (на 11% и 13%) пшеницы, но и крахмала (на 13% и на 12%) и витамина С (на 52% и на 51%) в клубнях картофеля по отношению к естественному плодородию почвы.
32 71
Аннотация
Специально разработанный метод корреляционно-скелетонной обработки длиннопериодных возмущений МГД диапазона компонент геомагнитного поля, регистрируемых вдоль 210 меридиана, применен для анализа их пространственно-временного распределения на разных этапах геомагнитных бурь. В основу метода положено выполнение постпроцессинга пространственно-временного вейвлет-анализа возмущений. Результаты расчета спектров представлены в виде вейвлет-скелетонных картин. Метод позволяет найти синхронизацию колебательных процессов вдоль геомагнитного меридиана и использовать ее как предвестник глобального магнитного возмущения. Созданный алгоритм может быть использован и как диагностический инструмент состояния магнитосферы. Предложенный в настоящем исследовании метод корреляционно-скелетонной обработки длиннопериодных возмущений МГД диапазона компонент геомагнитного поля позволяет обнаруживать синхронизацию колебательных процессов вдоль геомагнитного меридиана. Это дает возможность устанавливать пространственно-временное распределение низкочастотных возмущений в периоды магнитных бурь. Результаты такого подхода можно использовать и для краткосрочного прогноза глобального магнитного возмущения.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

33 95
Аннотация
В статье дана информация о работе региональной научно-практической конференции «Актуальные технологии дошкольного образования в свете ФГОС ДО», посвященной реализации современных технологий дошкольного образования в контексте реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Конференция была организована кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования Мининского университета с целью обсуждения насущных проблем, связанных с отбором и реализацией образовательных технологий в свете требований ФГОС и обновлением всей нормативно-правовой базы дошкольного образования, переживающего в последние годы значительные преобразования. Это повлекло за собой старт различных инновационных процессов в системе дошкольного образования как самостоятельного уровня общего образования. Представлен обзор наиболее значимых статей, иллюстрирующих опыт реализации различных технологий дошкольного образования.
34 108
Аннотация
29-31 октября 2015 года на факультете гуманитарных наук прошла V Международная конференция «Нижегородский текст русской словесности». Состоявшаяся конференция - юбилейное собрание российских и зарубежных исследователей, которые с 2007 года работают над серьезной научной проблемой - определением культурного и литературного кода Нижегородского земли. В этом году научная проблематика конференции была поддержана грантом РГНФ (научный руководитель проекта - проф. В.Т. Захарова, участники - проф. Е.М. Дзюба, доц. А.В. Эрастова, доц. А.Л. Латухина). Данная конференция является пятой по счету и представляет собой своеобразный промежуточный итог научно-исследовательской деятельности коллектива российских и зарубежных ученых, работающих в русле методологии культурно-исторического, историко-литературного и теоретико-литературного осмысления проблемы текста, выявления системы устойчивых формул и кодов семиотически насыщенного художественного пространства, формирующего представление о роли и значении Нижнего Новгорода и шире, Нижегородской земли, в развитии отечественного литературного процесса (с древнейших времен и до его современного состояния), а также в формировании аксиологических векторов русской литературы в целом.В организационный комитет конференции были введены ведущие исследователи из отечественных и европейских вузов-партеров, которые находятся в постоянном взаимодействии с коллективом исследователей нижегородского текста и разделяют методологические и ценностные ориентации исследовательского проекта «Нижегородский текст русской литературы»: титулярный профессор И. Мяновска (Быдгощ, Польша), профессор Г.Л. Нефагина (Слупск, Польша), профессор, Академик Волынской Академии наук Л.К. Оляндэр (Луцк, Украина), профессор Е.Г. Чернышева (Московский Государственный Педагогический Университет, Москва, Россия). Для участия в мероприятиях конференции ведущие специалисты в области литературы и лингвистики, чьи исследования выявлены наиболее существенные характеристики Нижегородского текста: проф. И.А. Есаулов (Москва), С.В. Шешунова (Дубна), Е.В. Николаева (Москва), Н.П. Жилина (Калининград), доктор PhD Моника Сидор (Люблин, Польша) и другие. По результатам конференции был выпущен сборник научных статей. В него включены материалы V Международной научной конференции «Нижегородский текст русской словесности», куда вошли работы ученых из Москвы, Калуги, Калининграда, Саранска, Арзамаса, Нижнего Новгорода, Чебоксар, других городов России, а также из Польши (Кельце, Люблин, Слупск) и Украины (Луцк). Привлечены в сборник и статьи учителей, научных работников музеев. Многогранный культурный феномен, каким является Нижегородский текст русской словесности, осмысляется как развивающаяся онтологическая категория. Сборник адресован работникам вузов, учителям-словесникам, аспирантам, студентам и всем, интересующимся проблемами национального художественного наследия.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2307-1281 (Online)